События января 2022 года заставили талантливого писателя Казахстана Олжаса Сулейменова возвратиться к воспоминанию к прошедшим годам, когда из-за бездарных правителей погибал, разрушался вполне здоровый, развивающийся Советский Союз. «Вызывая растерянность и непонимание сотен миллионов советских людей, теряющих страну, ставшей общей Родиной…» Так начал свой рассказ писатель Казахстана, а затем и государственный деятель и который был опубликован в «Новой газете» в статье «Размышления о прошедшем тридцатилетии: «От веков зависимости, через период независимости к эпохе взаимозависимости» в феврале 2022 года. Сегодня я представляю вниманию читателей наиболее интересные мысли писателя:
…« Президенты наспех собранных «независимых» государств (столь же не щедро одаренных небом, как Горбачев и Ельцин) все тридцать лет обещавшим своим народам счастливое благополучие и сытость в самом ближайшем будущем, ну а настоящее надо перетерпеть.
А в новых поколениях в это время накапливалось опасное нетерпение. И в январе 2022 года им воспользовались, поначалу удачно те, кто хотел создать во всем Казахстане митинговый подъем, чтобы заставить К. Токаева сложить полномочия, и счастливое тридцатилетие продолжилось бы бесконечно. Но, однако, кличем всех митингов стало требование – «шал, кет!» (старик, уйди!).
Тогда вступили в дело подготовленные родней Елбасы боевые группы, чтобы стрельба, пожары, грабежи создали обстановку, которая заставила бы Президента подписать бумагу об отречении. Но К. Токаев обратился к ОДКБ.
…Сейчас уже понимаешь, что время конца 70-х, начала 80-х оказалось рубежным. Кто из историков обратил внимание на такие вполне рядовые события, происшедшие в тот период?
- I. Руководитель Ставропольского крайкома М. С. Горбачев неожиданно получил повышение – стал секретарем ЦК КПСС (1978 г.) и вскоре – членом Политбюро (1980 г.) и уже вскоре стал и первым секретарем ЦК КПСС.
II.Съезд Компартии Китая избрал Председателем партии Дэн Сяопина (1978 г.).
А последствия этих событий проявились уже в ближайшее время: Советский Союз в 1991 году перестал существовать, а вечно голодный, всегда нищий миллиардный Китай впервые накормил себя (1990 г.) и заявил о себе как о самой развивающейся экономике мира.
Ранней осенью 1983 года в солнечном Ташкенте собралась очередная Конференция писателей стран Азии и Африки, организованная Союзом писателей СССР. Завершился первый этап глобальной деколонизации, предложенной США в победном сорок пятом году. Америка тогда убедила своих союзников уходить из колоний. Британская администрация начала уходить из Индии, Ирака, арабских стран, из Восточной Африки. Французы – из Западной и Северной Африки, но нехотя, что и породило национально-освободительное движение. В перерыве конференции представители организаторов провели небольшую дискуссию. Виталий Озеров – секретарь Правления Союза писателей, высказал мнение, что новая светлая цель едва ли будет понятна борцам Азии и Африки.
– Сейчас большинство этих стран стали самостоятельными, – говорил он, – они еще не успели освоить независимость, а вы предлагаете им сразу шагать к следующей цели, к тому же, весьма туманной.
Надо сразу начинать сотрудничество с соседями, как членами одной семьи. Взаимодействовать, как братья и сестры, а не воевать. Семья – лучшая модель взаимозависимости.
«Советский Союз, – говорил я, – доказал действенность такой модели. Мы называли наши республики братскими. У казахов, узбеков и россиян разное прошлое, но общее будущее, которое мы созидаем вместе». Я уточнил, что эта формула пути не только для этих двух континентов. Она для всех народов мира. Потому что все этносы и общества планеты испытали время зависимости – социальной, экономической, национальной, религиозной – стремились к независимости. Некоторые страны получали ее, но вскоре снова попадали в зависимость. Обязательно попадали, ибо независимость, как оказалось, не может быть завершающим пунктом исторического пути народа. Часто становилась самым опасным этапом пути к свободе.
