Древние и старые сооружения всегда окружены историей и тайной. Они так много пережили на своём веку! Когда-то это были грандиозные монументальные постройки, имевшие важное стратегическое или культурное значение, а сегодня это отголоски прошлого, которые мы продолжаем изучать и которыми невозможно не восхищаться.
Старые здания, улицы, площади и сооружения – всё это архитектура. Она о многом напоминает нам и о многом может рассказать.
В настоящее время на фоне одинаковости построек больший интерес вызывают памятники истории и культуры. У нас в городе остались здания, которые, являясь своеобразной “летописью” Кокшетау позволяют лучше понять её историю. Каждый дом – отдельный характер, настроение его создателей. Глядя на него, можно определить дух времени, мировоззрение и идеалы эпохи. Старые строения, до сих пор служат человеку, не меняя при этом своего изначального предназначения. Так вот о таких строениях вкратце хочу рассказать.
Старое исламское построение в Кокшетау – это мечеть имени Науана Хазрета. История городской мечети, расположенной на улице Ауельбекова, насчитывает более сотни лет. Начиналась она в конце XIX века. К этому времени в городе, уже была мечеть — на улице Большая, в котором разместился ювелирный магазин «Алмаз». Муллой той мечети с 1886 года был Наурызбай Таласов, известный как Науан Хазрет. Весьма образованный для своего времени ученый — богослов, окончивший кроме Петропавловского медресе, высшую духовную семинарию в Благословенной Бухаре, прошедший стажировку в Багдаде — духовном центре мусульманства, он многое сделал для духовного просвещения правоверных Кокшетау. По инициативе Науана Хазрета и была построена новая мечеть, носящая сегодня его имя.
Неизвестно, в каком году было начато строительство, но на плане города 1893 года здание уже обозначено как «вновь построенная мечеть». Улица Ауельбекова в конце XIX века называлась Казанская, вероятно потому, что заселена была в основном татарами — выходцами из Казани. Многие из них занимались торговлей. Именно на средства богатых татарских купцов и строилась новая мечеть, хотя свою посильную лепту в это благое дело внесли все мусульмане города. Строителей пригласили из Казани, но и городские умельцы принимали участие в возведении здания. Писатель Ибрагим Салахов, уроженец города Кокшетау, который и сам владел плотницким ремеслом, рассказывал, что одним из них был его отец Низам, известный в городе мастер, построивший в Кокчетаве не один украшенный деревянными кружевами дом…
До 20-х годов прошлого века с минарета белой, украшенной резьбой мечети муэдзин призывал правоверных к молитве, а потом ее постигла участь большинства культовых сооружений страны Советов. Мечеть лишили минарета, перестроили и превратили в обычное здание, которое в разные годы использовалось для нужд города. В 1941–1945 годах в бывшей мечети размещались формировавшиеся воинские части, с 1947 по 1974 — Областной историко-краеведческий музей, потом — художественные мастерские драматического театра, в 1975 году — галерея-филиал Республиканского художественного выставочного зала…Спустя почти семьдесят лет, в 1989 году, в соответствии с решением Кокшетауского областного исполнительного комитета, мечеть была возвращена верующим города. Сегодня здание мечети является памятником историко-культурного наследия города Кокшетау и находится под Государственной охраной. И, как много лет назад, с окрашенного в небесно-голубой цвет минарета муэдзин призывает мусульман к молитве…
В этом году исполняется 181 лет исторической личности, духовному лидеру, ученому – богослову Науану Хазрету (Наурызбаю Таласову). Он много сделал в духовном просвещении населения, упорядочил и упростил религиозные обряды, на пожертвование мусульман в центре Кокшетау была сооружена мечеть, которая стоит и поныне. В мечети проводилась регистрация бракосочетания, а с 1886 года в ведение была передана метрическая книга регистрации новорожденных. Он выступал за широкое просвещение своего народа, особенно заботился о начальном образовании детей, открыл при мечети медресе с интернатом на пожертвование мусульман. Помощником по школе он взял бывшего своего ученика Шаймердена Кощегулова, уроженца Котыркольской волости. В школе-медресе наряду с мусульманским — давалось и светское образование, школьники учились читать и писать, изучали арабскую и русскую графику. Что интересно, дети наизусть читали стихи Абая Кунанбаева, пели песни Биржан-сала, Акана-серэ. В медресе большое внимание уделялось изучению арабского и персидского языков и классиков литературы Востока. При обысках, произведенных уездным начальником в школе-интернате, у учащихся были изъяты книги Фирдоуси, Навои, Саади, Низами и других авторов. Родители за обучение не платили, так как медресе имело подсобное хозяйство, учащиеся сами ухаживали за скотом, купленным на пожертвования верующих, они же летом заготавливали на зиму сено. Таким образом, сто лет тому назад медресе Науана Хазрета работало на принципах самоокупаемости и на деле осуществляло соединение обучения школьников с производительным трудом.
