29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Самоварные истории

«… Давай-ка наколем лучины,
Раздуем себе самовар!
За верность старинному чину!
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа «
Александр Блок

Самовар – по определению В.И.Даля —

«водогрейный, для приготовления чая, сосуд, большей частью медный, с трубой и жаровней внутри»

Это краткое определение дает и основную характеристику конструкции самовара, и объясняет его появление среди прочей посуды. Эра культуры чаепития появилась, например, в России в 1638году под названием «китайская трава». В 1679году был заключен первый договор на поставку чая из Китая. Для приготовления кипятка и стали использовать вновь изобретенный предмет, самовар, с внутренним нагревательным элементом, трубой-жаровней. В тридцатых годах XVIII века появляются первые серебряные чайники для заваривания чая. Со второй половины XVIII века, по мере распространения чая, начинается изготовление медных и латунных чайников. Этим же временем датируется ряд чайников-самоваров и самоваров-«кухонь». На первой фабрике Верхне-Иргинских медных изделий купцов Осокиных занявшейся самоварами пришла идея соединить котел с трубой и создать походный кипятильный прибор, который разогревался бы сам собой, без печки или котла. Так, между сентябрем 1738 года и февралем 1740 года появился первый русский самовар. Роль самовара осталась прежней, а вот внешний вид изменился – теперь он выглядел как обычный самовар, с цилиндрической формы корпусом, краном и поддоном с ножками, но вот ручка только была необычной. Она была перекидной, в виде высокой дуги, с длинным валиком-держаком посередине. В середине 18 века начали изготавливать самовары для варки кофе, так как удобнее и быстрее это делать было именно в «самоварящем» сосуде, не требующем большого количества ни топлива, ни времени. Отличие кофейного самовара от обыкновенного состояло лишь во внешней форме – чуть сплющенный цилиндр корпуса и параллельные корпусу плоские ручки. К кофейному самовару прилагалась рамка с петлей, в которую подвешивали мешочек для кофейных зерен, предварительно смолотых. А еще существовали самовары-«кухни». Изнутри они делились на отсеки стеночками, у каждого отсека была отдельная крышка, к одному из отсеков приделывали кран, и одновременно готовили два блюда плюс кипяток для чая. Конечно, использовали такие чудо-печки только в дорожных условиях, когда на изысканность обеда не особенно обращали внимание. На почтовых станциях и в придорожных трактирах тоже можно было встретить подобные кухни.

…Чай заварен и запах плывёт,
И от запаха сразу в полёт…
Полетаем с тобой в облаках,
Отражается небо в глазах…
Этот чай вечерком на двоих —
Просто рай посидеть у своих…
Наталья Тихомирова

По мнению лингвистов, слово самовар состоит из двух тюркских слов: «су» (вода) и «мавер» (прибор для кипячения). В разных местностях России этот предмет называли по-разному: в Туле — самовар или водогрей, в Ярославле — самогар, в Курске — самокипец, в Вятке — самогрей.

В 1989году археологические раскопки близ деревни Дашуст в районе Шеки Азербайджана были обнаружены глиняные сосуды с центральной трубой с примерным возрастом 3600-3700 лет. А старейшему египетскому образцу около 2000 лет. При раскопках г. Помпеи обнаружен античный похожий на кувшин сосуд аутепса с двумя емкостями (одна для угля, другая для жидкости) 2000-летней давности. Остатки медного самовара были найдены в развалинах поволжского средневекового города Бельджамен (ныне Дубовка). Как предполагают исследователи, возможно, он был булгарского (домонгольского) производства. «Огненные котлы» — хого в Китае использовались на рубеже ХVI в. Некоторые исследователи придерживаются версии, что они появились, в Поднебесной в ХIII в., когда страну захватила Монгольская империя. Своим же появлением в Европе самовар обязан чаю. Впервые европейцы познакомились с чаем в 1610 году. Владелец уникальной коллекции самоваров Шахид Габибуллаев имеет самовар, изготовленный в Иране в 1717 г. Иранский город Боруджерд был основным центром производства. В нескольких мастерских до сих самовары выпускают вручную. В начале ХVII в. уже существовали фонтаны для горячей воды. Английские «чайные урны» (аналоги самовара) относят к XVIII столетию. Во 2-ой половине XIX в. великолепные польские мастера создавали водогреи в Варшаве. В 1730 — 1740 гг. самовары используют на Урале, а позднее и в Москве, Туле, Петербурге. Со 2-й половины XVIII в. самовары производили, во: Владимирской, Вятской, Ярославской губерниях. Так, Россия прославила самовар, соединив в единое понятие экзотический напиток, пришедший из Китая — чай, убранство стола и образ домашнего очага. Официально задокументирован самовар, созданный братьями Назаром и Иваном Лисицыными в 1778 г. в Туле. Вслед за Лисицыными свои заведения по производству модных приборов начали открывать и другие туляки: в 1785 г. открывается самоварное заведение А. М. Морозова, в 1787 г. — Ф. М. Попова, в 1796 г. — Михаила Медведева. К 1808 г. в Туле работало восемь самоварных фабрик. В 1812 г. открывается фабрика Василия Ломова и его брата Ивана и многие другие. Но, основную роль в самоварном производстве продолжала играть Тула, которую называли самоварной столицей. Во 2-й половине XIX в. Тула по производству самоваров занимает первое место в России. В 1890 г. в губернии действовало 77 фабрик.

