Трудно оценить воспитательную значимость в становлении гражданственности, да и в истории, социально-экономическом развитии бывшей Кокчетавской области трудовых династий, на которых равнялись, брали пример поколения молодежи. На производстве они стимулировали производительный труд и пропагандировали рабочие профессии, в общественно-политической жизни- способствовали формированию политической и гражданской зрелости всех слоев населения, что было особенно важно для развития общества. И в этом плане особую роль играли трудовые династии в системе народного образования – основы из основ формирования Человека, Гражданина, Патриота, воспитания подрастающей смены. И одной из значимых и авторитетных, да и, пожалуй, одной из известных в системе народного образования бывшей Кокчетавской области и города Кокчетава является династия Темирбаевых.
И все это благодаря ее главе – Хазжане Абдрахмановиче Темирбаеве, человеке со сложной, а порой и трудной, но богатой жизненной и трудовой биографией. Комсомолец боевых 20-х годов, он выбрал свой жизненный путь и посвятил себя благородной профессии — учить детей, воспитывать достойную смену. В 1925 году он поступает учиться в Петропавловский казахский педагогический техникум, закончив который, работает учителем начальных классов в аулах Кокчетавского района, принимает участие в ликвидации неграмотности среди всех слоев населения, организует работу «красных юрт», участвует в организации первых сельхозартелей и колхозов. Проработав 8 лет школьным инспектором районного отдела образования, он назначается заведующим Октябрьского районного отдела образования, которое вскоре становится в число передовых отделов в системе народного образования Северо-Казахстанской области. В военный 1942 год, проработав недолгое время заместителем заведующего областного отдела образования, он избирается секретарем по идеологии Приишимского райкома партии, минуя низовые звенья и не имея соответствующего опыта партийной работы. Это говорит о его политической зрелости, организаторских способностях, что проявились дальше в работе. Это были годы становления Хазжана Абдрахмановича как личности и партийного руководителя, талантливого партийного лидера и воспитателя: второй секретарь Айыртауского райкома партии, первый секретарь Зерендинского райкома партии. Примечательно, что в эти же годы, в этих же районах трудился будущий председатель Совета Министров Казахстана Ашимов Байкен Ашимович. Молодой, подающий надежды партиец, недавно вернувшийся с фронта, был замечен и поддержан Хазжаном Абдрахмановичем, об этом уже неоднократно упоминалось в периодических изданиях. Будучи в Кокчетаве, Байкен Ашимович всегда находил время, чтобы навестить аксакала, интересовался состоянием его здоровья. Наивысшую оценкутруда Хазжан Абдрахманович получил, возглавляя Чкаловский райком партии. Это были годы освоения целинных и залежных земель.
За успехи района в производственной деятельности и социально-экономическом развитии он был награжден орденом Ленина, Большой и малой золотыми медалями ВДНХ СССР. Чкаловский район был в числе передовых районов области как крупный производитель зерна и животноводческой продукции. По результатам своего добросовестного труда он неоднократно был удостоен правительственных наград. Среди них орден «Знак Почета», медали «За Победу над Германией», «За освоение целинных и залежных земель» и др. Последние 10лет перед уходом на заслуженный отдых Хазжан Абдрахманович работал в партийной комиссии обкома партии. Только опытные партийные работники с большим стажем, строгой партийной дисциплиной и незапятнанной репутацией могли заниматься такой работой. Именно к такой категории относился и Хазжан Абдрахманович Темирбаев, человек с высокими гражданскими и человеческими качествами, для которого честность и порядочность, высокая культура и скромность, чуткое отношение к людям, доброжелательность и простота были нормой жизни, примером для окружающих. Вместе со своей супругой они воспитали семерых детей, четверо из которых выбрали педагогическую профессию. Куляш Хаджановна — географ, биолог, бывший директор сш №9 г.Кокшетау, Тамара Хаджановна, филолог, бывший директор Петровской средней школы Чкаловского района, Роза Хазжановна, математик, бывший директор Кокчетавского областного института усовершенствования учителей. Все трое — отличники просвещения Казахстана. Женис Хаджанович работал учителем математики. Есть педагоги и среди внуков, которых у знаменитого и заслуженного дедушки -12.Ботагоз Майдановна — учитель английского языка , работает педагогом в г.Принстон ( США), Майя Женисовна, социальный педагог, психолог, закончила магистратуру Эдинбургского университета ( Великобритания), работает в областном отделе образования. Не исключено, что династию продолжит кто-то из правнуков. Вот такова краткая биография и жизненный путь уважаемого основателя педагогической династии Темирбаевых.
