На площадке региональной службы коммуникации состоялся брифинг, где выступил руководитель Департамента Антикоррупционной службы по Акмолинской области Асхат Оразхан.Спикер отметил основные ориентиры работы и это, в первую очередь — Карта коррупционных рисков, которая была сформирована с учетом особенностей региона.Карта — это перечень злободневных вопросов, которые не находят решения из-за непрозрачности процессов, наличия адмбарьеров, произвола чиновников и несовершенства законодательства. Все это зарождает коррупционные схемы и возможности для незаконного решения вопросов.
В Карту коррисков Акмолинской области вошли вопросы агропромышленного комплекса, земельных отношений, экологии, дорог и инфраструктуры, социальной сферы, бизнеса, а также проблемные объекты строительства. Социальные проблемы, включенные в Карту, решаются через призму мониторингов и внешних анализов – основных превентивных инструментов службы. А результат работает на упреждение коррупции. Ведомство за 9 месяцев этого года провело 4 внешних анализа и 3 антикор мониторинга в наиболее подверженных коррупционным рискам социально значимых сферах. При этом уполномоченные органы внесли 40 рекомендаций и предложений по устранению выявленных коррупционных рисков. Все это нацелено на устранение уже выявленных нарушений со стороны госорганов, исключение причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений и совершенствование законодательства.
Если коснуться, например, сферы спорта, то при проведении внешнего анализа коррупционных рисков были установлены риски неэффективного использования бюджетных средств, превышения лимита размера заработных плат футболистов и непрозрачной системы премиальных выплат в деятельности футбольного клуба «Окжетпес». В течение 6 лет на финансирование клуба «Окжетпес» было направлено свыше 11 млрд тенге бюджетных средств. Из них 9 млрд тенге расходы на зарплату, премиальные и командировки.В данный момент утвержден лимит по заработной плате не более 2 млн тенге для основного состава и не более 1 млн тенге для административного персонала. Или сфера субсидирования сельского хозяйства, где также установлено несовершенство информационной системы «Gosagro.kz», которое способствовало необоснованным выплатам субсидий, в том числе вне очереди и сверх положенных сумм. Эти проблемы субсидирования рассмотрены на заседаниях межведомственной комиссии при акиме области и областного Общественного совета. Ныне по рекомендациям Антикора Минсельхозом проводится работа по совершенствованию системы «Gosagro.kz».На сегодняшний день стоит вопрос восстановления нарушенных прав 250 фермеров, не получивших субсидии из-за несвоевременного рассмотрения их заявок. Минсельхозом рассматривается и возможность предоставления фермерам подачи повторных заявок для получения ими субсидий, — рассказал спикер Антикорра.
По инициативе Агентства по противодействию коррупции в Акмолинской области запущен пилот по «окрашиванию денег» через цифровой тенге в социально-значимых сферах – вопросах приобретения сельхозтехники и оборудования и целевого использования средств СПК. Первый пилот связан с окрашиванием денег, выделяемых СПК субъектам предпринимательства в рамках проекта кредитования сельского населения «Ауыл Аманаты».Второй проект – отслеживает средства, выделяемых МСХ на инвест. субсидии предпринимателям. Поэтому важно, что цифровой тенге здесь обеспечивает прозрачность распределения субсидий в соответствии с действительной стоимостью предмета лизинга, исключает риски их расходования в период нахождения на счетах финансовых организаций. В рамках сопровождения проблемных социальных объектов региона определено 15 долгостроев. Такие вопросы регулярно рассматриваются на заседаниях комиссии по противодействию коррупции и Общественного совета области. Уже введено в эксплуатацию 5 объектов, из них 4 многоквартирных жилых дома и 1 объект благоустройства дома, на стадии ввода Нуринский водопровод и парк революционерам «Алаш Арыстары».