Здание музея города Кокшетау
В этом году исполняется 74 года (1949 год) со дня открытия вначале мемориального музея имени В.В.Куйбышева, ныне музея истории города Кокшетау. (2000год). Официально музей истории города Кокшетау распахнул двери для посетителей в 2004 году. Находится музей в старинной части города, по улице Канай би, ранее улица Чапаева. Именно в этой части города, у подножия сопки Букпа, на берегу озера Копа начиналось рождение Кокшетау в первой четверти 19 века. Музейный комплекс, состоит из нескольких отдельно стоящих зданий, и является памятником истории Республиканского значения и представляет собой образец местной деревянной архитектуры, как типичный пример городской усадьбы конца 19 начала 20 века. В этом старинном доме с 1889 по 1905 годы жила семья Куйбышевых. Организатором и первым директором музея с 1949 — 1982 гг. была Елена Владимировна Куйбышева (сестра В.В.Куйбышева). В этом прекрасном с точки зрения архитектуры доме, как было выше сказано — жила семья будущего государственного деятеля советской эпохи В.В.Куйбышева, здесь прошли его детство и юность. Об этом напоминает экспозиция, посвященная ему. В частности, личные вещи из его кремлевской квартиры: — мебель, его личная посуда, охотничий пояс, кинжал, коконы шелкопряда (подарок узбекских работников), личный письменный набор, энциклопедия, одним из авторов которой являлся Куйбышев, часы, которые стояли на его рабочем столе. Отдельно во дворе музея под «открытым небом» экспонируется бесценный и уникальный экспонат музея, ретро – автомобиль «Кадиллак» американской марки General Motors 1930-го года выпуска. На ней ездил В. Куйбышев, когда работал в Москве. В 1949 году автомобиль был доставлен из Москвы, в наш город, для музея. Немалое восхищение вызывают и другие раритеты: велосипед немецкой марки «Дюркопп»(1930гг.), а также старинные виды гужевого транспорта — зимние сани «кошева» и летняя пролетка. .. В 5-ти залах музея в хронологической последовательности отражены основные вехи история развития города Кокшетау, начиная с момента его основания в 1824 году и до современности. На фотографиях запечатлен город конца XIX – начала XX века.
Справочник дислокации госпиталей в годы Великой Отечественной войны, которые находятся в Военно – медицинском музее МО СССР архиве военно – медицинских документов гласит, что в Кокшетауском регионе базировалась в 1941 – 1945 годы десять госпиталей. Из них два для военнопленных, один из них №1054, на 400 штатных койек, где излечивались пленные солдаты, поступившие из г.Караганды, они там работали на шахтах, другая часть военнопленных поступала в госпиталь с Тамбовского распределительного лагеря. Данный госпиталь просуществовал с 23 ноября 1941г. по 1946г. «В госпитале лечились немцы, румыны, итальянцы, венгры, югославы, японцы и испанцы».
В городе было развернуто в конце 1941 года два госпитали №2396 находился в период (с 23.12.1941 по 01.12.1942). и № 2447 (по данным сайта http://www.soldat.ru госпиталь в нашем городе находился в период с 23.12.1941 по 01.07.1944) В городе не было крупных зданий поэтому госпиталь размещался в разных корпусах. Одна часть находилась в здании школы N 7 (школа располагалась примерно там, где сейчас здание городского акимата), другая часть на пересечении улиц М. Горького и Урицкого (на этом месте сейчас музей М.Габдуллина), третья — в здании Кудайбердиева, 75. Штаб располагался по ул Канай би 32 (музей г. Кокшетау). В районе областной больницы находился корпус №1, на углу улиц Ауельбекова и Канай би – корпус № 2, на углу улиц Дзержинского и Канай би – корпус № 3. К сожалению здание где находился корпус №2 госпиталя 2447 на углу Ауельбекова и Канай би (снесено в 2011 г.) Известны и остались в истории имена сотрудников госпиталя, которые боролись за жизнь воинов. Это начальник госпиталя Яковчук Степан Архипович (в другом источнике — Яковлев), комиссар Г. Г. Федоров, врачи Д. Г. Пришлецов, Е. Н. Петрова, медсестры М. С. Тарасова, Л. М. Гордиенко, Евдокия Клюева (Борисова), Мария Молоткова (Тарасова), Галина Зинина, санитарка Л. И. Багоева и многие другие. С первых дней над госпиталем взяли шефство коллективы механического завода, промартели «Прогресс». Учителя и учащиеся школы N 2 были частыми гостями в госпитале, дежурили и ухаживали за ранеными.
