29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

«Вы звёздами добра горели, когда был мрачен небосклон…»

Это строки стихов народного балкарского поэта Кайсына Кулиева о женщинах своего народа, перед мудростью и добротой которых преклонялся: «…из ваших рук умелых ели и полководец и пастух, без вас бы сакли захирели и в очагах огонь потух…»

Томик любимого поэта всегда был на столе у нее, его стихи словно о ней и её семье, её маме, доме, пережитых репрессиях, тяжёлых, но не сломивших душу. Они остались такими же и добрыми, и милосердными, и гостеприимными, их отчий дом всегда открыт и каждый нуждающийся найдет в нем приют…

Также, как когда-то не закрыли дверь перед ними, депортированными, сосланными с родных краев в далёкую казахскую степь, поделились с ними последним. Так поступают настоящие люди. Так жили и их предки в горах, где двери всегда были открыты путнику. Доброту и сердечность, мудрость пережитого и выстраданного вобрала в себя и она, достойная дочь балкарского народа — Марзият Тохаева. Не обозлилась, не носила в себе обиду и не смаковала, как иные, горечь тяжёлых испытаний изгнания, отвечала добром, верила — оно и только оно спасает. Как и в стихах у её любимого поэта: «И пусть тебе нашёптывает тьма, что правды нет, что прах — людская дружба, — не верь: всему на свете свой черед, хоть свет померкнул, но и тьма пройдет…»

Я познакомилась с ней в непростые для всех нас времена, начало двухтысячных, обвал экономики, нужда, безработица, недовольство людей, страх перед будущим. С ними было непросто тогда общаться любому чиновнику, потому, наверное, не случайно именно ее направили возглавить отдел социальной защиты, на самую передовую. Она понимала людей, не отворачивалась и не уходила от проблем, старалась решать их как могла.

Я пришла к ней с письмом в газету от пострадавших от паводка жителей Застанционного поселка. И приятно удивилась, когда она сама пошла со мной в затопленные дома, от одного к другому, беседовала с людьми, записывала их просьбы, а самое главное, потом отслеживала, как они решаются, брала на контроль и настойчиво требовала от коммунальных служб необходимых действий, доводила начатое до конца. Это был ее стиль. Наверное, потому именно к ней шли и шли те, кому трудно, за помощью, ей верили. Как часто ведь не достает именно такого вот неравнодушного подхода! И как в нем нуждается каждый!

Эти качества, скорее всего, и стали решающими при выдвижении ее на другую не менее ответственную должность, когда нужно было вдохнуть душу в новое, никому доселе не изведанное детище — областную ассамблею народа Казахстана. Как сплотить воедино и организовать работу самых разных общественных объединений разных национальностей, чтобы дружно и в согласии жить под одним шаныраком? А показать лучшее в каждом, узнать друг друга так, чтобы ценить и уважать, чтобы дружить. И это было самое мудрое решение.

Почти двадцать лет возглавляла она эту организацию, сделав ее и значимой, и популярной, узнаваемой. Здесь все жило и обновлялось, интереснейшие мероприятия, творческие конкурсы, эстафеты добра и дружбы, акции милосердия, были созданы даже школьные малые ассамблеи, воспринявшие инициативу старших как свою. И гимн свой появился у ассамблеи! А какие проникновенные в нем слова написал местный поэт Сырым Рахимов: «Ты, рождённая дружбой, под знаком свободы, служишь ярким примером для множества стран, как в согласии жить под одним небосводом, Ассамблея народа страны Казахстан…»

Творческие люди тоже объединялись под шаныраком ассамблеи, писали прекрасные песни и стихи, она вдохновляла их, вдохновляла ее особая атмосфера — добра и человечности.

Создавались и в полный голос заявляли о себе добрыми и интересными делами Совет матерей, центры: изучения госязыка, научно- аналитический, медиации, клубы: аксакалов, журналистов, молодежные, фольклорные…

Тохаева никогда не работала в одиночку и не принимала ответственных решений без совета старейшин, всегда опиралась на лучших представителей старшего поколения, внимала их опыту и мудрости.

Её первыми помощниками были супруги Кииковы, возглавлявшие казахский культурный центр и Моисей Алексеевич Чжен, руководитель корейского культурного центра. Кииков своей богатой эрудицией и опытом умел и привлечь внимание к культуре, традициям своего народа, и тепло всегда говорил о других народах. Вспоминал, как учила его русскому языку его тетя, русская жена брата отца, и как важно в жизни уважение и взаимопонимание между людьми, какой бы нации они не принадлежали. Чжен рассказывал, как его семью в годы страшных репрессий депортировали сюда с Дальнего Востока. Не было ни жилья, ни теплой одежды, и, если бы ни сострадание местных жителей, и казахов, и русских, людей разных национальностей, которые помогли им выжить, неизвестно что с ними было бы. Простые люди, сами терпевшие нужду, делились последним куском хлеба, теплом своего очага.

