Раушан Утеулина

С любимыми не расставайтесь… Премьера!

Вместо зрительного зала — зал ожидания вокзала с грудами чемоданов, дорожных сумок, в креслах — дремлющие пассажиры. А немногочисленная публика, она же — участник действа, поднимается на сцену и занимает подготовленные места. Так началась премьера драмы-ностальгии Александра Володина «P.S. Мен сенісағындым», на которую в минувшую среду пригласили горожан актеры Казахского музыкально-драматического театра им. Ш. Хусаинова.

Известная пьеса известного драматурга — это рассказ о людях и судьбах, счастливых и несчастных. Восемь пар одна за другой проходят через бракоразводный процесс. Все — по-разному, одни мучительно, другие, утерев слезы, забирают у судьи свои заявления. По мнению режиссера Болата Абдрахманова, камерная обстановка наиболее подходит для того, чтобы зритель, будучи в гуще событий, вник в эту деликатную тему, слишком личную, драматичную для каждого человека.

Актерам удалось создать живые, достоверные характеры людей, любивших друг друга, а теперь принявших нелегкое решение расстаться. К примеру, Кайрату Мурзабулатову досталась роль неработающего грузина Керилашвили, который не хочет трудиться. Повеса-мужичок готов развестись, чтобы тут же найти другой объект обожания…

Кумарбек Калкатаев мастерски представил попивающего тайком от жены человека по фамилии Миронов. В суде он обвиняет жену (Мейрамгуль Апсалям) в отсутствии культуры, дескать, деревня, не подходит она по уровню его тонкой, возвышенной натуре. Ну и как ему не пить после этого?

Супруги Никулины (Толеубек Конбай, Гаухар Сенби) расстаются, прожив в браке 20 лет. Поженились от безысходности, промучились без любви. На предложение судьи отложить на время решение, оба отказываются. Расстались, испытали облегчение.

На фоне остальных семейных драм ярко выделяется история одной пары, мучительно тяжело переживающей ссору, которая, начавшись из-за пустяка, превращается в трагедию. Главные герои — Митя и Катя Лавровы (Еркебулан Толеуов, Маржан Бокешева) не могут жить один без другого и вместе быть им сложно. Актерский тандем, предельно использовав и свои, и заложенные в сценарии Александра Володина возможности, смог убедительно показать, как бывает мучительно больно от ревности, как легко рушится счастье, если его не беречь и не холить.

Наше сообщество в Вконтакте. Подпишись, чтобы быть в курсе новостей!

Лишь только стихают баталии между разводящимися, в зал суда настойчиво проникают звуки вокзала — места, где люди встречают друг друга и провожают, расстаются одни на время, другие — навсегда. Словом, в пьесе, как на вокзале, целый калейдоскоп разношерстных, несчастных судеб. Среди них и судья (Жанар Кусаинова). Чопорная дама всегда, что называется, застегнутая на все пуговицы, уверенная в каждом своем вердикте, судя по всему, одинока и несчастна.

Привлекает внимание еще один персонаж — странная, неприкаянная женщина, которую великолепно сыграла Айна Жунусова. Обедневшая интеллигентка в нелепой шляпке ходит между людьми, стучится в квартиры, предлагая на обмен свою однокомнатную квартирку, в которой когда-то сама же соорудила кирпичную стену, отгородившись от родной сестры. Однажды, оказавшись в квартире Лавровых, одинокая и несчастная дама сумела почувствовать драму молодых людей. Она, пытаясь их помирить, говорит: «У жизни много вопросов, мало ответов. И все же надо уметь любить и прощать ибо жизнь коротка. Как же важно, чтобы кто-нибудь говорил тебе, что скучает. И в конце своей жизни лучше вспоминать не одиночество, а светлые мгновения, когда вы были любимы».

Но молодежь не слышит, не слушает. Их расставание, кажется, неизбежно: Митя оказывается под следствием, Катя с нервным срывом попадает в больницу…

Сцена, она же зрительный зал, благодаря работе художника-постановщика Исы Ибрагима все время трансформируется то в зал судебных заседаний, то в квартиру, то танцплощадку. В канву спектакля вкраплены эпизоды массовой радости: люди танцуют, веселятся. Но зажигательный вечер рано или поздно заканчивается, оставляя каждого наедине со своими проблемами.

Финал спектакля остается открытым: Митя приходит в больницу проведать Катю. Они старательно обходят болезненную для обоих тему. Он уходит, а она в отчаянии кричит ему вслед: «Я скучаю по тебе…». Как заклинание звучат строки поэта Кочеткова, положенные на музыку: «С любимыми не расставайтесь, всей кровью прорастайте в них…».

Как отмечал Болат Абдрахманов, ключевая тема пьесы — беречь, хранить и ценить друг друга, стараться помнить о том, на что обрекаем любимого человека, хлопая за собой дверью. Спектакль и о личной свободе каждого, вопреки стереотипам, бытующим в обществе, семье, возможности рвать опостылевшие связи и начинать все сначала. Но другой вопрос: есть ли у иного человека, обремененного жизненными обстоятельствами, право на все это?

Безусловно, труппу казахского театра можно поздравить с еще одной замечательной работой, которая обязательно найдет своего зрителя.

Фотоотчёт