Одной из самых ярких представителей этой династии является старшая дочь Хазжана Абдрахмановича – Куляш Хаджановна Темирбаева. Педагог с 45-летним стажем, она прошла путь от рядового учителя до директора школы. 30 лет она работала в сш№9 г.Кокчетава, 27 из которых в качестве директора школы. Отличник просвещения Казахстана, кавалер ордена «Знак Почета», Почетный гражданин г,Кокшетау, основатель музея образования г,Кокшетау при городском отделе образования, Куляш Хаджановна заслуженно стоит в ряду педагогов, руководителей школ, внесших большой вклад в становление системы образования города и области. Имена Софьи Семеновны Барановской, Анны Спиридоновны Дудкиной, Муршиды Хасановны Яхиной, Хайруша Кукубаевича Кукубаева, Степана Семеновича Чубарова, Ольги Николаевны Зыряновой, Шайкена Касеновича Касенова, Шабжантаевой Мыктым, Веры Макаровны Гореликовой, Шанзалины Накиповны Сулейменовой, Таисии Ильиничны Семеновой, Клавдии Константиновны Солонской, БаржаксыГабдулловичаКасенова, Ольги Ивановны Комлевой, Койшы Ибрагимовича Бибулаева навсегда вписаны в историю образования г,Кокшетау. Куляш Хаджановна Темирбаева является символом трудовых династий, носящих гордое звание «Учитель». Она родилась 22 ноября 1936 года в селе Карагаш Ленинского района Северо-Казахстанской области. В 1944 году поступила в первый класс Володарской сш Айыртауского района, а полный курс средней школы закончила уже в Зерендинской школе Зерендинского района, что было связано с переводом по работе отца, партийного работника. На выбор педагогической профессии, несомненно, повлиял авторитет отца, то уважение, с которым относились люди к учителям, а также принципы воспитания, которые ценились в семье. В 1954 году Куляш Хаджановна поступает на естественно-географический факультет Петропавловского педагогического института им. К.Д.Ушинского. После успешного завершения учебы она начинает работать в Чкаловской средней школе Чкаловского района Кокчетавской области. Именно в эти годы шло становление молодого педагога, формировалась ее учительская позиция, ведь в этой школе работали настоящие мастера педагогического труда. Выпускники школы успешно поступали и учились в вузах Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Омска, Алма-Аты и Караганды. Её уроки географии и биологии вызывали большой интерес учащихся, так как при подготовке к урокам она использовала дополнительную литературу, стараясь делать упор на практическую необходимость знаний. Работа на пришкольном участке, туристические поездки с учащимися по городам – героям не могли не заинтересовать учащихся в изучаемых предметах. Об этом вспоминают бывшие ученики Чкаловской школы врач-стоматолог Кенжетаев С.К., журналист Кошкен Сайлау, фотокорреспондент Кошегулов Т., полковник в отставке Асылбеков С.С первых же дней работы в школе Куляш Хаджановна находилась в гуще событий общественной жизни школы, района. Ее избирают секретарем учительской комсомольской организации. На комсомольских собраниях, пленумах райкома комсомола она поднимает не только проблемы учебно-воспитательного процесса, но и необходимость формирования активной жизненной позиции молодежи, трудового и патриотического воспитания. Грамотного и активного секретаря учительской комсомольской организации, пользующегося уважением товарищей, доверием районного комсомольского актива избирают членом бюро райкома комсомола, пленума обкома комсомола, избирают делегатом X съезда ЛКСМ Казахстана. А это было не только оценкой ее заслуг, но и большим исключением, т.к. в то время большее внимание уделялось секретарям комитетов комсомола производственной сферы. Работая в школе, Куляш Хаджановна уделяла большое внимание родителям учащихся, проводила беседы на различные темы, давала советы по воспитанию детей. Приходилось решать вопросы, не связанныес воспитанием и обучением детей. Неравнодушие, желание помочь людям в решении их проблем, активная жизненная позиция были замечены сельчанами, ее избирают депутатом районного Совета депутатов трудящихся. Трудно представить, когда находила время молодой педагог для профессионального самосовершенствования, подготовки к урокам, изготовления наглядных пособий, так как одновременно с большой общественной работой она является участником художественной самодеятельности, организатором ликбеза на молочной ферме, а затем и директором вечерней школы рабочей молодежи. Ее авторитету, уважению в селе могли позавидовать и многие освобожденные, профессиональные комсомольские работники и народные избранники. За активную и плодотворную работу она награждается грамотами районо и облоно, райкома и обкома комсомола. В 1962 году она награждается Почетной Грамотой ЦК Компартии Казахстана «За активную и плодотворную работу по пропаганде марксистско-ленинской теории и коммунистического воспитания трудящихся». Трудно найти другой пример такого роста авторитета молодого учителя сельской школы. С 1 июля 1967 года начинается новый этап в жизни Куляш Хаджановны. Она переезжает в г,Кокчетав и назначается организатором по внеклассной и внешкольной работе с учащимися в средней школе №9. К этой работе она была абсолютно готова, так как работая в сельской школе получила огромный опыт взаимодействия со школьниками, молодежью, родителями, общественностью. Сформировалась ее гражданская позиция, педагогический