Об этом нельзя забыть, быть благодарными, идти на помощь друг к другу, научить детей жить в дружбе — теперь наш долг. И так строились отношения между людьми самых разных национальностей. Если возникал вдруг конфликт, шли на помощь аксакалы, убеждали, разговаривали, находили верное решение. И в беде помогали. В Сандыктау горел дом у соседей Симоновых, всем селом помогали его восстанавливать. А как иначе? Хозяйка дома стольких детей в селе выучила — как не ответить добром на добро? Изучить в совершенстве государственный язык тоже многим помогла ассамблея, инициировавшая разработку новой методики по изучению госязыка, взяв за основу опыт известного российского лингвиста Дмитрия Петрова.

Самые прогрессивные инициативы, которые подчас не находили поддержки в кабинетах иных равнодушных чинуш, в ассамблеи не только обретали крылья, но и реально внедрялись в жизнь. С какими только идеями не приходили к Тохаевой люди разных национальностей. Выслушивала, вникала, выходила на самые разные инстанции, помогала. Сколько добрых дел на ее счету, их просто не счесть! И больших, областного масштаба, и малых, чисто человеческих, но очень важных для каждого. И, что важно, никогда в работе не делала привилегий, как и не относилась предвзято ни к кому из представителей этнокультурных центров, объединенных в единую ассамблею народа Казахстан. Равно поддерживала и фестивали казахской культуры, и спортивные чемпионаты таджикской диаспоры, и благотворительные немецкие акции, конкурсы семьи русской общины, казачьей песни. Представить нельзя, чтобы шли тогда какие- либо негласные запреты на песни о какой-либо стране, как сейчас порой это происходит. Это была бы уже не ассамблея…

Научиться жить в дружбе, находить общий язык друг с другом, перенимать лучшее, обмениваться опытом и вместе идти вперёд, делая жизнь прекраснее, что может быть лучше! Число этно объединений росло год за годом, создавались они и в районах, городах области, авторитет ассамблеи укреплялся. Тохаеву, сумевшую поднять эту работу на должную высоту, уважали. И когда ее вдруг решили перевести на другую работу, возглавить облархив, все этнообъединения стали дружно ходатайствовать о ее возврате, и ведь добились, что тоже факт, не имеющий аналогов, беспрецедентный. Таким авторитетом она пользовалась у людей.

А ещё это была прекрасная дочь и сестра, тетя, свою семью очень любила и дорожила ею, помогала и поддерживала. Ее отчий дом в Степняке всегда ждал и любил ее. Во дворе все ещё сохранилась первая землянка, что построили родители, приехав сюда с Кавказа. Старенькая, низенькая, она стояла, как напоминание о тех тяжёлых временах, и как предупреждение — чтобы такого не повторялось, а люди ценили мир и дружбу. Приезжала сюда часто. Мама с сестрой всегда ждали ее, радовались приезду, неизменно готовили для нее любимые национальные блюда — кто ещё ими побалует, если не в родном доме? А она привозила каждому свои маленькие подарочки, особенно племяннице, которую помогала воспитывать. Вечерами накрывали стол, приходили соседи, а это люди разных национальностей, с кем мама Марзият всегда поддерживала очень теплые отношения, и шли долгие дружеские беседы, душа наполнялась теплом родного дома, что и питало душу, и становилось опорой. Совсем как в тех же стихах Кулиева: « Нет судьбы превыше, чем знать, что ждут тебя сестра и мать, хлеб на столе и сень отцовской крыши …»

Стихи ее земляка очень мудрые, они тоже зовут к взаимопониманию и уважению не только людей своей нации, но и соседа своего, потому как без этого мира нет: «Свой дом я вспоминаю часто очень, и в этом, думаю, порока нет, ведь тот, кто не грустит о доме отчем, не любит дома, где живёт сосед …». Как же точно это сказано. Кто дорожит своим домом и любит его, свою родину, тот будет дорожить и миром с соседом, не станет разжигать к нему ненависть, подтасовывать и искажать факты, выпячивать негатив, забывая о добром и хорошем в отношениях.

Ассамблея народа Казахстана призвана объединить нас жить в мире и согласии. Только так, другого у нас пути нет и быть не может. Наученные горьким опытом, мы просто обязаны ценить мир и добро. Так всегда считала Марзият Юсуповна и так свою работу строила. Понимая и уважая людей самых разных национальностей. Потому о ней помнят и будут помнить. Добрые имена не исчезают, о них говорят добрые дела, которые, как и писал мудрый балкарский поэт, «горят звёздами даже тогда, когда и мрачен небосклон»…

Горячая линия WhatsApp — делись новостями с редакцией! +7 775 244 99 15