В конце 1991года распался Советский Союз, образовались новые, независимые друг от друга государства. И многие из них повторили опыт переживаний бывших азиатских и африканских колоний, получивших независимость.
Формула пути за прошедшие после Ташкентской конференции сорок с лишним лет озвучивалась мною на конференциях ООН, ЮНЕСКО, с трибун национальных.
В декабре 2021 года официальный Казахстан торжественно отметил тридцатилетие своей Независимости. А в январе 2022-го массовые митинги высказали свое понимание такой независимости. То время оказалось тридцатилетием культивирования абсолютизма одной личности, в зависимость которой попало все население страны. А в собственность этой личности и ее семьи попали вся земля и ее богатые недра, промышленные предприятия, доставшиеся стране от СССР.
Каким сознанием обладала эта уникальная личность, воспитанная советской школой-семилеткой и ФЗУ? Был комсомольцем, состоял в ленинской партии. Может быть, эти идеи воспитали в нем сознание социалистическое или коммунистическое? Нет, не воспитали. Тогда, может быть, национальное или даже националистическое сознание сказалось. И эти – нет.
В казахском языке гражданское понятие «нация» и этническое «национальность» еще не отделялись друг от друга. Определяются одним словом үлт.
Мы – народ, состоящий из нескольких племен, когда-то объединенных в три союза (жуза). За века такого существования у большинства народа воспитывалось племенное сознание и своеобразный жузовский патриотизм.
Итак, каким же сознанием был наделен человек, овладевший всей страной. За тридцать лет накопились аргументы в пользу не национального, даже не племенного, а родового его сознания. Конечно, самая почитаемая личность – он Сам (эго!), потом – Родня и наконец – Род шапрашты. Что означает это слово – никто не знает. Происходит явно от какого-то нетюркского имени Шапраш. Возможно, джунгарского, калмыцкого, но не казахского. Хотя в простонародном лексиконе казахов есть слово шапраш, так называют девицу, родившую дитя, не выходя замуж.
Обитает этот немногочисленный род недалеко от Алматы, в Каскеленском районе (Каскелен – диалектная форма казахского Каскельген – «враг пришел». Возможно, после прихода джунгар.)
В предгорьях Ала-Тау на высоте тысячи метров есть прекрасное урочищеУш-Коныр, оттуда хорошо виден Каскелен и поселок, где родился Сам.
В урочище небольшая сеть прекрасных дорог, несколько очень уютных жилых строений, архитектурно не уступающих Швейцарии. Это для отдыха Самого и Дочерей. А на окраине урочища – ухоженное кладбище, где хоронят только из рода Шапрашты.
В этом роду, как и любом другом, есть и невежды, и талантливые люди. Однако именно шапрашты оказались наделены особыми возможностями, что заставило некоторых современников пересмотреть свои шежре (родословные) и обнаружить в числе предков шапраштанца. В паспорт такое открытие не впишешь, но система устного отношения помогала таким находчивым карьеристам попадать в политическую и деловую элиту страны.
Все выходцы из этого рода и приписавшиеся получили в прошедшее тридцатилетие должности не ниже министерских и не заметные обществу доходы. Но приходит день, час, и каждого из них везут не на общее место захоронения в Алматы или в столице. Спецсамолетом доставляют в алматинский аэропорт, поднимают в урочище Уш-Коныр на родовое кладбище, которое, по-видимому, ближе к небу.
Ни в каком другом, даже в самом отсталом африканском государстве культ президента не доходит до такого совершенства!
Это родовое кладбище было предназначено для «рядовых» сородичей. А для Самого строится грандиозная мраморная гробница в самом историческом месте Казахстана – в Туркестане.
Еще обсуждаются январские события, но мы должны признать главное, что этот январь – это начало 2022 года, и, надеюсь, начало нового Казахстана – современного, демократического, свободного государства. Возникают, создаются новые партии, мы возрождаем партию НКК («Народный Конгресс Казахстана»), которая возникла в 1992году, участвовала в формировании проекта первой Конституции, утвержденной наспех собранным Верховным Советом юной республики.
