Буквально недавно в стране в начале октября пафосно отметили труд казахстанских педагогов в преддверии празднования Дня Учителя. Скоро масштабно будем отмечать День Республики Казахстан. Надеюсь, что именно лучшие из лучших, внесшие значительный вклад в развитие той или иной сферы деятельности, получат заслуженные награды.
Но мои горькие размышления о фактическом положении дел в системе казахстанского образования, да и страны в целом, не дают мне покоя ни днём, ни ночью. Поэтому решила искренне поделиться своими мыслями с моими дорогими читателями уважаемого издания.
Недавно в тик-токе натолкнулась на видео под названием «Казахстан: пока не поздно. Забытые у доски», автор которого вдохновил меня на подготовку данной публикации.
«…Казахстан в течение трёх десятилетий формально называл образование приоритетом, но на деле системно разрушал его, оставив от некогда прочного советского наследия лишь фантомы. Современные школы превратились в площадки для экспериментов без ясной образовательной стратегии и стабильных программ, без уважения к знаниям, к учителю и, в итоге, к самому будущему. Это разрушение не было мгновенным, оно происходило поэтапно, методично и, чаще всего, под прикрытием благозвучных лозунгов и реформ. Распад советской системы означал, что уже в девяностых годах Казахстан оказался в ситуации полной образовательной дезориентации при отсутствии научно обоснованной концепции перехода от одной модели к другой, страна стала ареной для чужих интересов, внешних фондов и бюрократической самодеятельности.
Вместо сохранения адаптации сильных сторон советского образования, государство выбрало путь подражания модным западным тенденциям, не учитывая реального социального, культурного и экономического контекста. Это подражание сопровождалось сокращением финансирования, бегством преподавательских кадров, отказом от фундаментальности и превращения образования в услугу, подчиненную показателям, отчётности и пиар эффекту.

Один из ключевых ударов по системе пришёлся на учителей. В течение десятилетий учитель потерял и авторитет, и реальную власть, и доход. Средняя зарплата педагога оказывалась на грани выживания, особенно, в регионах. Учитель становился заложником административной показухи, вынужденным обслуживать тестовые компании, заполнение десятков бессмысленных отчётов и участия в соревнованиях по красивым цифрам. При этом к нему предъявлялись завышенные требования при полном отсутствии поддержки – ни методической, ни социальной, ни профессиональной. Лучшие кадры уходили в частный сектор, за границу или вовсе из профессии. Молодёжь не шла в педагогические вузы, а те, кто приходил зачастую не имели ни должной подготовки, ни мотивации. Школы и вузы погружались в мир формальностей.
Началась бесконечная эпопея с реформами. Введение ЕНТ, КТА, затем снова пересмотр. Каждый новый министр образования считал необходимым изменить правила игры. Исчезло понятие стабильности. Вместо системной настройки образования вводились фрагментарные изменения, зачастую под давлением иностранных консультантов и фондов. Среди наиболее активно влияющих структур – Фонд Сороса и прочие неправительственные организации (НПО), лоббировавшие внедрение моделей, плохо совместимых с реальностью Казахстана. Данные модели придавали значимость права ученика на выбор, а не обязанности государства дать прочные знания.

Были внедрены программы, вымывающие из учебников ключевые исторические, культурные и другие важные темы. Например, начиная, с подробного изучения Великой Отечественной войны (ВОВ) и заканчивая основами научной логики. В школьных учебниках 21-го века тема ВОВ нередко сведена к нескольким абзацам, тогда, как в советских школах она изучалась как фундаментальный исторический пласт, охватывавший причины войны, её этапы, ключевые битвы, вклад казахов и народов Советского Союза в послевоенный мир.
Сегодня ребёнок может окончить школу, не зная кто такой Жуков и что такое сталинградская битва и как Казахстан кормил и поддерживал страну в годы блокады Ленинграда. То же самое касается и других тем. Исчезает история науки, фактическая база отечественной культуры, литературная классика. Взамен предлагаются пересказанные в глобальной логике нарративы (нарратив — это рассказ или история, имеющая определенную структуру и смысл. Проще говоря, это то, что история рассказана, а не просто сам сюжет. Повествование может быть любым: от личного опыта до истории целой нации или бренда – прим.автора), в которых Казахстан лишь статист в чужой игре, а его история подается, как набор случайностей».