Наибольшего развития самоварное производство достигло в 1912-1913 годах. Самовар был не обычной принадлежностью домашнего хозяйства, а своеобразным олицетворением достатка, семейного уюта, благополучия. Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили. Тщательно начищенный, он красовался на самом видном и почётном месте. Самовары продавались не только в России, но и за границу — в Морокко, Турцию, Иран, в другие восточные страны. После революции 1917 г. самоварная промышленность почти прекратила своё существование. В 1918 году происходит национализация самоварных предприятий. Возобновился производственный процесс после революции и окончания гражданской войны. В конце 1920-1930-х годов работала еще тульская фабрика «Наше будущее» (1-я кооперативная артель). В годы Великой Отечественной войны все фабрики г.Тулы были перепрофилированы на выпуск военной продукции и почти все были разрушены при защите города от наступавших немецко-фашистских войск, которым не удалось захватить Тулу. До распада СССР самовары выпускались на целом ряде предприятий в различных городах — Ленинграде, Днепропетровске, Гродно, Куйбышеве, Туле и Суксуне (на Урале). Рынки сбыта охватывали почти всю территорию СССР: Поволжье, Урал, Сибирь, Северный Кавказ, Украину, Среднюю Азию. Современные самовары сохранили популярность и пользуются большим спросом за рубежом: до 1991 года их экспортировали в 57 стран мира. В 2005 г. при тульском патронном заводе вновь создан участок производства самоваров. Участок ориентирован на штучный выпуск жаровых самоваров авторском эксклюзивном исполнений, с соблюдением ремесленных традиций.

Наше сообщество в Вконтакте. Подпишись, чтобы быть в курсе новостей!

Реализовались самовары в различные периоды и на территории Казахстана. Торговля являлась важнейшим промыслом и занимала видное место в быту и экономической жизни казахского населения. Наиболее крупными летними ярмарками в Степном крае Казахстана были Константиновская (с 21 мая по 10 июля) в г. Акмолинске, Петровская (с 10 июня по 5 июля) в г. Атбасаре. На осенних — Таинчикульской, Покровской (с 14 сентября по 1 октября), Георгиевской (с 26 ноября по 3 декабря). Основным объектом торговли был скот и продукты животноводства. Поначалу казахи предпочитали не продавать скот за деньги, а обменивать его на зерно, мануфактуру и заводские изделия. Из-за того, что казахские торговцы и покупатели мало понимали о реальной стоимости товаров тех же российских купцов, с экономической точки зрения обмен не был равноценен. Рыночная стоимость самоваров зависела не только от размера и формы, но и от веса. Самовары простых фасонов продавали на вес — за пуд веса брали 18-40 рублей (цены 1911 г.). Чем толще листовая латунь, из которой сделаны детали, тем тяжелее самовар, тем дольше он служит. У дешевых моделей стенки тонкие, легкие, но для придания большего веса производители могли при пайке кранов и кувшинов к стенке самовара использовать большее количество свинца, так называемый лив, соответственно увеличивался общий вес. В прейскурантах обычно указывали, с заливом или без него изготовлен самовар, чугунная или медная решетка стоит в кувшине, это тоже влияло на общий вес, и сообразно этим параметрам назначались цены. Разницей в цене порой умело пользовались фабриканты, чтобы уменьшить себестоимость и продавать самовары дешевле, чем конкуренты. Они просто «забывали» указать эти «мелочи», выдавая дешевые сорта за более дорогие. С образованием в 60-х гг. XIX в. Центрального статистического комитета МВД был предпринят ряд региональных статистических изданий с включением ярмарочной информации, в том числе о ярмарках Западной Сибири и Казахстана за 1874 — 1881 гг. Материал собирался Главным управлением Западной Сибири. В «Памятных книжках азиатских регионов» указана ярмарочная статистика Акмолинской области 1887 г. Самовары можно было приобрести и в торговых лавках.

