29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан
Воскресенье, 22 июня

Александр Татарский

31 мая – День памяти политических репрессий и голодомора. Трагические события истории

День памяти политических репрессий и голодомора – скорбная дата. Это напоминание нам о трагических страницах истории страны, когда миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам.

На территории Казахстана находились самые крупные лагеря структуры ГУЛАГа – АЛЖИР, Степлаг, Карлаг. Республика практически превратилась в одну большую тюрьму. За годы репрессий в лагеря Казахстана было сослано более пяти миллионов человек. А по некоторым данным, общее число заключенных значительно превышало эту цифру.

Политика так называемого «красного террора», начатая в 20-е годы и прокатившаяся по всей стране в 30-е, 40-е и начале 50-х годов прошлого столетия, оставила кровавый след в истории народов бывшего Советского Союза.

Сталинские репрессии коснулись не только отдельных граждан, но и целых народов, населявших различные регионы бывшего СССР. Их насильственно переселяли в предвоенные и военные годы в восточные районы, в том числе и в Казахстан. Огромные массы людей срывали с родной обжитой земли и отправляли в неизвестность, заведомо обрекая на гибель. На территорию Казахстана было депортировано один миллион двести девять тысяч человек, среди которых – поляки, немцы, корейцы, чеченцы и ингуши, кабардинцы, карачаевцы.

Для восстановления справедливости по отношению к людям, подвергшимся политическим репрессиям, 14 апреля 1993 года Верховный Совет Республики Казахстан принял Закон «О реабилитации жертв массовых репрессий», а в целях увековечения их памяти 31 мая объявлен Днем памяти жертв политических репрессий. Это день памяти невинно погибших в эпоху сталинского режима. По данным историков, всего лишь за два года – с 1937 по 1938 – в республике было репрессировано порядка ста тысяч жителей, а четверть из этого списка были фактически уничтожены. И в их числе известные политики, военные и писатели: Сакен Сейфуллин, Турар Рыскулов, Беимбет Майлин, Магази Масанчи, Санжар Асфендияров, Магжан Жумабаев, Абдулла Розыбакиев, Ильяс Жансугуров и ряд других лучших людей республики.

Молодое поколение казахстанцев должно помнить трагические события казахского народа, пережившего тяжелые годы так называемого голодомора: «Улы жут – казахский голодомор». А разговор о голодоморе в Казахстане необходимо начинать с принципиального замечания: в годы Советской власти голодомора было два. Конечно, более широко известен голод 30-х годов с выше опубликованным названием «Улы жут – великая бескормица». Но нельзя забывать и о голоде 1919-1922 годов, когда в Казахстане умерло более миллиона человек. И надо объективно говорить о двух периодах трагической истории казахского народа. Используя богатый материал Данила Бектурганова, попытаемся вспомнить эти трагические годы, мало известные в современной истории. Это нужно современному поколению, не познавшему всей тяжести и бедствий своего народа, хотя 90-е годы, годы становления независимого Казахстана, годы разрухи и «приватизации» не были «подарком» для рядового труженика, искавшего пути для выживания, но они несравнимы с голодомором.

Причиной голода 1919-1922 годов в Казахстане был неурожай в разных регионах страны, в связи с чем Советской властью в январе 1919 года была введена так называемая «продразверстка», а учитывая, что в Казахстане хлеба было мало, хотя он и был в северных районах, то наибольший упор был сделан на конфискацию скота у местного населения, основы жизнедеятельности и жизни населения. Но более всего голод затронул южные области края.

А скот был единственным источником жизни и пропитания кочевавшего населения, преимущественно казахского, так как этнические казахи в то время занимались именно кочевым и отгонным животноводством. Проживающие на территории Казахстана другие народности занимались и земледелием, но это было в небольших размерах. И при проведении продразверстки основной упор был сделан на изъятие скота. А методы «изъятия» были самыми варварскими, особенно для мелких владельцев, как правило, бедных жителей. Зачастую скот изымался полностью от аула, что, закономерно, означало обречь весь аул на голодное существование. По разным оценкам, за время этого голода погибло более миллиона человек.

