Каждое имя имеет свою неповторимую историю. Решила написать цикл рассказов о тех людях, которые, так или иначе, оставили о себе след. Среди них Калтаев Макыш, Кан Де Хан, Кошыгулов Шаймерден.
Калтаев Макыш (Машгур) – поэт, теолог, переводчик, просветитель, родился в местности Караоткель Акмолинской области.
Аул расположен на правом берегу реки Козыкош, которая вытекает из Нуры в Ишим. 2 марта 2019 года прошел процесс передачи села Караоткель на баланс города Астаны. Так вот в этом ауле родился в 1869 году известный акын Макыш Калтаев. Грамоте научился в мусульманской школе, а русский язык изучал самостоятельно. После чего преподавал в медресе города Троицка, и пришел к выводу, что оно не дает детям нужных знаний, особенно по прикладным дисциплинам. М. Калтаев считал также необходимым очистить казахский язык от непонятных народу арабских слов. Занимался просветительской деятельностью среди молодежи, призывал овладевать культурой. С юношеских лет увлекался стихами, учился писать, подражая восточным классикам, что наложило отпечаток на все его творчество. Созданные Калтаевым большие сюжетные дастаны и поэмы тяготели к традиционной восточной тематике. С 1907 по 1913-е годы издал шесть собственных поэтических сборников, занимался переводами с татарского на казахский язык, при этом опубликовал четыре книги. Его первая книга «Насихат казакия». О своей трудной жизни выходца из семьи бедняка он рассказывает в книге «Прямая дорога» (1912 г.). В 1913 г. в Казани был опубликован первый сборник его стихов «Прошедшие события». В них он обличает знать, осуждает насилие и несправедливость.
В своих оригиниальных произведениях Машхур Калтаев поднимал и вопросы просветительства среди родного народа, обращался к теме равноправия женщин, высмеивал невежество волостных правителей, работал в жанре публицистики. Известны его книги политического содержания, повествующие о жизни казахского народа в прошлом и о дальнейших проблемах его развития. Это произведения Макыша Калтаева «Прямой путь», «Зеркало для казахов» и другие.
В большинстве своих книг Калтаев рассматривает этические стороны воспитания и образования. Автор призывает к оседлости, занятию земледелием, требует от властей открыть больше школ, выпускать на родном языке больше книг и газет.
В размышлениях о будущем казахской нации известный поэт и теолог Макыш Калтай улы пророчил о том, что казахи получат независимость, а прииртышская степь, как во времена Абылай-хана и Кенесары, станет центром казахской государственности.
В тяжелые и горькие годы репрессии на казахской земле очутились граждане разной национальности, и среди них и семья Кан Де Хана.
Родился в 1912 году в селе Речное, Приморского края. В 1920- по 30-е годы трудился поваром, затем рабочим картонажной фабрики. Получил педагогическое образование. Трудился секретарём политотдела Тафуинского районного рыбного комбината. После депортации корейцев с Дальнего Востока был на спецпоселении в Астраханской области, где трудился культпросветработником в колхозе «Красноярец», в 1940 году был избран председателем колхоза «Заветы Ильича». (Акмола. Энциклопедия – Алматы, 1995.-400стр), Дмитрий Хасенович, так его называли сельчане, пришел председателем колхоза имени 18-летия Казахской ССР Шортандинского района Целиноградской области в 1944 году. Он был десятой «колхозной головой», так тогда называли председателей, а до него предшественники так и не смогли по-настоящему наладить дело, колхоз слыл в числе самых отсталых и безнадежных в районе. И можно только представить, каких трудов, усилий и здоровья требовалось для того, чтобы сдвинуть это дело с мертвой точки. Первая его советская пятилетка была поистине титанически трудной, но героической, потому что через несколько лет уже наметились надежные проблески улучшения, когда-то, казалось бы, безнадежного положения. Первой трудовой победой было, когда колхоз «18 лет Казахстана» получил первый миллион рублей прибыли. Потом уже хозяйство прослыло постоянным «колхозом-миллионером». Кан Де Хан стал для сельчан удивительным лидером, которому люди поверили, его называли вождем сельского пролетариата.
В 1956 году колхоз «18 лет КазССР» освоил около трёх тысяч новых гектаров земли, что позволило увеличить сбор пшеницы и довести урожай до 90 тысяч центнеров. В 1956 году колхоз продал 4615 центнеров молока, вместо запланированного количества 2061 центнеров. (Н. Лигай. Астана),
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 января 1957 года за особо выдающиеся успехи, достигнутые в работе по освоению целинных и залежных земель, и получение высокого урожая удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». А также имел орден Октябрьской Революции, Почётную грамоту Республики Казахстан (2002) и другие награды Союза ССР. Кроме того был депутатом Верховного Совета Казахской ССР 7-го созыва. В 1975 году вышел на заслуженный отдых.
Умер 16 августа 2008 года в Астане, где жил последние годы. Похоронен в селе Новокубанка Шортандинского района. В селе три объекта с его именем: бюст, музей и улица его имени.
Кошыгулов Шаймардан — родился в 1869 году в Акмолинской области. В возрасте 33 лет за агитацию религиозности был отправлен в пятилетнюю ссылку в Якутию. После освобождения в 1905 году трудился в своем книжном магазине и занимался скотоводством. Вышедший 6 августа 1905 года «Высочайший Манифест «Об учреждении Государственной Думы» по мнению ряда историков, появление нового государственного органа и, как следствие, развитие парламентаризма на закате самодержавного строя стало результатом многочисленных народных выступлений, чье недовольство вылилось в Первую русскую революцию 1905 года. В работе ново учрежденного законодательного органа наряду с крупными русскими деятелями принимали участие и выборные представители Великой Степи. (Портал Qazaqstan Tarihy).
Среди них был и наш земляк Косшыгулов Шаймардан. За годы существования Государственной Думы Российской империи ее депутатами были избраны 9 казахов. От Семипалатинской области в Думу были избраны Алихан Букейханов и Темиргали Нурекенов, от Уральской области – Алпысбай Калменов и Бахытжан Каратаев, от Семиреченской области – Мухамеджан Тынышбаев, а также Ахмет Беремжанов из Тургайской области, Шаймардан Косшыгулов из Акмолинской области, Тлеули Аллабергенов из Сырдарьинской области и этнический казах Салимгерей Жантурин от Уфимской губернии. Состав Государственной Думы Российской империи был разный, но в нем нашлись места выдающимся именам, которые до сих пор известны всем представителям образованной части Казахстана. Они вошли в состав законодательного органа с целью улучшить жизнь и быт народа теми способами, которые они считали возможными. Большинство из этих блестящих умов погибли в годы Гражданской войны, а те, кому удалось уцелеть, были перемолоты в сталинских застенках или умерли голодной и холодной смертью в ссылках. (Портал Qazaqstan tarihy).
В сборнике «Сибиряки-депутаты первой Государственной думы» он — описывается как сторонник суда шариата, за что пользовался большим уважением среди народа. Ш. Косшыгулов был избран в Государственную Думу I созыва 15 июня 1906 года, однако совсем скоро его депутатство было аннулировано ввиду плохого владения русским языком. Тем не менее, это не помешало ему вернуться в Думу на II созыв. После роспуска Ш. Косшыгулов вернулся в Акмолинскую область. 14 января 1932 года он был арестован и приговорен к трехлетней ссылке. В том же году Ш. Косшыгулов умер.