Слова этой песни хорошо знакомы старшему поколению, как и само слово — вернисаж. Многие из нас буквально выросли на лучших картинах художников и ходили на выставки, как на праздник, вбирая в свою душу прекрасное.
Выставочный зал располагался в старинном красивом здании и был любимым местом всех творческих людей и эстетов Кокшетау. Здесь проводились интересные встречи с местными и заезжими знаменитостями, постоянно демонстрировались работы художников, устраивался даже вернисаж одной картины, обращая внимание на ту или иную особо талантливую работу. Художники как бы соревновались друг с другом, удивляя и радуя своих поклонников. Это был истинный взлет творчества. В городе появлялись не только блистательные живописные полотна, но и мозаичные, огромные, красочные, украшая город. И их было кому создавать!
В Кокшетауском отделении Союза художников работали выпускники лучших художественных вузов и училищ СССР. Все это, увы, в прошлом. Сегодня город больше напоминает вернисаж кафе и ресторанов, магазинов и парикмахерских. Их такое количество, что скоро дома, где их нет, можно вносить в Красную книгу. Как бы сказали авторы известных романов «12 стульев» и «Золотой теленок», такое впечатление, что здесь люди сегодня рождаются для того, чтобы постричься, устроить себе хороший шопинг по магазинам и погулять в кафе или ресторане. В народе прочно укоренилась фраза: художника каждый может обидеть. Пророческой оказалась она для Кокшетау.
В одночасье, лет 20 назад областное отделение Союза художников Казахстана лишили мастерских и выгнали творцов, что называется, на улицу. В никуда.
Четыре года пытались они судиться, но, увы, безрезультатно. Их здание у них просто отобрали. А их распустили по домам. Не стало и выставочного зала. Ничего не стало. Многие картины художников просто погибли. Потому как выносили их творческие люди кто куда — в подвалы, гаражи, а то и просто на улицу. А ведь это были работы признанных мастеров, членов Союза художников, которые отдали служению искусству и оформлению города десятки лет. Были востребованы, выставляли свои работы в Астане и Алма-Аты, участвовали в международных выставках.
Как констатировал тогда председатель областного отделения Союза художников Юрий Попов, «работали увлеченно, действовал выставочный зал, магазин по продаже картин, в мастерских каждодневно шел творческий процесс. Это был яркий культурный очаг города, который знала общественность и который формировал эстетические вкусы людей. Работы Байтурсынова, Шаповалова, Жарылгасовой, Юрьева, Анисимовой, Кокурхоева и многих других хорошо знали в городе и гордились тем, что в нем живут такие талантливые люди. Но если нет выставок и нет места, где творческие работы можно показывать, а самим художникам работать, то год за годом все невольно предается забвению. Печально».
Художница Алла Сутулова выразила тогда общее мнение:
Большую часть времени художник проводит в мастерской, а если ее нет, то мы как люди «без определенного места жительства». Потому, как у нас там были встречи, выставки, общение между собой, и новые работы подчас рождались от коллективной мысли. А когда нас выставили, я свои работы, к примеру, вывезла в гараж, где почти всё и пропало зимой от перепада температур. Теперь вот пишу картину «Апокалипсис», навеянную всем тем, что с нами произошло и как с нами поступили. Есть ведь среди нас художники, которые остались полностью без работы, а ведь это как бьёт по самолюбию: художник, творец, мастер — и ты никому не нужен.
Отделению художников выделили крохотную комнатку для администрации. На все обращения и письма, суды, ответ один — вопрос решается. Время шло, надежды таяли и уходили в песок. С завистью узнавали, как решалась эта проблема в других городах. К примеру, в Костанае у художников есть и свои мастерские, и выставочный зал, для этого им отдали целый этаж, и находится он на балансе города. Оно и понятно: хочешь культурный город, о культуре надо заботиться и создавать условия. Власти города там учреждают творческие премии для художников. У нас же их потенциал практически не используется, а ведь каждый из них мог так много сделать для своей родины.
В Кокшетау есть прекрасная художественная школа, в наших университетах есть отделения, выпускающие дизайнеров и оформителей, растет талантливая творческая смена. И она просто не может, не должна почувствовать себя ненужной городу. Так не должно быть только от того, что кто- то когда-то посчитал, что искусство нерентабельно и неактуально в эпоху посткапитализма. Пора все менять. Край творцов и мастеров, коими всегда славился Кокшетау, должен снова обрести свой статус, а слава его художников подняться на должную их таланту высоту.
О многих местных художниках писала сама и хорошо помню многие их работы, пронзительные, берущие за душу, в них всегда был свой, особый взгляд на жизнь, адресованный людям посыл к добру и красоте. А статью о художнике Шаповалове даже назвала его фразой: «Мне в толпе улыбнулась Мадонна…» Это было его личное прочтение написанной им картины о том, что божественное рядом.
Каждый из мастеров в своих работах говорил со своим зрителем, как бы взывая к лучшему в его душе, и это всегда находило отклик.
Если ситуацию не изменили вчера, то пришло время сделать это сегодня. Не случайно заговорили об этом и в интернете, призывая поддержать идею создания в областном центре выставочного зала, аллеи мастеров с открытыми площадками и торговыми залами, где бы выставлялись и живописные полотна, и народные ремесла, прикладное искусство — самое разнообразное и многогранное самобытное творчество потомков знаменитой Сары Арки, всегда считавшейся местом творцов.
Один из художников, чью выставку организовали, как это иногда сейчас делается, в музее, разочарованно признавался, что никто о ней толком и не узнал и мало кто посетил, так как о ней даже объявления не было, о чем ещё можно говорить?
Помню и такой момент. После того, как я написала об одном очень талантливом художнике, преподавателе местного вуза, он с благодарностью предложил мне в подарок одну из своих работ, что просто шокировало меня. Вашим пейзажам место в престижных выставочных залах, ответила я, не разбрасывайтесь ими, и это было действительно так: картины были просто восхитительны… И им, как и многим другим работам наших талантливых земляков, действительно место в лучших выставочных залах для общего обозрения, чтобы все люди смотрели и любовались.
Не грех тут вспомнить судьбу гения живописи Леонардо да Винчи, автора портрет Мадонны. Итальянский живописец реализовал свой талант только благодаря поддержке властей. Правитель Флоренции Лоренцо Медичи стал покровителем художников, что превратило небольшой уездный городок в крупнейший центр эпохи Возрождения. Сколько различных богачей, живших тогда, но жадных, ушли в безвестность и только имя мецената Медичи осталось в веках рядом с именем Леонардо. Так он прославил себя. А Леонардо создал в искусстве «гармоничный образ человека, отвечающего гуманистическим идеалам, заложив основы искусства Высокого Возрождения». Заметьте, столь возвышенно воспринял мир художник, которому создали условия…
Наше сообщество в Вконтакте. Подпишись, чтобы быть в курсе новостей!