Вот как описывает события тех лет непосредственный очевидец Мустафа Шохаи – казахский общественный и политический деятель в книге «Туркестан под властью Советов». К характеристике диктатуры пролетариата: «На этот раз речь пойдет о неслыханной в мире «голодной политике» Советской власти в отношении коренного населения, в частности среди казахского, когда один из заслуженных руководителей Октябрьского переворота в Туркестане – Тоболин, на заседании Туркестанского комитета заявил прямо, что киргизы (казахи), как экономически слабые, все равно должны будут вымирать. Поэтому для революции важнее тратить средства не на борьбу с голодом, а на поддержку фронтов. (И такие перекосы могли быть в то сложное и неспокойное время.) Количество умерших от голода мусульман исчисляется в огромных размерах».
Советские источники называют кошмарную цифру в один миллион 114 тысяч.

Еще одно свидетельство о колониальной политике Советской власти в Туркестане: в г. Перовске (ныне Кызылорда), где сидел председателем Перовского уездного совдепа Иосиф Гержот, откочевал почти весь народ – киргизы (казахи), и при этом откочевании вымерло около одного миллиона человек, что было напечатано в газете «Правда» 20 июня 1920 г.

Туркестан – общее название среднеазиатского региона до 30-х годов прошлого столетия, куда относились современный южный Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и часть территорий Таджикистана и Туркменистана.
Григорий Евсеевич Зиновьев, советский политический и государственный деятель, еще в то время, когда он был главою 3-го Интернационала, на съезде народов Востока в Баку 8 сентября 1920 года вынужден был признать, что советские правители в Туркестане «обижают туземных крестьян», отнимают у них скот и землю, смотрят на них, как на низшую расу».

Вполне естественно, что такая политика не могла не встречать сопротивление казахов. Однако всякие выступления против грабительского изъятия скота безжалостно подавлялись «продармией» – вооруженные отряды, направляемые на изъятие скота, и части особого назначения (ЧОН) Красной Армии. В целом за время голода 1919-1922 годов погибло более миллиона только этнических казахов, что составляло приблизительно 20-22 процента всего казахского населения.

Однако куда более серьезный удар был нанесен в тридцатые годы, когда Сталин выдвинул задачу проведения сплошной коллективизации и впервые выдвинул лозунг «Ликвидация кулачества, как класса».

А в Казахстане в условиях, когда большинство казахов вело кочевой образ жизни, контроль над ними был труднодоступен и осуществим, попытки искоренить такой образ жизни, привязать кочевников к земле имели трагические события и последствия. Принудительные меры организации так называемых «точек оседания» для организации будущих колхозов и соответственно собирание в одном месте огромного количества скота приводило к массовой гибели животных из-за недостатка кормов.

Огромные массы скота, собранные в одном месте, быстро выедали всю траву, поэтому скот массово забивался. К 1933 году из 40 млн голов скота осталась одна десятая часть. От таких действий в первую очередь пострадало казахское население, так как скот был единственным источником существования и пропитания.

Насильственная ломка кочевого образа жизни получила название «Малый Октябрь». А основным вдохновителем и исполнителем «Малого Октября» был небезызвестный Филипп Исаевич Голощекин, который с октября 1924 года по 1933 занимал должность первого секретаря ЦК Компартии Казахстана.

Первым его крупным «мероприятием» в Казахстане была конфискация скота, проведенная осенью 1923 года. Тогда под конфискацию попали 7 000 хозяйств, у которых было отобрано около 150 тысяч крупного рогатого скота, или в переводе по тогдашней статистике полтора миллиона баранов.

И, видимо, нет смысла говорить о судьбе тех, у которых было изъято такое количество скота. Нет скота – нет пищи, нет жизни, люди вымирали целыми аулами.

По мнению историка А. И. Алексеенко, «…с учетом всех возможных поправок потери казахского населения составили 1 млн 340 тысяч человек, или 47,3 процента от численности казахского населения в 1930 году». Более всего пострадали казахи востока республики, где потери составили 379,4 тыс. человек, или 64,5 процента в 1930 году. В данном регионе наблюдалась наиболее значительная миграция, в первую очередь в приграничные районы России и Китая.

