АВЕСТА – сборник священных книг древнеиранской религии (зороастизма), господствовавшей на Ближнем и Среднем Востоке до арабского завоевания (VII-VIII вв. н. э.).Согласно преданию, Авеста когда-то состояла из множества книг, которые охватывали все стороны мифологии, истории, этики, права, религиозных требований. Александр Македонский, завоевав земли последователей зороастризма, подверг их религию гонению, а книги – уничтожению. Вторично Авеста уничтожалась арабами-мусульманами. Наиболее древний известный науке список Авесты датируется XIII в. н. э.
Зороастризм, или маздеизм, религия, основанная в 8 или 7 в. до н.э. реформатором древней иранской религии по имени Заратуштра (греч. Зороастр).
События Авесты происходят на обширной территории от Памира до Иранского нагорья. Центр событий происходил близ Каспийского и Аральского морей, а также в долинах рек Амударья, Сырдарья и Волга.
Музей Авесты находится в Хиве, в одном из многочисленных медресе этого уникального восточного города. Не случайно музей Авесты расположен именно в Хиве, ведь по одной из версий Авеста была написана здесь, в Древнем Хорезме. В священной книге зороастрийцев город Хива упоминается как «Урва», «Урга».
Наиболее почитаемым божеством был Ахура Мазда. Другими богами «Авесты» являются боги Митра, Анагита, Фраваши и другие.
Среди богослужебных культов зороастризма особое значение имел культ огня.
Огонь почитался и как посредник между людьми и богами в жертвоприношении, и как животворящая сила солнца, и как все очищающее пламя. В ритуале жрецы-атраваны употребляли священный напиток хаому.
Известная исследовательница Авесты Мэри Бойс (2) пишет: «…во время богослужения жрец, совершавший обряд, держал в левой руке пучок травы (называемый иранцами барэсман ) …позднее и в Иране, и в Индии пучок травы был заменен прутьями. Ритуальные приношения воде, совершаемые в конце богослужения, готовили из молока, веток одного растения из сока, получаемого после того, как стебли другого растения будут истолчены. Растение, которое толкли, называлось по-древнеиндийски сома, а по-авестий-скихаома , что буквально значит «то, что выжимают». Неясно, какое растение первоначально употребляли протоиндоиранцы, но вполне возможно, что это могли быть разновидности эфедры (как хом – «эфедра», «хвойник», используемый зороастрийцами в настоящее время[1])».Такие выводы она сделала, изучая жизнь современных зороастрийцев Индии. У ней и других вариантов не было.
В Авесте читаем:
«…Пускай к тебе взывают
И почитают больше,
Благая Ардви-Суру,
И хаомой молочной,
И прутьями барсмана…»
(Яшт 5,9).
«…Молился Ардви-Суре
Спитама-Заратуштра
На Арианам-Вайджа
У Датии благой.
Там почитал он Ардви
И хаомой молочной,
И прутьями барсмана…».
(Яшт 5,104)».
«…Хаоме слава за то,
что после всех опьянений
Идет кровожадная Ярость,
Но после всех опьянений
Истина следом идет.».
(Яшт17,5).
«…Мы почитаем Митру,
Чьи пастбища просторны,
И хаомой молочной,
И прутьями барсмана…».
(Яшт 10,145).
«…Как повелел молиться
Ему Ахура Мазда,
И хаомой молочной
И прутьями барсмана…».
(Яшт 14,5).
Таким образом многократно рекомендуется для удачи в бою совершать возлияния хаомой молочной. Как припев звучат строки– «И хаомой молочной И прутьями барсмана» во всех молитвах.
В словаре книги говорится, что барсман это пучок тамариска.
Приготовление хаомы описывается:
«… Возьмет дрова с барсманом
И молоко со ступкой,
Умытыми руками
Помоет пестик, ступку
И, простирая барсман
И хаому подняв,
Споет «Ахуна-Варья».»
(Яшт 10,91).
Однако я, читая Авесту (1) пришел к совершенно другим выводам. Во-первых, большая часть персонажей совершают свои героические действия на конях, «подкованных серебром и золотом», во-вторых – для укрепления силы рекомендуется употребление хаомы и приводится способ его приготовления.
Я вспоминаю, как моя бабушка готовилась весной к сезону кумыса. Она брала саба (удлиненная деревянная бочка), тщательно мыла ее и смазывала изнутри жиром казы. Затем она шла в степь, находила кусты таволги и приносила несколько веток, сложенных в пучок. После этого, разводила костер с пучками таволги и устанавливала саба над костром. Таким образом, саба пропитывалась ароматом таволги. После заливки кобыльего молока надо было постоянно перемешивать мутовкой. Приготовленный бабушкой кумыс всегда отличался запахом, вкусом и цветом, а также обязательными черноватыми точками жира. На этот кумыс сходились не только соседи, приезжали даже гости из дальних сел.
Если бы Мэри Бойс поинтересовалась жизнью кочевников, у нее не осталось бы сомнений в том, что хаома — это кумыс.
На мой взгляд, Авеста — настоящая ода кумысу.
1.Авеста: Избранные гимны – Душанбе: Адиб,1990.
2.– Википедия —https://ru.wikipedia.org › wiki › Авеста
3.Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. – Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы. Москва 1988.