В наше время, когда внимание детей захватывают гаджеты, а информационный поток уносит в сторону от глубинного знания, особенно остро звучат вопросы: «Можно ли воспитать гения, который позже оставит свой яркий след в науке или искусстве? Или это удел избранных, случайно отмеченных природой?», «Одарённость – это дар свыше?А если дар есть — как его не заглушить, а раскрыть?».
Эти вопросы волнуют многих родителей в наши дни, когда внимание ребёнка разрывают экраны, а знание теряется в шуме цифровой информации.
История нашего земляка, учёного с мировым именем, Владимира Медведева — яркое доказательство того, что гениальность в ребёнке можно не только разглядеть, но и взрастить. Главное — вовремя увидеть, поверить и создать условия.
Его судьба служит вдохновляющим примером для всех родителей, педагогов и просто неравнодушных людей.
Володя, а теперь уже Владимир Ильич, родился 23 августа 1960 года в родном Кокшетау и с малых лет поражал умственными способностями.
С самого детства проявлял недетский интерес к знаниям: рано научился читать и писать, увлекался интеллектуальными играми. Именно тогда, в начальной школе, его природные способности заметили внимательные педагоги.
Первой наставницей юного вундеркинда стала классный руководитель Мария Фёдоровна Габченко, а решающую роль в его научном пробуждении сыграла заслуженная учительница КазССР Ольга Николаевна Зырянова из средней школы №4 города Кокшетау. Именно она предложила третьекласснику заняться химией — и с этого начался путь, который позже привёл его к званию доктора технических наук.
Владимир Медведев стал профессором, автором сотен научных трудов, исследователем в области перевозки опасных грузов, экспертом, чьи работы реально помогают защищать окружающую среду. Но всё началось с простого — с вовремя поддержанного детского интереса.
…В пожелтевшей от времени газете союзного значения «Советская Башкирия» за апрель 1972 года в статье «Химиком не слыть, а быть!» с большим интересом и нескрываемым удивлением читаю такие строчки об юном победителе Всесоюзной химической олимпиады, пятикласснике из Кокшетау Вове Медведеве: «В прошлом году этот маленький, с огромными серьёзными глазами мальчик, неожиданно для всех стал победителем городской, а затем и областной олимпиад и получил право участвовать во Всесоюзной. Неожиданно для всех, но только не для его учительницы О.Н. Зыряновой, которая лишь одной ей ведомым чутьём сумела угадать в этом маленьком человеке незаурядное дарование. А потом очень бережно помогала ему раскрыться. Занимаясь с Вовой по несколько часов в неделю, она привила ему вкус к исследовательской работе, заставила ощутить радость от каждого маленького эксперимента, научила завидному трудолюбию. В четвёртом классе он с её помощью одолел учебники химии за седьмой и восьмой классы. Нынче ходит на уроки в девятый и осваивает вузовские учебники. Дома у него своя лаборатория, в которой он священнодействует. Около сотни разных реактивов, пробирки, колбочки… Есть и свои доморощенные лаборанты, которых он тоже «влюбил» в химию – старшая сестра-восьмиклассница Надя и брат, семиклассник Саша. Мы не знаем, кем станет Вова. Он любит астрономию и историю, с наслаждением, словно стихи, читает любимую свою книгу «Рассказы о металлах». Но мы знаем, что вырастет он интересным человеком, дерзновенным, пытливым, ищущим.
Везде, где бы он ни работал, принесёт много пользы людям, потому что в пору, когда человек ищет себя, повстречался Володе умный и чуткий друг – Ольга Николаевна Зырянова. Человек, не мыслящий своей жизни без любимой науки. Тринадцать питомцев стали докторами и кандидатами химических наук, Её ребята учатся на химических факультетах многих вузов страны».
