21 мая — День работников культуры и искусства Казахстана
Каждый народ имеет свою историю, духовное наследие предков, которое дошло до нас, потомков, из глубины веков. Через духовное наследие, до нас дошли места, связанные с различными историческими событиями и личностями, которые оставили значимый след в истории народа.
Акмолинская область имеет богатое историко-культурное наследие. В настоящее время насчитывается около 2 тысяч памятников истории и культуры. 45 сакральных объектов, которые имеют общенациональное и региональное значение. Каждый сакральный объект имеет свою легенду, предания, которые корнями уходят глубоко в историю. Хочу поведать о нескольких из этих сакральных объектов.
Мавзолей «Кос бейит»
Мавзолей «Кос бейит» находится вблизи аула Терисаккан Жаксынского района Акмолинской области.
Название «Кос бейит» появилась из-за двух холмов, которые видны издалека в просторной степи. Легенда гласит, что некогда окрестности мавзолея были во владении богатого властного человека. У бая была дочь невиданной красоты. Многочисленное поголовье скота богача пас молодой мужчина, оберегая его от волков и барымтачей. Пастух был сильно влюблен в красавицу-дочь хозяина, и девушка тоже проявляла симпатию к парню. Молодой человек через жен своих братьев – женге, договаривается с девушкой о встрече. Но об этом узнает отец девушки. Бай, возмущенный тем, что раб, который служит ему, встречается с его единственной дочерью, отдает приказ избить парня. Находясь при смерти, парень приходя в сознание в доме далекого родственника, готовит план увезти свою возлюбленную. Подготовив лошадей, договорившись с любимой, в один прекрасный день он крадет ее. Но бай, следивший за дочерью, узнает о побеге молодых и отправляет погоню за ними. Вскоре беглецов настигают.
Происходило все ранней весной, во время таяния снега. Река Терисаккан из-за обилия воды разлилась. Увидев, что их окружают, молодые, не раздумывая, бросаются вместе с лошадью в бурлящую воду. Сильное течение уносит влюбленных. Отец, несмотря на свой гнев, когда увидел, что дочь может погибнуть, изо всех сил старается спасти беглецов. Лишь через несколько дней река вынесла тела влюбленных. Убитый горем отец только тогда понимает, что был не прав, что не дал влюбленным быть вместе. Сожалея о содеянном, он решает не разлучать молодых и хоронит их тела рядом на берегу реки, унесшей их жизни. Памятник находится в списке региональных сакральных объектов Казахстана.
Мавзолей Баубек батыра
Мазар находится в с. Ишимское (отделение Кызыл Ту) Жаксынского района.
Баубек Бекмурзаулы родился в 1824 году на территории Кокшетауской области. Его отец Бекмурза был богатым и известным человеком своего времени. Баубек рано лишился отца и матери. В девятилетнем возрасте он попадает в ближайшее окружение известного хана Кенесары Касымова. Впоследствии становится его приемным сыном. Учится военному делу. С юношеских лет Баубек обладал небывалой природной силой, отличался стойкостью.
В 15-16 лет принял участие в одной из крупных сражений с киргизами и прославился, победив известного киргизского батыра Отыншы. И с тех пор в народе его стали называть Баубек батыр. Во время подготовки и проведения восстания Кенесары был одним из его преданных помощников.
После поражения восстания Кенесары Баубек батыр вместе со своими многочисленными соплеменниками перекочевал к реке Терсакан. Предположительно они поселились в том месте, где Терсакан вливается в Ишим. Нынешний аул Терсакан был образован ими.
Баубек батыр пользовался уважением своего народа, был его защитником. За участие в восстаниях против царского правительства, из-за непоколебимости его взглядов, царская администрация выслала его в Тюменскую область, где он скончался в 1884 году.
Таким образом, Баубек батыру не суждено было быть похороненным в родных краях. Но когда забирали его в места заключения, он отрубил себе саблей один палец, оставил кое-что из одежды и завещал: «… Мне видимо, не суждено вернуться в эти места. Когда получите известие о моей гибели, похороните все это здесь, как часть моего тела».
После того, как дошли слухи, что Баубек батыр умер, его родственники похоронили палец и одежду в местечке Бесоба со всеми почестями, из камня выложили большой мазар, на нынешней территории аула Кызыл Ту.
Потомки батыра в память о своем известном предке общими силами построили Мавзолей Баубек Бекмурзаулы, торжественное открытие которого состоялось 16 октября 1993 года. Аул Кызыл Ту был переименован и называется сейчас «Аул Баубек батыра».
В истории Казахстана много белых пятен. Долгое время имена людей, связанные с движением Кенесары Касымова находились в забвении. Ермухан Бекмаханов, патриот, историк, доктор исторических наук, профессор первым официально написал о Баубек Батыре. В 1995 году вышла книга журналиста Ахметжана Байжана «Бектауыл Баубек батыр». В нем обширно рассказывается о жизни Баубек батыра и его участии в движении Кенесары. Некоторые казахские писатели изображали его образ в своих произведениях: Ильяс Есенберлин — в исторической трилогии «Кочевники», Сабыр Шарипов — в повести «Ерденкөлі» (Озеро Ердена) и другие.
