Обретение государственности — тернистый процесс, продолжавшийся не одно столетие. Тем не менее, легенда о Земле обетованной «ЖерУюк» уже не совсем легенда, и мечта выдающегося казахского жырау Асана-кайгы сбылась.
Принятие Конституции Верховным Советом Республики Казахстан 28 января 1993, народом Республики Казахстан 30 августа 1995 года на республиканском референдуме явилось важным шагом к становлению демократического, правового, светского, социального государства.
Основной Закон страны не только гарантирует универсальные неотчуждаемые права человека, но и определяет структуру государственного устройства, административно-территориальное деление Республики.
Конституция, являясь столпом демократии, отражает свободу волеизъявления и незыблемость власти народа, что непосредственно указано в преамбуле Основного Закона страны:
Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой… принимаем настоящую Конституцию.
Ст.3 Конституции провозглашает народ единственным источником государственной власти, а в п.3 данной статьи зафиксировано — никто не может присваивать власть в Республике Казахстан. Присвоение власти преследуется по закону.
Конституция наделяет исключительным правом выступать от имени народа и государства Президента, а также Парламент Республики в пределах его конституционных полномочий. Правительство Республики и иные государственные органы выступают от имени государства в пределах делегированных им полномочий.
В п.2 данной статьи указано: народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам.
Государственные органы должны использовать это право во благо народа. Соответственно, одной из пяти институциональных реформ Плана нации «100 конкретных шагов», программы Президента Республики Казахстан от 20 мая 2015 года явилось формирование современного государственного аппарата.
В связи с этим в 2015 году в Закон о государственной службе были внесены изменения. Качественное оказание государственных услуг, клиентоориентированное поведение, транспарентность и отчетность стали основополагающими принципами работы государственных органов. Проводятся необходимые меры по модернизации сознания государственных служащих, в первую очередь развитие «нулевой» терпимости к коррупционным проявлениям. В результате государственные служащие, действительно, являются слугами народа.
Наша страница в Фейсбук! Подпишись!
Однако в настоящее время возникает острая необходимость модернизации сознания общества, прежде всего — правосознания. Правовая грамотность, осознание гражданами своих прав и обязанностей — необходимые условия становления правового общества, в свою очередь, соблюдение закона является гарантией развития государства.
Вместе с тем законы должны быть совершенными и легитимными.
Поэтому с развитием нашей страны законодательная база также претерпевает много изменений и дополнений, и Конституция Республики Казахстан — не исключение.
На протяжении 23 лет в Конституцию внесены изменения и дополнения в 1998, 2007, 2011 годах.
Последние изменения в действующую редакцию внесены сравнительно недавно 10 марта 2017 года. Совершенствованию подверглись положения человека и гражданина, Президента, Парламента и другие.
Не прошли изменения мимо раздела семь Конституции, именуемом «Суды и правосудие».
Как известно, правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом.
Судья, вынося судебных акт от имени Республики Казахстан, в первую очередь направлен на защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики.
Судья, являясь основным правоприменителем при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции и закону, данное заложено непосредственно в Основном Законе.
И, как один из немногих органов, имеет возможность обратиться в Конституционный Совет, если усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство.
Наше сообщество в Одноклассниках. Вступай!
Статья 81 претерпела весьма существенные изменения. Если в редакции текста данной статьи было установлено, что «Верховный Суд Республики Казахстан является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики». То в настоящее время установлено, что «Верховный Суд Республики Казахстан является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам, в предусмотренных законом случаях рассматривает отнесенные к его подсудности судебные дела и дает разъяснения по вопросам судебной практики».
Установленные Конституцией основные положения реализуются во всех других нормативно-правовых актах республики.
П.2 ст.4 Конституции гласит, что Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики.
Согласно ст.77 Конституции, судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции и закону.
Настоящие положения подтверждают верховенство Закона в жизни казахстанского общества.
В преамбуле к Основному Закону страны — народ принимает Конституцию, осознавая ответственность перед нынешним и будущим поколениями. Необходимо признать, что 30 августа 1995 года народом было принято важное решение, существенно изменившее жизнь страны. Все положительные преобразования в настоящее время реализуются благодаря Конституции. Конституция — гарант государственности нашей страны.