Наступил месяц апрель и двинулись весенние воды, затапливая целые населенные пункты, города и села, вызывая совсем не лирическое настроение этого периода времени, тревожного и беспокойного для жителей всего Казахстана.
Наверное, это самая злободневная тема, как перенести, выдержать и осилить этот натиск природы, который стал, по сути, испытанием нашей солидарности и экономической прочности.
Не миновала это водная стихия и родные Пенаты. Казалось совсем недавно руководители служб Кокшетау, которым доверили вести борьбу с паводковыми водами, рапортовали, что все под контролем перед надвигающимся фронтом водной стихии, но природа оказалась сильнее человеческих возможностей.
Нынешний апрель стал для кокшетауцев проверкой готовности к натиску стихии, месяцем тревог и надежд. Несмотря на самоотверженную работу противопаводковых служб, МЧС, волонтеров, добровольцев, не все удалось решить, и здесь много причин, к числу их следует отнести человеческий фактор.
Речка Кылшакты, протекающая в городской зоне, стала, по сути, камнем преткновения и головной болью для руководителей города в период схода талых вод. Уже много лет ставится вопрос об очистке её русла, которое заросло камышом, а днище заилилось, чтобы укрепить ее берега бетоном в границах города, для быстрого схода воды. Однако воз и ныне там. Но природа не любит отлагательств. Результатом сегодняшнего дня стало выход талой воды из берегов широким разливом, затоплением привокзального района, частных домов и района элеватора.
Тысячи кубов грязе-селевого потока пополнили озеро Копа, став дополнительной проблемой по очистке жемчужины Синегорья.
Пришел сюда поток и с другой стороны — реки Чаглинка, куда была сброшена лавина воды из Чаглинского водохранилища. Чего только она не несла с собой в несчастное озеро! Все, что встречалось на пути, реально превращая его в помойку. Не первый год происходит эта неприглядная картина, но ничего не меняется. В результате сброса воды с водохранилища, резко поднялся уровень в озере Копа. Сегодня стоят затопленными насосные Красноярских дачных участков, расположенных в прибрежной его части, грунтовые воды зашли в подвалы домов, заболотили земли.
Это еще раз показывает, насколько опасна стихийная ситуация вокруг нерегулируемого сброса. Уже много лет дачные кооперативы«Железнодорожник» и «Коммунальник», с приходом весны, переживают стрессовую ситуацию, связанную с подтоплением своих участков. Особенность ее в том, что она по большому счету является рукотворной, не предсказуемой и всецело зависит от профессиональной работы работников гидроузла, проводящего сброс воды в реку Чаглинка из водохранилища, на пути которой расположены садовые участки, при этом разрушая их.
Известный американский ученый аграрник Беннет доказал, что плодородный слой земли кормит миллиарды людей, а основатель почвоведения Василий Докучаев оценил его дороже золота и железных руд. В этом суть нашего земледелия, в том числе, дачного. История знает много примеров, когда в результате природных катаклизмов происходила деградация земель, что приравнивалось к национальным бедствиям, поэтому ученые и специалисты аграрии разработали программу по их сохранению. Сегодня ситуация на железнодорожных дачных участках напоминает рукотворный катаклизм в миниатюре. В результате сброса воды смыт плодородный слой почвы, большая часть участков погребена под толстым слоем песка, как после селевого потока. Уничтожены цветники и розалии, клубничные грядки. Пострадали хозяйственные постройки и инвентарь, а на декоративных заборах в качестве украшения висят вынесенные водой окуни, лещи и чебаки.
Дачники рассказывают, сброс был такой силы, что вода разрушала заборы, переворачивала туалеты, заходила по окна в дома. Работники же гидроузла, оправдываясь за свой непрофессионализм, стали обвинять самих дачников за то, что их участки расположены в пойме реки. Старожил кооператива, за плечами которого не один десяток лет трудового дачного стажа, Валерий Юрьев с горечью говорит, что такого беспредела со сбросом воды раньше не было. Весенние паводки — это сезонное и неизбежное природное явление и к нему рачительный хозяин всегда готовился, дабы пережить его с минимальными потерями, поэтому и ситуация была под контролем, а дачники — спокойны за свои участки. Открытие шлюзов случалось редко, но в последние годы превратилось в систему.
Чаглинское водохранилище, по мнению земледельцев, стало непредсказуемым объектом из-за проблем гидроузла, который сегодня не имеет элементарного технического контроля. Об этом неоднократно говорилось, но проблема не решается. Страдают не только дачные участки, нарушается экология региона, гибнет озеро, регулярно засоряемое лавинами хлама, что несут со всей окрестности сбрасываемые с водохранилища воды, гибнет флора и фауна, глушится рыба, оставаясь потом висеть на ветках деревьев, как свидетельство равнодушия, бесхозяйственности и наплевательского отношения к экологии края.
Сегодня аномальные паводковые воды, которых не было много десятилетий, охватили огромные территории области.
Читая отчеты о самоотверженной борьбе со стихийным бедствием людей, которые схожи с фронтовым сводкам из зон боевых действий, приходят совсем не радужные мысли об одной из причинности происходящего.
Вода, ее состояние, как и земля, требует детального изучения и контроля, которая выполняется специалистами гидротехниками.
Работая почвоведом по обследованию земель в советский период колхозов и совхозов Акмолинской области, мне часто приходилось встречаться с инженерами — гидротехниками, которыми они были укомплектованы. В их распоряжении была техника, они следили за состоянием поверхностных и грунтовых вод, составляли карты дренажа территорий, возможного схода весенних вод, накопления снега в зимний период, в летний период дождевых осадков. В ходе земельной реформы были созданы новые сельскохозяйственные формирования, которым содержать штат гидротехников стало не выгодно. Изменилась кадровая политика, а гидротехническая служба перестала существовать.
Проблема состоит и в общем руководстве. Встречаясь сегодня с ветераном гидротехнической службы, который работал в системе Гипроводхоз, слушаю его рассказ, что тридцать лет назад в стране работало Министерство водного хозяйства, а под его руководством — управление мобильного механизированного производства, управление производственно-технического комплекса и управление системы водного хозяйства.
Эти организации были утрачены, теперь их нет. Не осталось специалистов, с которыми можно было бы посоветоваться. И вот сегодня вода разливается, затапливая населенные пункты, города, поля и равнины.
Нам необходимо обучать специалистов и открывать водохозяйственные учреждения, чтобы каждый год весной не было подтоплений, выразил мнение ветеран.
Конечно, в рамках общегосударственного катаклизма с аномальным явлением этой весны- разливом паводковых вод, дачная проблема покажется мелкой деталью, но она есть и её нужно устранять нашими общими силами, как и всей учиться управлять всей паводковой ситуацией в целом.