29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан
Воскресенье, 24 ноября

А.И. Щербинин, г. Москва. Апрель 2024 г. Кокчетав 1824 – Кокшетау 2024

Член Русского географического и Военно-исторического обществ, историк

Любите свой край родной, знайте его историю. Окончание

Окончание.
Начало по ссылкам:
часть перваячасть втораячасть третья, часть четвертая.

Кибитки даются на байгу богатыми киргизами не даром, а за плату от 20 до 5 р., средним числом 10 р., а за 24 кибитки – 240 р.
Текемет дается на байгу по 2 р., клем (простой ковер) по 1 р., хороший ковер за 2-3 руб. На кибитку 5 ковров, в среднем по 2 р., следовательно 10 р., а всего на все кибитки 240 р.
Шубы на байгу отдаются по 2 руб; всех шуб на выставке было 30 ил на 60 руб.
Платья и рубашки отдаются по 1 руб, в трех юртах было 60 экземпляров – 60 руб.
Выставка ремесел.
Шорник (камшереде) нанимается на две недели за 6 руб.
Седельник за награду от начальника.
Шерстобит (джюнсабайт) нанимается мужчина за 4 р., женщина за 3 руб.
Раскладывающий и ровняющий шерсть на камыши (джюнсалат) нанимается за 3 руб.
Катальщиками (джюнбасатами) обыкновенно нанимаются 4 женщины – 12 руб.
Пимник (пима-басат) нанимается за 10 руб.
Точильщик (кыргыше) работает за награду.
Ящичной мастер (чебер) нанимается за 6 руб.
Швея (жулек-тейге) нанимается за 6 руб.
Ткачиха (тегуйде) работает за награду. Итого …1470 руб.
В виду неоценимаго значения выставок для кочеваго населения, расход на них, даже при неразсчетливости и несообразности во многих статьях, нельзя считать особенно большими: но наблюдения показывают иныя неблагоприятныя стороны, мешающия их развитию, которыя необходимо устранить. Очевидно, выставками население тяготится. Излишняя настойчивость, с какою привлекаются на них влиятельные киргизы, во время, нередко совпадают со степными ярмарками или с перекочевками в сухие года, порождает мнение, что этот акт подневольный, и что все это делается только в угождение начальству. Продолжительность подготовления к выставке, а иногда недельныя ожидания начальствующих лиц, представляют много причин для раздражения экспонентов. Наконец, нельзя отнестись с похвалой к странному порядку на выставках: нанятый ремесленник не получает награды, а если таковая выпадет на его долю, то она достается аульному старшине.
Не дожидаясь окончания киргизских угощений, я пожелал еще раз взглянуть на выставку, но к удивлению моему, все выставочные предметы наскоро складывались на арбы, и юрты снимались, между тем праздник еще не кончился. К чему нужна такая поспешность? Причину угадать было не трудно: все торопились в привольныя степи после выполнения тяжелой повинности.
На другой день, когда в городе суматоха по случаю байги утихла, я приступил к собиранию справок о степных дорогах между станицей Щучинской и Омском.
Киргизы волостей, расположенных по этому пути, решительно заявляли, что по случаю жаркаго лета степь высохла, и колодцев от озера Булат-Челкар до озера Кошкуля, на расстоянии 150 в., нет. Проводника по степям было найти трудно. Пришлось остаться в Кокчетаве еще на несколько дней. Старик Акилбек, бывший наш лауч, помог отыскать мне такого же старца киргиза МунджуДжангырбаева, который, уступая нашим просьбам, решился сопровождать нас прямым путем в Омск.
В тот же день, 22-го июля, перебрались мы в станицу Котуркульскую и затем к озеру Боровому, лежащему к С-З. от озера Щучьяго. Отсюда предполагали двинуться в Омск.
В продолжении пяти-дневнаго пребывания близ озера Бороваго были осмотрены отвалы заброшенных приисков цветных камней на урочище Терс-Кыстау, между озерами Щучьим и Кокчетаунын; сделана экскурсия на речки Сары-Булак и Бек-тас-булак, впадающия в озеро Кашкарбай к С. от Кокчетавских гор. По этим ручьям съиздавна добывается золото. Прииски Мариинский и Вознесенский, ранее разрабатывались КоЗенкова и Большакова, ныне принадлежат КоФыгина и Подсосова. Вблизи от Мариинскаго прииска находится третий прииск Азбай, на котором промывается золото в настоящее время.
К Ю-В. В. от озера Бороваго в озеро Таш-Челкар с З. впадает много сухих логов, образованных речками Арбачи-Булак, Курай-Булак, Эсеки-Булак и Туруайгыр. Здесь в настоящем году сделаны заявления золотых приисков Фыгиным, Петровым и Хотимским.
Непредвиденныя обстоятельства заставили меня возвратиться снова к озеру Котуркуль и затем через Кокчетав выехать на Горькую линию.
Спутники мои Жданов и Гуляев от Бороваго озера выехали 27-го июля к озеру Булат-Челкар. Дорога на протяжении 10 вер. до речки Джаны-су, впадающей в озеро Копу, шла редким березовым лесом; затем леса исчезли, и открылась холмистая, выжженная солнцем черноземно-глинистая степь.
Круглое небольшое озеро Булат-Челкар с солоноватой водою заросло камышами. Верстах в 10-ти за этим озером холмы переходят в поверхность, слегка волнистую; степь становится ровною, но гранитный щебень и сланцевые выходы не исчезают. От Булат-Челкара до озера Куль-Довлета считается не более 30-ти верст. Надежды найти в последнем пресную воду не оправдались; озеро совершенно высохло. От лесов Кундубай, которые отмечены на 10-ти вер. карте Западной Сибири, близ озера не осталось никаких следов.
До следующей стоянки близ озера Джангильды было более 20-ти вер. Усталыя лошади едва передвигали ноги. Сухой воздух и запах гари от степных палов усиливал жажду. Перспектива найти в Джангильдах горько-соленую гнилую воду делала положение дел отчаянным. На этом пути, года три назад, как потом мы узнали от казаков, мещанин Суслов, пропустив водопои, потерял пять лошадей, а сам с несколькими обозами, заплутавшись в степи, трое суток оставался без воды и едва не погиб от жажды.
Проводник Манджа заметил далеко в стороне караван с шерстью и,через киргизего сопровождающих, мы узнали о небольшом колодце с 5-6 ведрами пресной воды, лежащем верстах в 4-х от дороги. Немало труда стоило отыскать этот колодец; поиски его продолжались далеко за полночь.
Утолив жажду и переночевав на этом колодце, на другой день 28-го июля спутники мои отправились на С-В. к озеру Джангильды, по совершенно гладкой, безводной степи. Дым и зарево от палов и степных пожаров застилали кругом горизонт. Солнечные лучи принимали ярко-красный отлив. Жар, запах гари и голая, лишенная растительности равнина производила самое подавляющее впечатление. В Джангильдах воды не оказалось; надеялись найти ее в 20-ти верст. в большом озере Ала-бата, но и оно оказалось совершенно высохшим. Утолить жажду довелось из небольшаго колодца в 4-х верст. от озера гнилою, наполненное паразитами, водою.
Следующий перевал предполагалось сделать 29-го июля на озере Кош-куль, лежащее в 40 верст. от Алабота к С-В. и З. от большаго озера Кичи-карай.
Кош-куль также как и остальныя встречающияся на пути озера, представляло покрытую белым налетом соли впадину – высохшее ложе. Вблизи, среди высохшей равнины, в виде оазиса зеленел небольшой лужок, на котором киргизы косили сено; почти в центре луговой впадины был вырыт колодец.
Киргизы зорко стерегли этот колодец; право воспользоваться водой было куплено за 50 коп.
Кругом вер. на 60 равнина носила характер безводной пустыни; все озера в окрестностях совершенно высохли, а травы были выжжены солнцем и спалены степными пожарами. До озера Кельт-сор, где предполагали 30-го июля сделать следующую остановку, считалось более 40 вер. Около этого озера, верст. в 6-ти от дороги, небольшой колодец также охранялся киргизами, которым за водопой пришлось заплатить по 5-ти коп. с лошади. Вблизи Кельт-сора к С. показались березовыя рощи; характер почвы совершенно изменился. В растительном ковре стали появляться травы черноземной полосы; слой чернозема залегал довольно глубоким, четверти в две толщиной, пластом. Вдали показались аулы киргиз. Вследствие крайне жаркаго и сухаго лета, киргизы в нынешнем году не решились откочевывать в ю. часть степей, а наняли вблизи Горькой линии казацкия земли и остались здесь на «желау» (летовка киргиз). На следующий день 31-го июля обоз наш вышел в станицу Николаевскую.
Таким образом, сто пятидесяти-верстное пространство от озера Бороваго до Горькой линии, между Булат-Челкаром и Кельт-сором занято совершенно безводной глинисто-солонцеватой равниной, от Кельт-сорадо станицы Николаевской на протяжении в 40 вер. залегают глинисто-черноземныя луговыя пространства, покрытыя березовыми рощами.
____________________