И важнейшие предложения этим ручным Советом не были приняты.Все последующие тридцать лет такой парламент принимал предложения Президента стопроцентным голосованием.
НКК предложила в начале текста Конституции соединить последовательно две главные статьи:
- I. Единственным источником власти является народ.
II.Главной собственностью народа являются земля и ее недра. Эта собственность всегда принадлежит народу.
Две эти основные статьи Основного Закона обеспечивали демократическое будущее республики и благосостояние населения. Председателем того состава Верховного Совета был коммунист Серикболсын Абдильдин.
От Президента поступила редакция этих статей – как указание: «Земля и недра принадлежат государству».
Я снова попросил слова: «Государство – это несколько человек, которых мы только избрали в руководство. Даже не рассмотрев их внимательно. А нам предлагается отдать им во владение нашу землю, которую народ веками защищал, отвоевывал как свое основное богатство. Если мы отдадим ее этим нескольким персонам, то где гарантии, что до следующих выборов, которые состоятся через пять лет, они не распродадут это основное народное богатство? Не забывайте, что мы, отказавшись от социализма, вступили в период, где правят рыночные отношения».
За предложение НКК было поднято несколько рук, за президентское –послушно подняли остальные. Так тогдашние парламентарии проголосовали против того, чтобы поколения народа создали свое благополучие – настоящее и будущее.
В 1994 году НКК предложил уже детально проработанную программу материализации статьи: «На имя каждого гражданина республики Госбанк открывает лицевой счет, на который будет падать капелька от каждой тонны нефти. Крошка от каждой тонны угля, цветного, черного и редких металлов, добываемых в стране, и тогда не будет нищих поколений. Надо изучить опыт некоторых государств Арабских Эмиратов, и наши математики создадут совершенную систему распределения этих народных богатств во благо народу и государства.
Но обсуждение закончилось доделкой Конституции в 1995 году, где добавили не наши предложения, а статьи закона, укреплявшие единоличную власть Президента в статье №1.
И теперь, когда тридцатилетие зависимости Казахстана от Елбасы, кажется, заканчивается, НКК будет снова настаивать на совершенствовании Основного Закона, о внесении в него статьи «Земля и ее недра принадлежат не государству, а народу».
Пытаясь годами понять сложную семантику термина «взаимозаменяемость», я все чаще гляжу на карту.
Казахстан окружен разновеликими государствами-соседями. С запада и севера республика соседствует с Россией, семь тысяч граница. Тысячи горных километров соседства с Китаем. На юге – республики Средней Азии. Такое окружение не обещает долгой независимости. Только ускоренная взаимозависимость с соседями подсказывается такой географией.
Взаимодействие и взаимосотрудничество Казахстана с окружающими странами вполне возможно. И легко подтверждается экономически и политически.
Но как добиться реальной взаимозависимости, скажем, Китая, великого населением, пятитысячелетней историей, и крошечного числа населения Казахстана, который начал свою письменную литературу и историю только в ХХ веке. Зависимость казахской культуры от древних китайских хроник особых доказательств не требует, а взаимосвязь, особенно в древности, конечно, не возможна. Вопрос потребовал годы погруженности в тему и что-то еще, чтобы добыть необходимые доказательства. Я руковожу Центром Сближения Культур под эгидой ЮНЕСКО, и эта обязанность помогла.
Классовые противоречия получили разное научное толкование в Европе. В северной части материка эти естественные противоречия не развились в классовую борьбу, как это случилось в России, Швеции и Норвегии. Противоречия рабочего и работодателя получили эволюционное развитие. В России – революционное. Явление сие в таких ракурсах пока не пытались рассматривать. Просто употребляют в публицистике термин «шведский социализм», не задумываясь о его происхождении.
Такое научное отставание и сегодня может сказаться на развитии России и новых государств, идущих за ней, потому что после развала СССР и «восстановления капитализма» возрождается конфликт рабочего класса и класса работодателей, грозящий свернуть на привычный путь. К чему может это привести, не надо гадать. Есть только два предложения – очередная революция или социализм. Пусть даже «шведский». К нему и призывает программа Народного Конгресса Казахстана.