Потребности стран Центральной Азии в пшенице традиционно удовлетворяет Казахстан. Этот рынок обеспечивает основной сбыт казахстанской сельхозпродукции, поскольку наша страна не имеет выхода к портам и не может грузить зерно более дешевым морским видом транспорта, рассчитывая только на ж/д перевозки.
Однако, в последние годы, с развитием зернового производства в приграничных с Казахстаном регионах России (Сибирь, Алтай), российская пшеница начала активно заходит и в нашу страну, и нацелилась на транзит в Среднюю Азию. Пока еще эту экспансию сдерживают два фактора — экспортная пошлина на зерно в самой России, и более высокий транзитный железнодорожный тариф (по сравнению с внутренним). Однако поскольку себестоимость зерна в России ниже, чем в Казахстане из-за более высокой урожайности, этот фактор уже позволяет россиянам «проходить» на те рынки, которые Казахстан считает своими традиционными.
Более того, используются различные «серые» схемы поставок когда российская пшеница заходит в Казахстан контрабандой, после чего легализуется и поставляется в тот же Узбекистан — уже без оплаты пошлины и транзитного тарифа. Есть потенциал и у роста поставок российской муки в Среднюю Азию — она под действие экспортной пошлины в России не попадает.
В целом, россияне настроены продолжать осваивать это направление (а также Китай), вытесняя казахстанскую сельхозпродукцию. Об этом рассказал Канат Кобесов, председатель совета директоров национальной ассоциации экспортеров KazGrain.
Принял участие в конференции «Рынок транспортных услуг» в Москве. Звучали тезисы: российское зерно будет дальше активно проникать в страны Центральной Азии, в том числе Китай. Для этого создали Агроэкспрес. Кроме того россияне активно сотрудничают с узбеками, создали совместное предприятие, ведут переговоры с узбеками об увеличении поставок. Транзитного тарифа они не боятся, его компенсирует более низкая себестоимость их пшеницы. Так что в Китай они собираются заезжать через нас, через станции «Достык» и «Алтынколь». По Каспию пойдут на Иран, и далее. Развитие этих направлений — их стратегия на ближайшие пять лет. Для нас это звоночек усиления конкуренции, причем, очень опасный
Для казахстанских трейдеров ситуацию усугубляет тот факт, что компании КТЖ выгоднее работать именно с транзитными грузами, а не поставлять казахстанские, поскольку на транзитном тарифе железнодорожники зарабатывают больше. С начала осени экспортеры постоянно сталкиваются с проблемами по согласованию планов отгрузок и в Среднюю Азию, и в Китай. Это ведет к тому, что казахстанскую сельхозпродукцию россияне все активнее вытесняют, повторяя ситуацию в Кыргызстане. Там после вступления страны в ЕАЭС и соответственно, отмены экспортной пошлины и замены транзитного тарифа более низким) российское зерно «захватило» практически полностью.
Отметим, что переток российской пшеницы в Казахстан привел к падению цен на внутреннем рынке и снижению рентабельности фермеров. за последний месяц цены на пшеницу упали на 20% — со 120 тыс. тенге/тонна в октябре до 100 тыс. тенге/тонна в ноябре.