Спецгоспиталь для военнопленных № 3604 размещался в тех же корпусах, в которых до 1 декабря 1941 года дислоцировался госпиталь № 2396.
История здания историко – краеведческого музея области. С 1 января 1945 музей стал называться Кокчетавским историко-краеведческим музеем. За время существования вековой своей истории музей неоднократно менял месторасположение, с 1974 года и по настоящее время музей располагается в двухэтажном здании 1904 года строения, которое является памятником архитектуры и находится под государственной охраной. В начале XX века здесь находился комплекс зданий вино-водочного завода, во время установления Советской власти располагался революционный комитет большевиков, сохранились от пуль следы на стенах. Во время Великой Отечественной войны здесь размещался чугунно-литейный цех Подольского приборостроительного завода, затем кузнечный цех электромеханического завода. Строилось здание в несколько этапов по типовому проекту как казенный винный склад №7. Состоит из административного здания – конторы (ныне здание музея), магазина – проходной (флигель), здание основного производства (до 2019 года в здании размещался казахский лицей), складов (бывший цех электромеханического завода). Здания кирпичные, с характерным архитектурным решением того периода. Первые ремонтные работы и реконструкция в музее проводились в 1973-1974 гг. Частичные реэкспозиции также проводились в 80-е и 90- годы.
Музей литературы и искусства находится в старинном здании, построенный в начале 20 века, в 1903 году купцом Коротковым Устином (Иустин) Игн. В одноэтажном кирпичном строении располагались изолированные торговые помещения. Купец реализовывал в своем магазине мануфактуру и сдавал площади в аренду. Например, в первом десятилетии XX века на фасаде здания висели вывески: «Товарищество «I.И.КОРОТКОВ и К.», «Торговый Домъ «М. X. ШАМСУТДИНОВЪ и К», «Швейный магазинъ КОМПАНIИ «ЗИНГЕРЪ». После революции, в 1918 году, здание было муниципализировано и стало государственным, но продолжало использоваться как магазин. В 1934 году в здании был открыт первый и долгое время единственный кинотеатр на 280 мест. В годы Великой Отечественной войны временно не работал. По решению облисполкома от 8 сентября 1948 года кинотеатру было присвоено имя советского государственного деятеля Андрея Жданова. В 1989 году его переименовывают в «Юность». Старейший кинотеатр закрылся в 2009 году. Затем размещались разные организации города, с 20 ноября 2014 года — постановлением Акима Акмолинской области был передан на баланс – музея Литературы и искусства.
Дом купца А.В.Соколова находилось по ул. Петропавловской (ныне Ауэзова 157). Деревянный дом с резными наличниками был объединен общим двором и кирпичным забором с двухэтажным кирпичным магазином купца, это было первое и единственное в городе в то время кирпичное двухэтажное здание.
Он использовал для отделки лучшие в то время материалы. Так, пол на первом этаже был выложен керамической плиткой, изготовленной на Харьковском заводе барона Эдуарда Бергенгейма. Купец пожелал выстроить свой магазин в русском стиле, характерном для периода эклектики второй половины XIX века. Здание получилось похожим на боярские каменные палаты. Архитектурными излишествами оно не перегружено, главную роль в декоре фасада играют оконные наличники с фигурными фронтонами. По воспоминаниям современников, внутри магазин украшали зеркала в человеческий рост, лестницы были устланы ковровыми дорожками. История строительства связана с тем, что в 1882 году из станичной части поселения в городскую, на место нынешней площади имени Абылайхана, был перенесен станичный рынок. Площадь, получившая официальное название Ярмарочная, а в народе именуемая по-простому — Базарная, застраивается одноэтажными кирпичными и деревянными магазинами местных торговцев. Соколов же решается построить первое и единственное в городе того времени кирпичное двухэтажное здание.
В 1918 году и дом, и магазин Соколова были национализированы Советской властью. Впоследствии в зданиях размещались различные государственные учреждения. И хотя первоначальная внутренняя планировка не сохранилась, несколько изменились фасады, сегодня дом и магазин купца Соколова по праву являются украшением исторического центра города Кокшетау.
Творения мастеров прошлого принято сравнивать с музыкой или поэмой, застывшей в камне. Старые здания – страницы книги, листая которые мы знакомимся с прошлым родного края.
(Использованы материалы архивов и музеев, справочники, собственные изыскания).