Действительно, все эти проблемы имеют место и в школах нашего акмолинского региона. Поскольку мой сын немало лет работает учителем в одной из школ города Кокшетау, то я своими глазами вижу, с какими проблемами он сталкивается в своей работе. К примеру, вижу его загруженность всякими видами отчётности по успеваемости, различными анализами, мониторингами по успеваемости учащихся, написанием комментариев к оценкам обучающихся, проведением регулярных и зачастую неэффективных «срезов» знаний и так далее.То есть,акцент педагогов смещается на выполнение отчетов и статистику, а не на качество образования. Это создает атмосферу, в которой важнее «показать» результаты, чем действительно обучить детей. У учителей практически нет времени на разработку каких-то интересных методик преподавания по своей дисциплине, у них отсутствует возможность творческого подхода к работе.
Отдельно хочу отметить также часто встречающуюся некомпетентность родителей к труду педагогов, порой и самих руководителей учебных заведений. К примеру, недавно директор одной из школ города Кокшетау заставил грамотного педагога, профессионала своего дела написать заявление об увольнении по собственному желанию только из-за того, что кто-то из родителей класса, где учитель был классным руководителем, пожаловался директору школы за то, что педагог грубо отругал учеников своего класса в чате ватсапа, допустив нечаянно нецензурную брань. Судьба молодого педагога была решена одним росчерком пера, хотя учитель очень любил свой «ершистый» класс и помимо преподавательской деятельности всегда с детьми участвовал во всех культурно-массовых мероприятиях школы и города, профессионально играя на домбре при отличных вокальных данных. Ни руководитель школы, ни родительский комитет не приняли во внимание извинения этого учителя за эмоциональный срыв и даже не дали возможности ему высказать свою точку зрения.
Знаю также многих других учителей, которые сами мечтают оставить неблагодарную работу, ставшую нелюбимой из-за тяжелой психологической атмосферы в педагогическом коллективе.

Полагаю, что не только учителя в родном Кокшетау теряют авторитет в глазах учеников и родителей. Это проявляется в недостатке уважения к профессионализму педагогов и в игнорировании их мнения при принятии решений, касающихся также учебного процесса.
К общим примерам родительской некомпетентности и проблемам в отношениях с педагогами, наверное, я отнесла бы следующее:
1. Недостаточное участие в образовательном процессе.
Некоторые родители редко интересуются успехами или проблемами ребенка, не посещают родительские собрания и не взаимодействуют с учителями, что мешает своевременному выявлению и решению сложных ситуаций. Возможно, на это влияет их занятость на работе, при этом образование и воспитание детей полностью перекладывается на школу.
2. Несогласие с педагогическими методами.
Родители могут критиковать или отвергать методы преподавания, не понимая педагогической логики или стандартов, что создает конфликтные ситуации.
3. Неправильное поведение в школе.
Некоторые родители проявляют неуважение к педагогам, делают замечания публично, пытаются вмешиваться в учебный процесс без согласования, что создает напряженность.
4. Игнорирование дисциплинарных требований.
Родители могут не поддерживать школьные правила и дисциплину, что затрудняет работу педагогов по воспитанию и обучению.
5. Финансовые или материальные претензии.
Некоторые родители могут предъявлять необоснованные требования или жалобы, что отвлекает педагогов от основной работы.

