29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан
Воскресенье, 24 ноября

О хлебе насущном

Среди многих социальных вопросов, которые волнуют наших сограждан, является положение на хлебной ниве, не той, которая колышется золотом спелой пшеницы на полях, а вкусной румяной булке на наших столах.

Цена хлеба и его бережное отношение в крестьянской семье всегда был вопросом жизни, а по большому счету, и чести. По отношению к хлебу оценивался характер человека, умение вести хозяйство, его деловитость, хватка или, наоборот, нерадивость. Дорогих гостей встречали с хлебом с солью, как знак особого внимания. Принимая невестку в дом, свекровь всегда ставила на стол большой каравай, давала ей нож, от того, как она его резала, оценивала ее как будущую хозяйку, хранительницу семейного очага. Хлеб считался Божьим даром, а его нечаянно упавшие крошки на пол, считалось большим грехом, поэтому тщательно собирались. Выпечка хлеба для хозяйки была своего рода проверкой ее мастерства и рукоделия, к этому процессу относились особенно ответственно. Говорю это не понаслышке, а свидетелем давно минувшего детства.

Матрена, у тебя такой вкусный хлеб получается, поделись секретом

— часто спрашивали соседи, приходя на чашку чая в наш дом. Бабушка, улыбаясь, отвечала, что помимо умения выпекать, надо вкладывать в него свою душу.

В ходе выпечки хлеба, дом пустел, оставалась одна бабушка, за печкой в кастрюле стояла опара, священное место, куда не должна ступать ни одна нога. Ведь если опара от стука упадет, то хлеба не получится.

С раннего утра в «русской» печи начинал полыхать огонь. На листах уже лежало тесто будущих булок. Оценивалась температура печи. Потом закладывались листы с тестом, закрывалась печь специальной заслонкой, устанавливалось время. Готовность хлеба проверялась специально для этого выструганной острой лучиной. Вскоре румяные булки появлялись на столе прикрытые чистым полотенцем. Дегустация проходила всем семейством за большим столом. Выпечка проходила раз в неделю. В зимний период хлеб выносился в сени на мороз, но вот, что удивительно, после оттаивания он не терял свих вкусовых качеств, сохраняя свой хлебный запах. Бабушка строго следила за использованием хлеба и наказывала за выброшенную корку, часто повторяя, ведь вы выбрасываете мой труд. Это отношение к хлебу сохранилось на всю жизнь.

Отдавая дань уважения хлебу, его выпечка имела сакральное значение, а люди, которые занимались этим по роду своей деятельности, назывались «хлебниками» и пользовались всеобщим уважением.

Недавно, листая книгу известного писателя Гиляровского, прочитал о неком купце мастере по выпечки хлеба и всяких кулинарных изделий, который из Москвы в зимнюю стужу поставлял свой товар даже в наши северные края. Хлеб, после долгих странствий, не терял своего качества и всегда был в цене. Наверное были у специалистов, как и у моей бабушки секреты по изготовлению этого бесценного богатства, о которых сегодня забыли.

За всю историю человечество не обеспечивалось хлебом в достаточном количестве, его никогда не было вдоволь. Именно поэтому отношение к хлебу всегда было почетным и уважительным, от него зависела жизнь.

Однако сегодня с потерей рецептов по изготовлению, появилась другая беда — безразличие к этому священному и необходимому продукту.

Вместе с бытовым мусором мы выносим на свалку огромное количество этого нашего жизненно необходимого продукта. Об этом пишут социальные сети, политические лидеры поднимают вопрос бережного отношения к хлебу в Парламенте, и как одно из средств, предлагают повысить цену булки до 500 тенге.

В биологии есть такое понятие, как поедаемый и не поедаемый продукт. Сегодня это можно отнести и к хлебу, его качества желает быть лучшим. Купив булку впрок, как продукт многоразового использования, чрез сутки мы его выбрасываем в мусорное ведро, потому что в нем начинаются процессы брожения от некачественной выпечки. Нет плохого хлеба, а есть плохие руки, пекущего его, говорила часто бабушка.

Но помимо качества, сохранность хлеба зависит и от купленного количества. Люди старшего поколения хорошо помнят лозунг советского периода, который их встречал в булочной :«Бери хлеб в меру!». Хлеб можно было купить в любом объеме, от полной булки, до осьмушки. Эта была одна из действенных мер его рационального использования.

Сегодня цена на хлеб стала политическим вопросом, ведь мы живем не в очень богатой стране, для многих не так важна цена, скажем, на черную икру или другие деликатесы, она как зеркало, отражает социальные противоречия и проблемы. «Хлебная» тема по-прежнему остается актуальной. И вовсе не потому, что его где — то не хватает, просто хлеб везде остается самым значимым социальным продуктом.

Во все времена и у всех народов он был в особом почете и занимал главное место на столе,  а для Казахстана хлеб еще и важная статья экспорта, не случайно дата 16 октября определена Днём хлеба , аналогично тому, как например, в Германии празднуют день пива, а в Италии винограда. Это есть дань уважения к этому бесценному богатству страны, которым является Хлеб. Говорят,  будет хлеб – будет и песня!

 

Подпишись на наш видеоблог на YouTube! Тебе не сложно — нам приятно )