Такой же сложной должна быть для человека попытка дать взятку чиновнику. И не только из-за боязни наказания, общественного порицания, но и в силу внутренних запретов, которые формируются в сознании.
Такой комплексный подход противодействия одному из самых пагубных явлений, в той или иной степени присущего любому государству, характерен для Антикоррупционной стратегии РК, принятой в 2014 году. Значимость именно такого комплексного подхода подчеркивает Президент страны в своем Послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность»: «Мы сделали существенные шаги по снижению уровня коррупции в стране. В то же время основной акцент направлен на борьбу с последствиями коррупции. Необходимо усилить работу по выявлению и искоренению причин и предпосылок коррупции».
Сегодня можно говорить об эффективности реализации применяемых мер превентивного характера. Каждая из них нацелена на то, чтобы искоренить причины и условия, коррупцию порождающие, произвести «перелом» в общественном сознании, создать внутреннее неприятие любых ее проявлений.
Тем не менее, пока еще находятся чиновники, продолжающие совершать должностные преступления, лоббирующие интересы коммерческих организаций. По-прежнему сферами повышенного коррупционного риска остаются использование государственного имущества, расходование бюджетных средств, процедуры государственных закупок при строительстве, ремонте объектов социальной сферы, транспортных коммуникаций…
Коррупционные проявления в этих, равно как и других сферах, наносят ущерб бюджету, могут привести к срыву реализации государственных, отраслевых программ. И самое главное — снижают доверие населения к власти, «замораживают» и даже усугубляют нерешенность социальных проблем.
Действующее законодательство предусматривает суровые меры наказания для чиновников-коррупционеров, совершенствуется система их оперативного выявления. Но. «Спрос рождает предложение» — эта аксиома рыночных отношений применима к любой сфере человеческих.
Предприниматели, ищущие обходные пути для получения государственного заказа, победы в тендере, должны хорошо осознавать, что согласившиеся «помочь» за определенное вознаграждение чиновники по большому счету оказывают им «медвежью услугу». И не только потому, что риск разоблачения и аннулирования контрактов, заключенных с нарушением закона, возрастает с каждым днем. Но и потому, что, пытаясь извлечь сиюминутную выгоду, предприниматели рискуют своей деловой репутацией. Избрав обходные пути, добровольно лишают себя правовой защиты. Вряд ли они решатся обратиться в правоохранительные органы в случае рейдерского захвата. Не научившись действовать в рамках закона, элементарно не выживают в конкурентной среде.
Нарушитель правил дорожного движения, пытаясь «договориться» с остановившим его полицейским, должен помнить о том, что таким же образом может поступить и другой водитель: не имеющий прав, возвращающийся после банкета, где он изрядно «принял на грудь», своевременно не устраняющий неисправности в своем автомобиле… И его жертвой в случае ДТП может оказаться любой человек, в том числе мы сами, наши родные и близкие.
На то, чтобы донести до граждан эту причинно-следственную связь, как раз и нацелена вся система антикоррупционного правового просвещения граждан: публикации в СМИ, передачи на государственных теле- и радиоканалах, оказание бесплатной юридической антикоррупционной помощи, встречи, различные общественные мероприятия…
Антикоррупционная мобильная группа нашего департамента совместно с представителями областного филиала партии «Нұр Отан», филиала РОО «Общенациональное движение против коррупции «Жаңару», Национальной палаты «Атамекен» проводит встречи с трудовыми коллективами, встречается с населением области на различных диалоговых площадках. Хорошо зарекомендовал себя опыт общественной приемной департамента. Проводятся мероприятия по выявлению точечных коррупционных рисков.
Мы хорошо понимаем, что нашим гражданам, обществу, важен не только процесс противодействия коррупции, важен результат. Во всей системе государственной службы совершенствуются подотчетность, прозрачность работы, соблюдение принципа меритократии при назначении госслужащих, улучшение качества оказания государственных услуг…
При этом наши успехи и наши временные случающиеся неудачи в полной мере подтверждают правоту слов Главы Государства Нурсултана Назарбаева: «Многое в борьбе с коррупцией будет зависеть от активного участия всего общества. С развитием социальных сетей и других медиаресурсов всеобщее неприятие должно стать мощным инструментом в противодействии коррупции».
Наше государство эффективно борется с недугом, активно подключая к этому общественность и бизнесменов. Чтобы искоренить коррупцию, нужно достучаться до сознания каждого гражданина, независимо — чиновник это или предприниматель.
Справиться с коррупцией мы сможем только сообща, когда осознаем, что цивилизованность, подлинная конкурентоспособность начинаются с умения отказаться от немедленной личной выгоды ради большей выгоды для всех и каждого в будущем.
Справиться с коррупцией мы сможем только все вместе, когда осознаем, что цивилизованность, подлинная конкурентоспособность начинаются с того, что мы сможем отказаться от немедленной личной выгоды ради большей выгоды для всех и каждого в будущем.