Памятник является сакральным объектом Казахстана общенационального значения.
Мавзолей Бытыгай
Мавзолей Бытыгай (Ботагай, Татагай) является архитектурным памятником XI-XII вв. Находится в Коргалжынском районе Акмолинской области. Является средневековым портально-купольным мавзолеем, единственным в своем роде, получившим описательную характеристику в 1831-1856 гг. Памятник историко-культурного наследия представляет собой четырехугольное строение с куполом 10,67 х 8,53 м из жженого кирпича. Во время археологических раскопок, вокруг мавзолея обнаружены следы мастерских, остатки кирпичеобжигательной печи. В 1862 году мавзолей Ботагай был зарисован великим ученым, этнографом Шокан Уалихановым.
Мавзолей по описаниям и чертежам многих путешественников, относится к видным образцам архитектурно-строительного искусства в Казахстане. Впервые название занесено на карту России в 1694 году послами Ф. Скибиным и М. Трошиным, пришедшими к хану Тауке. Она состоит из 20 страниц и называлась «Казахская орда». Есть описание, что город Бытыгай расположен на побережье между озером Коргалжын и рекой Нура. Здесь пересекаются многие караванные дороги, проходившие по Великому Шелковому пути.
В 1762 году в г. Петербурге опубликована книга «Произведение императорского советника Академии наук Петра Рычкова». Русский ученый, прошедший по казахской земле, написал следующие данные о Ботагае:
Бытыгай — остатки великого города орды кыргыз-каисаков на реке Нура вливавшейся в озеро Коргалжын. По характеристике, находился в десяти километрах, и здешние четырехугольные строения в виде дворца были настолько велики, что занимали триста саженей. Здесь есть одна мечеть и обрушенные каменные здания
После смерти Тауке хана Ботагай опустел, оставалось немного до его разрушения.
В 1816 году исследователь И. Шангин осмотрел мавзолей и дал ему краткое описание, характеристику плана здания и передней части мавзолея. В 1825 году советчик Демидов в записи на имя Александра I о переселении пограничной линии Сибири и Оренбурга в Казахстан писал о памятнике: «Среди соленых озер Коргалжын самое большое, с окружностью 300 километров. Река Нура, раньше впадавшая в реку Есиль, сейчас впадает в это озеро. Неподалеку виднеется территория старой пашни, доказывающей плодородность этих земель, а кирпичные развалины, образовавшиеся от разрушения старого города, повествуют о значительном изобразительном искусстве, которая занимает окрестность в 15 километров. Это говорит о том, что в этих краях обитали не кочевники, а образованный, грамотный народ».
Бытагай упоминается в исследованиях Шокана Уалиханова. Сведения о мавзолее имеются также в работах Иосифа Кастанье, Леонида Семенова, А.Левшина и т.д.
В 1949 году мавзолей был обследован Центрально-Казахстанской археологической экспедицией Академии наук Казахской ССР под руководством Алькея Маргулана, который локализовал город Татигай (Тотогай, Ботагай) на месте одного из крупных холмов левого берега реки Нура, отождествив его с городом Ахсикетом, обозначенным на Каталонской карте (1375) в низовьях реки Нура.
О Бытыгае существует легенда, записанная летом 1974 года участниками археологической экспедиции Академии наук КазССР под руководством Алькея Маргулана со слов коренного жителя села Коргалжын Ермека Нурпеисова:
В давние времена жил искусный мастер-строитель Бытыгай. Он был беден и кормился благодаря своему ремеслу. А еще обладал невероятной физической силой. Один хан (предполагается, хан Тауке) решил построить себе при жизни мавзолей и поручил сделать это Бытыгаю. Тот сразу приступил к строительству и вскоре создал искусно разукрашенный мавзолей. Мазар был настолько огромен, что тень от него доходила до реки, протекающей в километре от строения. Хану пришлось по душе умение мастера. После строительства мавзолея Бытыгай стал строить мост через реку, который до сих пор известен как брод Бытыгая (Бытығайөткелі). При строительстве моста мастер погиб от обрушившейся на него балки. Хан загоревал и решил похоронить мастера в его творении — мавзолее. С тех пор и мавзолей, и местность вокруг него носит имя Бытыгая.
В 2006 году памятник был обследован отделом Свода научно-исследовательского и проектного филиала РГП «Казреставрация».
Результатом последних экспедиций стала реконструкция и придание памятнику первоначального вида. Мавзолей был восстановлен по чертежам путешественника Алексея Шахматова.
Памятник является сакральным объектом Казахстана общенационального значения.