Проект «Бизнеске жол» также на контроле Департамента области, обеспечивается защита прав предпринимателей через устранение административных барьеров, препятствующих развитию бизнеса. Защищены права 318 предпринимателей с выплатой им задолженности на сумму свыше 330 млн тенге. Наказано 8 должностных лиц. К примеру, предпринимателем осуществлена поставка спортивного инвентаря в школу Буландынского района на сумму 3,5 млн тг. Однако чиновники не торопились платить из-за недофинансирования. После совещания с Управлением образования, заказчик погасил свою задолженность перед ТОО. Или другой пример: в Антикоррупционную службу региона обратился предприниматель с жалобой на создание адм. барьеров со стороны РГП на ПХВ «Научно-исследовательский институт курортологии и медицинской реабилитации» МЗ РК. Предприниматель подал заявку для участия в тендере по организации питания пациентов, однако заказчик незаконно не допустил потенциального поставщика к участию в конкурсе, что подтверждено проверкой ДВГА с отменой решений о не допуске ИП в конкурсе. После вмешательства Департамента, договор по организации питания пациентов с ТОО заключен на сумму 117 млн тг. Для искоренения системных нарушений выплат проведен мониторинг кредиторской задолженности мед. организаций перед поставщиками. Установлено, что сроки проведения оплаты мед. организациям Правилами не урегулированы. Кроме этого, мониторинг финансирования медучреждений области Фондом социального медицинского страхования, показал, что проверка качества и объема оказанных медицинских услуг Фондом проводится в одностороннем порядке, процедура выставления штрафных санкций медицинским организациям является не прозрачной. Предложения по установлению сроков оплаты и прозрачности мониторинга мед. услуг направлены в Министерство здравоохранения.
По сфере образования, для исключения причин и условий совершения хищений разработана Дорожная карта на период до конца2025 года. Департаментом будет обеспечен мониторинг ее исполнения местными исполнительными органами. До перехода на эффективную информационную систему по рекомендации Агентства Комитетом внутреннего госаудита с августа т.г. ведется онлайн-мониторинг всех платежей из фонда оплаты труда
на предмет излишнего перечисления заработной платы через программу «Система управления рисками». Спикер Асхат Оразхан отметил, что Департаментом совместно с Управлением образования ежемесячно проводятся сверки отчетов казначейства с системами бухучета с выездами в районы. Все подозрительные операции проверяются Управлением образования и Антикоррупционной службой. К примеру, в Астраханском районе школьному учителю необоснованно перечислено 2,3 млн тенге. Согласно предоставленному объяснению данная операция проведена ошибочно. Денежные средства с карт. счета не снимались и возвращены в бюджет в течение 9 дней. Или установлен неоднозначный факт выплаты аванса в размере 1 млн. тенге директору одной из средних школ г.Степногорска. В последующем указанная сумма удерживалась из заработной платы в течение года. Известно, что правила ведения бухучета в госучреждениях позволяют выдавать только 50% от заработной платы в качестве аванса.
Департамент также на постоянной основе проводит мониторинг госзакупок на предмет завышения цен. При установлении таких случаев направляются рекомендации госорганам, которые, в свою очередь, пересматривают и корректируют планы гос. закупок или отменяют их. Можно привести такой пример. Отдел ЖКХ и жилищной инспекции Бурабайского района запланировал приобрести насос для воды за 7,2 млн тенге, в то время как среднерыночная стоимость одного насоса с аналогичными характеристиками составляет 1 млн тенге. После нашего вмешательства организация отказалась от закупки – отметил спикер брифинга. По рекомендациям Департамента, направленным на снижение цен закупаемых товаров, с начала года сэкономлено порядка 1,1 млрд тенге на стадии планирования госзакупок.
Продолжается активная работа по формированию нетерпимости коррупции в обществе и вовлечению граждан в противодействие коррупции. Волонтерами региона оказана юридическая помощь 373 гражданам, совместно сними сэкономлено 619 млн тенге при проведении госзакупок. По формированию антикор культуры проведено 40 мероприятий, 11 встреч в рамках обучения волонтеров. Волонтерами проведено более 30 общественных мониторингов качества строительства соц. объектов, дорог, гос. закупок и др., имеются 18 положительных кейсов по результатам деятельности волонтеров. В рамках мобильной антикоррупционной группы осуществлено 5 выездов в райцентры. Выезды продолжаются. Пользуясь сегодняшней площадкой, хочу сообщить, что мы проводим внешний анализ коррупционных рисков и в сфере ЖКХ области, – отметил руководитель Департамента Антикоррупционной службы по Акмолинской области Асхат Оразхан.