Вырос Владимир в обычной рабочей семье, где родители очень заботливо относились к детям, уделяли особое внимание их воспитанию и учёбе в школе, общему развитию. Отец Илья Михайлович трудился водителем на большегрузном транспорте в тресте «Кокчетавстрой», а мама Валентина Яковлевна была служащей, работала архивариусом, хотя какой-то период жизни, порядка десяти лет, она полностью посвятила себя воспитанию двух сыновей и дочери. Вова был самым младшим в семье. Родители никогда не экономили на хороших книгах и на интеллектуальных играх детям. Семья Медведевых была «читаемой» и узнаваемой в библиотеках города. Родители всегда были активными и ответственными на школьных собраниях детей. К слову, в данное время Валентина Яковлевна в свои 89 лет чувствует себя хорошо, самостоятельно справляется с домашними делами, с удовольствием читает газеты и книги. Сестра Надежда выбрала педагогическую стезю, став учителем немецкого языка, завучем по воспитательной работе в одной из школ Кокшетау. Александр, в школьные годы беззаветно полюбивший историю, в жизни выбрал военную стезю, пройдя дорогами афганской войны.
Хочу поделится еще одним из примеров увлечённости юного земляка наукой из газетной публикации автора И. Абрамсон «Мальчишка из четвёртого «В», опубликованной в городской газете «Степной маяк» за апрель 1971 года.«…Около его парты (во время проведения областной химической олимпиады – прим. автора) с любопытством останавливается то один, то другой член жюри. А потом я держу в руках заполненную круглым детским почерком тетрадь и в который раз перечитываю: «…ученика 4 «в» класса…», И слушаю с нарастающим чувством удивления, как этот аккуратный малыш с красным галстуком на шее называет имена великих химиков – свободно, просто, как имена своих хороших знакомых; радостно сияя улыбкой, рассказывает о споре Менделеева с Лекоком де Буабодраном: «Вы понимаете, Дмитрий Иванович определил удельный вес неизвестного тогда галлия равным шести, а Лекок де Буабодран, открыл впоследствии галлий, не согласился с ним: по его подсчётам, удельный вес равнялся 4,7. И всё-таки в этом споре Менделеев оказался прав: французский учёный признал это, пересмотрев свои расчёты».
По словам родных, увлечённость химией не мешало Володе отлично учиться по другим предметам, читать художественную литературу, помогать маме и сестре по дому. С ним можно было говорить абсолютно на равных, настолько он был эрудирован и не по-детски серьёзен. И в то же время он был совсем ещё ребёнком, десятилетним пацаном, который мог искренне зареветь из-за того, что великовозрастный второгодник кинул ему вслед: «Подумаешь, Менделеев!».
За спиной Владимира Медведева вначале были участие и победы во Всесоюзных олимпиадах, затем — обучение в легендарной Новосибирской физико-математической школе имени М.А.Лаврентьева. Позже- поступление в Новосибирский государственный университет на факультет химии, давший большой толчок началу серьёзной научной деятельности.
В 1984 году он поступает в аспирантуру Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Физическая химия», позже уже работает младшим научным сотрудником научно-исследовательской лаборатории сохранности грузов при железнодорожных перевозках. В декабре 1992 года молодому талантливому ученому было присуждена ученая степень кандидата химических наук после защиты кандидатской диссертации.
Уже в 2001 году Владимир Медведев защищает докторскую диссертацию на тему: «Методы управления безопасностью перевозочного процесса опасных грузов и путей повышения экологической безопасности на железнодорожном транспорте», затрагивающую одну из важнейших современных проблем — экологическую безопасность перевозки опасных грузов.
В центре его исследований — разработка методов предотвращения аварий, защиты окружающей среды, минимизации рисков при транспортировке веществ, представляющих угрозу.
Его научные идеи легли в основу многочисленных концепций, технологий, нормативных документов.
За годы работы профессор Медведев опубликовал более 300 научных трудов и монографий, издал более десяти учебно- методических пособий, имеет 4 патента по таким направлениям, как: «Способ изучения ультрадисперсных аэрозолей при горении легкоплавких металлов», «Способ транспортировки газовой серы железнодорожным транспортом в мультимодальном сообщении», «Способ сжигания топлива в двигателе внутреннего сгорания», «Обтюратор для респиратора. Патент на полезную модель, номер 222064».