Проблемы неправильного отношения родителей к педагогам могут включать:
• Недостаток доверия к профессионализму учителей.
• Эмоциональные или конфликтные реакции при обсуждении учебных вопросов.
• Отсутствие поддержки со стороны родителей в вопросах воспитания и дисциплины.
• Неспособность или нежелание сотрудничать с педагогами для достижения общих целей.
Для улучшения ситуации важно развитие диалога между родителями и школой, проведение информационных и образовательных мероприятий, направленных на формирование уважения и понимания роли каждого участника образовательного процесса.
Университеты также утратили своё предназначение. Академическая наука обесценена. Сильные преподаватели ушли, а оставшиеся заняты не преподаванием, а заполнением отчётов. Имитации публикационной активности и погоня за грантами. Публикации чаще всего идут в мусорные журналы, покупаются за деньги и не имеют научной ценности. Студенты – участники формального процесса, а диплом – не показатель знаний, а лишь документ для трудоустройства, где ключевое это — не знание, а связи или миграционные планы. Магистратура и PHD-программы наполняются ради галочки. Множество тем исследований – откровенно фальшивые от псевдопатриотических штампов до рерайта чужих текстов». (Рерайт – это переформулирование исходного материала с целью создания уникального содержания. Его цель — сохранить основную идею исходного контента, но изложить её новыми словами и выражениями — прим. автора).

Работая в одном из частных вузов города Кокшетау руководителем пресс-службы, редактором студенческой газеты я воочию увидела, что главный акцент в работе делается, в первую очередь, на платный набор абитуриентов на бакалавриат, магистратуру, докторантуру, а не на качество знаний. Когда для руководителя учебного заведения важна материальная сторона дела, а всё остальное, облачаемое в красивую «показуху», выставляется в социальных сетях, в различного вида отчётности. Это вызывает большую тревогу за будущее студенческой молодёжи, которая погружается в двойные стандарты и в обучении, и в воспитании.В исламе показуха считается одним из больших грехов человека.
Почему материальные блага стали важнее духовно-нравственных ценностей? Неужели никто из властьимущих не задумывается над тем, что земная жизнь слишком коротка и за все поступки придётся отвечать, если не на этом, то на том свете? В какую же бездну лжи, лицемерия мы катимся? Вот недавно натолкнулась на пост в фейсбуке казахстанской журналистки Гульбану Абеновой «От обслуживания сенатора США до академии «Кокше»: учебный путь Саясата Нурбека», в которой она задаётся вопросами, на которые не может получить ответы компетентных органов: «Имеет ли высшее образование министр науки и высшего образования РК Саясат Нурбек?», «Есть ли у него академическая степень магистра?». Вот ссылка на публикацию: https://www.facebook.com/share/v/1RWPTKejKP/

Выводы о качестве высшего образования и казахстанской науки после ознакомления с данной информацией делайте сами.
«…Одним из самых неоднозначных и разрушительных экспериментов последних лет является введение трёхъязычия в школах. Да, формально это красивая идея — казахский, русский, английский языки. А реально – это торжество хаоса при полном отсутствии методик, учебников и подготовки кадров. Ученики учат биологию на английском языке, не понимая ни предмета, ни языка. Учителя вынуждены преподавать в полубессознательном режиме. Переведённые термины, автоматические шаблоны, утрата сути. Ни язык не учится, ни предмет не усваивается. В результате — утрата мышления, ведь язык не просто средство общения, это форма восприятия мира. Казахский язык теряет статус языка науки, русский становится нежелательным, а английский используется декоративно ради галочки. Трёхъязычие в нынешнем виде – это не интеграция, а распад. Оно создаёт поколение, которое говорит на трёх языках, но не мыслит ни на одном. И всё это происходит на фоне вымывания базового образования. Исчезают часы математики, физики, химии, а уроки истории заменяются модульными играми. Но зато растёт количество факультативов по предпринимательству и soft skills». (Soft skills — это «гибкие» или «мягкие» навыки, представляющие собой совокупность личных качеств, таких как коммуникабельность, эмоциональный интеллект, критическое мышление и умение работать в команде. Они отличаются от hard skills (профессиональных навыков) тем, что не связаны напрямую со спецификой работы, а помогают эффективно взаимодействовать с людьми, адаптироваться к разным ситуациям и развиваться как специалист – прим. автора).