Актуальность изучения деятельности Императорского Русского Географического общества, а для нас особенно его Западно-Сибирского отдела — очевидна. В своей диссертации историк Ирина Анатольевн Скалабан особо отметила, что «Западно-Сибирский отдел Императорского Русского Географического общества (ЗСО ИРГО), созданный в 1877 г., стал первым общественным и научным центром Западной Сибири последней четверти XIX — начала XX вв., объединившим в своих рядах наиболее подготовленные местные интеллектуальные силы для решения первоочередных исследовательских задач по научному освоению края и прилегающих регионов. ЗСО ИРГО, важный структурный элемент в системе научных учреждений региона конца XIX — начала XX в.в., внес большой вклад в изучение края, оставив после себя обширный научный краеведческий материал — объективный источник по истории, экономике, этнографии Западной Сибири и Степного Края.
Великий Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999) утверждал: «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Мне остается только добавить: «Любите свой край родной, изучайте его историю, гордитесь своей землей и её людьми, бережно относитесь к уникальной природе, которую изучал Иван Яковлевич Словцов(1844-1907) и которую Владимир Людвигович Дедлов (Кигн) (1856−1908) назвал «Кокчетавской Швейцарией», к природе, которая вас окружает. Берегите свой край! Изучайте опыт других стран, не только положительный, но и отрицательный – это мудрое и правильное решение поможет избежать многих непростительных ошибок. Интересуйтесь историей, сопротивляйтесь определённым политическим кругам и заинтересованным силам фальсифицировать историю и самоназванным историкам и экспертам интерпретировать факты и события в угоду временной политической конъюнктуры. Не допускайте и малейшего влияния извне, связанного с разрушением традиционных ценностей народов, живущих здесь в гражданском, межнациональном и межрелигиозном согласии, добрососедских отношений между соседними странами и взаимовыгодного сотрудничества между ними, мирной жизни и собственной государственности.
Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) сказал: «Назначение человека на Земле – творить добро». Творите добро, дарите добро! Берегите хрупкий мир! Человек создан для созидания. Человек создан для преумножения. Человек создан для обогащения духовного мира и улучшения жизни на Земле. Любите свой край — цветущий Кокчетавский край, знайте его историю!».

Наше сообщество в Одноклассниках. Вступай!