К слову, патент — это официальное разрешение от государства, которое даёт человеку или организации право владеть и использовать своё изобретение (или идею) на определённое время. Его можно получить на изобретение (новое техническое решение),на полезную модель (улучшение чего-то существующего), на промышленный образец (дизайн продукта), а иногда даже на способ производства или формулу.
Хочу понятным языком вкратце пояснить значение каждого патента В.Медведева для человечества.
«Способ изучения ультрадисперсных аэрозолей при горении легкоплавких металлов». Это как создать «суперлупу» для дыма от горящих металлов. Такой метод помогает понять, как ведут себя мельчайшие частицы в опасных условиях, чтобы защищать людей и предотвращать аварии.
«Способ транспортировки газовой серы железнодорожным транспортом в мультимодальном сообщении».
Сера — вещество полезное, но опасное при перевозке. Этот патент о том, как придумать особый «защитный контейнер» и правила, чтобы она безопасно добралась хоть на другой конец страны, хоть в другой мир через разные виды транспорта.
«Способ сжигания топлива в двигателе внутреннего сгорания».
Это как научить двигатель работать «умнее» — тратить меньше топлива, давать больше мощности и при этом выбрасывать меньше вредных веществ в воздух. Это — экономия для водителя и польза для природы.
«Обтюратор для респиратора» (патент на полезную модель).
Представьте крышку, которая идеально защищает вход в респиратор, не давая пыли и опасным газам проникнуть внутрь. Этот патент о том, как сделать дыхательную защиту ещё надёжнее, чтобы спасти здоровье людей в тяжёлых условиях.
Эти патенты — не просто бумаги с печатями. Это реальный вклад в безопасность, экологию и технологии. Они защищают жизни, улучшают производство и сохраняют природу. А значит, за каждым патентом — годы работы, экспериментов и поиска решений там, где другие даже не видят проблемы.
Когда учёный патентует такие технически сложные и социально значимые решения, он делает больше, чем предлагает алгоритм или устройство. Он берёт ответственность: за безопасность людей, за судьбу грузов, за чистоту воздуха, за эффективное потребление энергии. Патенты не просто охраняют интеллектуальную собственность — они дают право вдохновлять последователей, лицензиатами делиться технологиями с контролем, внедрять улучшения в промышленность без утраты качества и удерживать стандарт. Вклад в такие области — это сочетание науки, инженерии и гуманизма: лучше понимать, предвидеть и защищать.
В статье «На подступах к опасности» союзной газеты «Гудок» от 01-го октября 1998 года, популярной в советское время, в рубрике «Наука – производству!» имеется следующая запись: «На дорогах страны по указанию Министерства путей сообщения России с первого октября вводятся новые правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам. Они разрабатывались и утверждались и раньше, но нынешнее издание не имеет себе равных по масштабу и глубине охвата этой важной темы. Ведущую роль сыграл коллектив Сибирского государственного университета путей сообщения. Немалый вклад в этот труд внёс В. Медведев, получивший недавно грант МПС для завершения докторской диссертации. Он разработал методологию проектирования прогрессивной технологии перевозок опасных грузов с использованием информационно-справочных систем. Самые современные подходы – фирменная марка Сибирского университета путей сообщения, в том числе и в методах организации научной работы. В. Медведев заведует лабораторией совершенствования условий перевозок опасных грузов научно-внедренческого Центра «Трансгруз», привлекающийся для экспертизы предприятий, которые хотят получить лицензию на право перевозок опасных грузов. Обладатель гранта МПС В.Медведев — далеко не кабинетный ученый. Он не только ведёт научные исследования, но и учит людей, вооружает их знаниями, которые позволяют распознавать грозящую беду, ликвидировать узкие места. Он следует принципу: бороться не с последствиями аварий, а с их причинами, строить всю работу так, чтобы ЧП не могли возникнуть».