Складывается впечатление, что государство не готовит гражданина, а лепит пользователя. Того, кто умеет заполнять анкету, проходить тест и молчать. А потом удивляемся, почему из страны уезжают лучшие? А в оставшихся зреет разочарование.
Однажды у меня даже от глубоких переживаний и отчаяния за будущее страны родились даже вот такие строчки стихов:
Раздумье (сыну)
Выбор без выбора — голос отдали,
Лишь на словах мы – «великий народ»?
Кем же мы вместе за тридцать лет стали?
Крепко завязаны руки и рот.
Разве сегодня в степи древней вольно?
Сломлен режимом степной вольный дух…
Делаем вид, что живем и довольны.
Жаль, но огонь в очаге уж потух…
Будут ли рады наследству потомки?
Степь без растений, без фауны лес.
Лжи, лицемерия льются потоки,
Лишь на бумаге — рассвет да прогресс…
Как будут жить наши взрослые дети?
Также лелеять о светлом мечту?
Также искать, где же солнышко светит
И без надежды глядеть в пустоту?

Я так мечтала о счастье, сыночек,
Правду учила всегда говорить.
Сердце на части так рвётся меж строчек…
Делать добро я учила, творить.
Верить хотела большим депутатам,
Честно трудилась, тебя подняла.
Ложью пропитаны эти мандаты,
Вера, родной мой, сгорела дотла…
Станем жить лучше? Да, лишь на бумаге.
Стерпит она не такое, сынок…
Нет здесь дороги к честности, правде,
Путь за границей ищи — вот итог…
Там есть надежда, пусть небольшая,
Что не убьют, не упрячут в тюрьму,
Здесь за тебя только мама родная —
Я родила тебя, веря в мечту.
Знанья получишь надежные там ты,
Жизнь и работа хорошая ждёт.
Там справедливо получишь ты гранты,
Там к тебе вера с надеждой придет.
Да, заграница не ласкою встретит,
Ведь обездолен повсюду народ.
Но, хоть надежда какая-то светит —
Верю, оценят и труд твой, и пот.
Воздух там чище — леса охраняют,
Или, быть может, правдивей они?
Там ведь за правду не расстреляют —
Здесь пропадёшь, как в январские дни!
Счастья тебе, мой сынок, я желаю,
Будет пусть светел твой жизненный путь,
В сумраке нынче о том лишь мечтаю:
«Будь Человеком и дом не забудь…».

«…Сегодняшнее казахстанское образование – это зеркало страны, потерявшее ориентиры. Оно разрывается между наследием прошлого и модой на будущее, между советской фундаментальностью и западной гибкостью, между казахским самосознанием и глобалистским размытием. И пока не будет сделан выбор в пользу смысла, качества, глубины школа будет лишь производить потерянных. Нельзя вырастить поколение, не понимающее кто оно, откуда, зачем без серьёзного пересмотра приоритетов, без возврата к уважаемому учителю, без восстановления полноценных предметов и родного языка, как живого носителя культуры, никакие реформы не спасут.
…Не лозунги, а долгие тяжёлые усилия спасают школу. Иначе будет не образование, а долгий вежливый путь в никуда…».
Своё грустное повествование мне хочется завершить на позитивной ноте.
В сердце каждого молодого казахстанца живет искра надежды — яркое пламя, которое освещает путь к светлому будущему. В стране, богатой древней историей и многогранной культурой, каждый день рождаются мечты о великих свершениях и новых горизонтах. Молодежь Казахстана — это энергия перемен, свежие идеи и вера в свои силы. Это молодые люди, которые стремятся к знаниям, развиваются, создают инновации и воплощают в жизнь свои самые смелые задумки. Я уверена, что они смогут сделать наш Казахстан более сильным, процветающим и гармоничным, если представителями старшего поколения, власть имущими чиновниками страны, будут созданы все необходимые условия для их развития, начиная от школьной скамьи до университетского порога.
Пусть эта надежда не угасает, ведь именно она питает дух молодых, вдохновляет на великие дела и помогает преодолевать любые трудности. Будущее Казахстана должно быть в руках молодых, и оно должно быть ярким, полным счастливых моментов! С верой во Всевышнего и в справедливое государство – мой родной Казахстан!