В областном историко-краеведческом музее нашего региона есть прекрасная коллекция самоваров, которые были приобретены в ходе собирательской работы, даров жителей края, в результате комплексных экспедиций 1991 — 1994 гг., 2005 — 2019 гг. и собственных приобретений музея. Документирование поступлений самоваров идет с 1968 г. Коллекция состоит из угольных, электрических, комбинированных, сувенирных самоваров российских производителей. В музейных запасниках 50 единиц хранения. Основную часть собрания составляют самовары, изготовленные в кон. XIX и 1-ой половине XX в., 1975, 1976, 1980, 1983 годов выпуска.

Интересны коллекции следующих фабрик: Ломова — кухни-самовары, Баташова, Капырзина, Тяпкина, Воронцова, Тейле, Шемарина, Зубова.
Тульские самовары советского периода — машиностроительного завода «Штамп» им. Б.Л. Ванникова, Суксунского завода и др.
В экспозиции музея можно наглядно увидеть, например, кухню — самовар с тремя отделениями и надписью «Ф: или ЛОМОВА ВЪ ТУЛЪ». Для каждого отделения предназначена отдельная крышка. Тулово в форме котла. Ручки на шарнирах с деревянными валиками. Основание с поддувалом. Диаметр — 30 см, высота — 32 cм. Сдан самовар в фонды нашего музея жителем г. Щучинска З. Хабибулиным. По легенде информатора самовар приобретен до революции 1917 г.

В 2008 г. в фонды музея поступил угольный самовар «Товарищества паровой самоварной фабрики наслъдниковъ Василия Степановича Баташова въ Тулъ». На тулове имеются оттиски золотой медали 1882 г., серебряной медали 1878 г., 1885 г. На крышке — оттиск сортности «1 й сорт». Продукция фабрики экспонировалась на Всероссийской выставке 1896 г. Самовар принадлежал семье имама мечети г. Кокшетау с 1956 по 1969 Момакана Алиева (Оразхалык, 1897-1969). Момакан Алиев учился в медресе Науана Хазрета. Занимался генеалогией казахского народа и народным фольклором. В музей прибор вместе с другими личными вещами М. Алиева сдала супруга его сына Жантемира — Багила Рахметжанкызы Алиева. Медный самовар в форме «рюмки» «фабрики Н. А. Воронцова въ Тулъ» украшен медальонами и выпуклыми «колонами», фигурными ручками и S-образной веткой крана. Самовар принадлежал семье Шынышевой Б. К. и был приобретен на ярмарке г. Кокшетау в нач. ХХ в. В настоящее время экспонируется в интерьере зимнего жилища «қыстау» зала этнографии музея.

А вот самовар «Фабрики торгового дома Б. Г. Тейле с сыновьями» в музей попал от жителя г. Кокшетау Шафигина Хурмата Насибовича. Самовар принадлежал его деду, некогда зажиточному конезаводчику Сафиулле Исмаиловичу. Шафигин С. И. был раскулачен и сослан в Нарымский край (РСФСР). После освобождения в 1935 г. с семьей переезжает из с. Кунашак Кунашакского р-на Челябинской области РСФСР в с. Даниловка Макинского района Акмолинской области Каз.ССР. Позднее он вернулся в Россию. Дети же остались в Казахстане. Следующий самовар с гладкой никелированной поверхностью относится к фабрике Зубова Михаила Алексеевича в Туле. Доказательством тому служит торговая марка с надписью «Михаил Алексеевич Зубовъ въ Тулъ» и оттиски 10-ти бронзовых, серебряных, золотых медалей с российских и зарубежных выставок 1902,1903,1904,1906 годов. Самовар передан в фонды музея жителями с. Омирлик Жаркаинского р-на Мурзабековыми Оразом и Гульзадой. Он переходил по наследству от представителей старшего поколения. Комбинированным угольно-электрическим цилиндрической формы самоваром можно было нагреть воду двумя способами. Первый способ — от электричества; второй способ — затопить с помощью древесного топлива. Объём 10 литров или 40 стаканов чая, или 50 фарфоровых чашечек. Самовар принадлежал старожилу с. «Новокиенка» Жаксынского района Акмолинской области — Кириенко Василию Григорьевичу (1929 г. р.). Дед Василия Григорьевича родом с Черниговской области Украины. Приехал в Казахстан в 1958 году.

Электрический самовар с маркой Суксунского завода входит в комплекс президента Союза акынов и сказителей РК Кокена Шакеева (1924-1999). Экспонат передан в фонд музея Даржан Шакеевой в 2004 г. Самовар относится к призовым подаркам за участие в айтысе — песенном состязании акынов, проходившего в 1989 г. в г. Омск. Периодически самовары из фондов музея истории области экспонируются на различных выставках. Статистика гласит, что в 2016 году тематическая экспозиция включала 37 видов. Практически ни одна этнографическая выставка не обходится без демонстрации этого предмета.

…Чай заварен… и пламя свечи…
И любовь здесь над нами парит,
Запах плюшек о том говорит…
Это счастье за чайным столом
Помогает укутать наш дом…