К слову, он не только учёный, но и педагог, наставник нового поколения специалистов, многие из которых сегодня успешно трудятся на производстве, в науке, в транспортной отрасли.
В данное время Владимир Ильич живет и трудится в городе Новосибирске, преподаёт в Сибирском государственном университете путей сообщения. В трёхтомном справочнике «Профессора Сибирского государственного университета» за 2019 года отдельная глава посвящена научной и педагогической деятельности Владимира Медведева, его научным достижениям, разработкам.
За спиной многоуважаемого профессора – большие жизненные испытания, потеря родных людей. Однако, горе не сломило его дух, а сделало его сильнее, добрее, человечнее к людям. Он продолжает трудиться во благо науки, преподавать студентам вуза, которые стали ему поистине родными.
…Сейчас на дворе 21 век. Мог бы сегодня такой же мальчишка из Кокшетау пройти этот путь?
Мир изменился. Увлечённость заменяется клиповым мышлением. Родители всё чаще ищут в ребёнке удобство, а не потенциал. Школа перегружена формальным подходом к обучению. Редко кто готов вложиться в одарённого ребёнка так, как это сделали педагоги Владимира Медведева.
Воспитание гения — это не амбиция, это кропотливый труд. Это внимание, чуткость, терпение. И, главное, вера.
Ведь всё начинается с детства. С чуткого внимания, с доверия и поддержки. С момента, когда взрослая рука помогает маленькому любопытству превратиться в настоящее призвание.
История Владимира Ильича Медведева учит нас: важно не просто родить умного ребёнка. Важно дать ему возможность стать великим. А для этого нужны не только интеллект и талант — нужны люди рядом, готовые поддержать, объяснить, направить.
Сегодня, как и 50 лет назад, гении рождаются. И каждый родитель, каждый учитель может однажды стать тем самым, кто заметит и изменит судьбу. Как когда-то изменилась судьба мальчика из Кокшетау, ставшего ученым с мировым именем.
Сегодня в школах родного города могут учиться будущие учёные, инженеры, новаторы. Их судьба — в наших руках. И, быть может, именно сейчас кто-то из них впервые открывает учебник химии. Как когда-то это сделал мальчик, имя которого сегодня вызывает гордость и уважение всей научной общественности.
Владимиру Медведеву 23-го августа текущего года исполнится юбилейная дата — 65 лет со дня рождения! Кроме того, в первое воскресенье августа работники железнодорожной отрасли празднуют свой профессиональный праздник, день железнодорожника!
Это праздник тех, кто соединяет города, людей и судьбы, это праздник и Владимира Ильича Медведева!
Дорогой наш юбиляр! Искренне поздравляю с таким замечательными датами в Вашей жизни!
Ваша судьба — это пример того, как наука и железная дорога могут идти рука об руку. Вы посвятили жизнь служению знаниям, прогрессу и безопасности, сделав огромный вклад в развитие железнодорожной отрасли. Ваши изобретения и патенты — это не просто научные достижения, а реальные решения, благодаря которым транспорт становится надёжнее, экология чище, а труд людей безопаснее. Вы — человек, который исследует глубины процессов, недоступных обычному взгляду, связывает науку с практикой, открывает новые пути там, где другие останавливаются.
65 лет — это не только возраст, это целая эпоха труда, поиска, открытий. Ваша энергия, интеллектуальная мощь и человеческая щедрость вдохновляют коллег, студентов и всех, кто имеет честь знать Вас лично!
Пусть здоровье будет крепким, как стальные рельсы!
Пусть вдохновение мчится, как скорый поезд, а каждый новый день приносит радость, уважение и свет!
С праздником, дорогой профессор! С юбилеем и с Днём железнодорожника!
Новых творческих достижений в труде, новых научных открытий на благо человечества!
Горячая линия WhatsApp — делись новостями с редакцией! +7 775 244 99 15