Более половины казахского населения было безвозвратно потеряно в Северном Казахстане – 410,1 тыс. человек, или 52,3 процента. Западный Казахстан потерял 394,7 тыс. казахов, или 45 процентов этноса, Южный Казахстан – 632,7 тысячи, или самое наибольшее количество по численности миграции, и 42,5 процента к общей численности региона. Наименьшие потери были в Центральном Казахстане – 22,5 тыс. человек, или 15,6 процента численности казахского населения региона.

Другие народы тоже понесли жертвы, но все равно менее многострадального казахского народа: украинцы – 200 тыс. человек, или 2,3 процента этноса, а в процентном отношении наиболее пострадало узбекское население – 54 процента, но это всего 125 тысяч.

Из Казахстана только в 1931 году откочевало 1 миллион 30 тысяч человек, в том числе 616 тысяч безвозвратно, сотни тысяч казахов бежали в Китай, где в 1954 году был даже образован Или-Казахский автономный округ (ИКАО) с центром в городе Кульжа. Положение с голодом усугубилось и жестким подавлением частями Красной Армии любой попытки избежать конфискации всего скота.

Когда некоторые, а затем и многие (в зависимости от региона) аулы и роды начали откочевывать, пытаясь спасти свой скот и нехитрый скарб, то на их перехват посылались отряды Красной Армии – ЧОН (части особого назначения) для ареста и даже уничтожения перегоняемого скота, под маркой «борьбы с басмачеством».

А на самом деле это были мирные жители казахской земли, которые пытались спастись от голода в соседнем Китае или желающие уйти на территории соседних регионов России, где не было голода, где и поныне компактно проживает казахское население целыми районами.

Попытки остановить переселение, особенно в соседний Китай, активно преграждали и пограничники, которые, чтобы не допустить массовое переселение, применяли оружие, открывали пулеметный огонь по бедным казахским аулам. Но, как показывает статистика, да и сама реальная жизнь – сотни тысяч казахов целыми аулами и родами смогли бежать в спасительный Китай и регионы России.

Таким образом, в результате двух голодоморов казахи за какие-то 10-15 лет лишились почти половины населения.

Мировая цивилизация за всю историю не знала трагедии такого масштаба. Казахское население только к 1970 году восстановило свою численность на уровне 1926 года. Какой бы она ни была трагичной, это наша история, история целого народа, и к ней надо относиться бережно и с любовью, а если конкретнее – по государственному, по человеческому.

Сегодня мы не найдем братских могил, кладбищ, мест массового захоронения голодомора, но ведь на территории суверенного Казахстана установлены сотни, а может, и тысячи памятников известным и неизвестным героям, знатным людям древних времен и даже несколько памятников известному скакуну Кулагеру, это тоже необходимо, но почему тогда нет памятника жертвам трагического для Казахстана и казахского народа голодомора.

А ведь по справедливости, по государственному, по числу жертв голодомора необходимо воздвигнуть мемориал, который имеется в многострадальной бандеровской Украине, а в Казахстане, как принято говорить, «в верхах» отделались очередным «протоколом намерения».

В одном из скверов города Алматы, по злой иронии судьбы, находившемся напротив «серого здания», в котором в 30-е годы, именно в годы Великой бескормицы, злодействовал страшный враг народа – всесильный НКВД, установлен камень с надписью: «Здесь будет воздвигнут памятник жертвам голода 1931-1933гг.»
Но наши руководители государства почему-то больше беспокоятся о месте, где будут захоронены видные деятели и знатные люди современного Казахстана, бесспорно, желание естественное. Но почему тогда миллионные жертвы голодоморов должны остаться только в памяти народной, да благо то, что хоть установлен единый день, когда народ может поклониться и отдать дань жертвам голодомора, вспомнить об этих трагических годах, трагической истории народа Казахстана.

Наше сообщество в Вконтакте. Подпишись, чтобы быть в курсе новостей!