опыт, изучена психология межличностных отношений, умение находить контактс трудными подростками. Она успешно направляла работу пионерской и комсомольской организаций школьников, внедряя навыки самоуправления, сотрудничества, базирующиеся на доверии и уважении к учащимся. ЕЕ уроки географии по-прежнему пользовались интересом учащихся, так как неизменно проводились с использованием тогда еще редко используемых кинофрагментов, материала, привезенного из туристических поездок по миру. Познание мира — еще одна из интересных сторон деятельности педагога. География — особенный предмет, важно передать детям разнообразие окружающего мира, территориальные и климатические условия стран, экономические приоритеты. Вот почему она посетила более 15 зарубежных стран, почти все республики бывшего Советского Союза. Уже в июле 1970 года ее назначают директором средней школы №9 г.Кокшетау. В этом качестве она проработала 27 лет вплоть до закрытия школы, вызванной так называемой оптимизацией школ в трудный для Кокшетауской области 1997 год. Тогда сам город Кокшетау потерял статус областного центра. За эти годы она прошла трудный путь от молодого директора до грамотного и авторитетного руководителя школы. За всем этим стоит огромный и напряженный ежедневный труд. Школа находилась на окраине города, ежедневно приходилось добираться в школу, не взирая на мороз, непогоду, мерзнуть на остановках, дожидаясь нужного автобуса. Приходилось прилагать огромные усилия по формированию педагогического коллектива, ведь успешность работы школы всецело зависит от подготовки самих педагогов. Большое внимание она уделяла профессиональному совершенствованию педагогов, их методической подготовке. В этом ей успешно помогали заместители по учебно-воспитательной работе. Особое отношение в школе было кмолодым педагогам. С первых дней они работали под руководством опытных учителей. Кстати в школе работали и бывшие ее выпускники, выбравшие профессию педагога. Во многом помогал личный пример директора школы, требовательного, но доброжелательного человека, внимательного, понимающего и мудрого наставника.
Наше сообщество в Одноклассниках. Вступай!
Куляш Хаджановна никогда не поднимала голос на учителя, не позволяла себе срываться на крик, с уважением относилась к каждому педагогу, тактично разбирала неудачные уроки, помогала советом. Об этом неоднократно рассказывали ее коллеги. Директор школы — это не только хороший педагог и воспитатель, но и дальновидный и знающий хозяйственник. Ведь нужно создать необходимые условия для того, чтобы процесс обучения и воспитания был комфортным. Много усилий было приложено для того, чтобы в школе было тепло, светло, чисто. Чего стоила ее ежедневная работа с работниками котельной в зимнее время! Школа отапливалась автономно от маленькой котельной, а кочегары не отличались добросовестным отношением к работе, приходилось постоянно контролировать их работу, особенно в выходные и праздничные дни. При поддержке городских властей за школой закрепили шефов-производственников: фабрики бытовой химии и надомного труда, мехколонны -57, предприятия «Госкомсельхозтехника». Ей удалось наладить тесные связи с шефами, которые оказывали большую поддержку в укреплении материальной базы школы, осуществлении трудового воспитания школьников. Благодаря шефской помощи, школа первой в городе перешла на кабинетную систему обучения. Предметные кабинеты школы неоднократно занимали призовые места в городских и областных смотрах-конкурсах. Трудно перечислить и оценить заслуги этого талантливого руководителя и воспитателя за вклад в систему образования города, обучение и воспитание школьников. Бессменный руководитель школы планомерно выстраивала облик школы, ставшей родной для более 2,5 тысяч выпускников. Редко выпадает такой случай, чтобы директор школы на протяжении 27 лет работал успешно, пользуясь уважением среди учащихся, родителей, педагогического коллектива, общественности города и руководства отдела образования! А ведь кроме непосредственных обязанностей она выполняла большую общественную работу. Вместе с шефами организовала постоянно-действующие агитплощадки «Синегорье» в микрорайоне школы. При школе действовал клуб выходного дня, что помогало занять детей досуговой деятельностью в выходной день, ведь в микрорайоне школы не было никаких учреждений культуры, а школа находилась на окраине города.
Депутат городского Совета депутатов трудящихся 10 созывов, член комиссии по делам несовершеннолетних, председатель Совета общественности микрорайона школы и т.д. Куляш Хаджановна — человек высокой гражданской и человеческой нравственности, необыкновенной доброты и чистоты. Она не только Учитель с большой буквы, но и патриот земли кокшетауской и своего народа! На первом месте у нее всегда стояли общественные, а не личные интересы. В 1976 году она была избрана делегатом V съезда работников просвещения Казахстана, а в 1990 году – делегатом XVII съезда Компартии Казахстана. Многогранный и плодотворный труд на ниве образования отмечен многочисленными наградами: Почетными Грамотами городского и областного отделов образования, Министерства образования ЦК профсоюза работников образования.Многие выпускники школы с благодарностью вспоминают школьные годы, благодарны педагогам, стоявшим у истоков формирования их личности, не забывают и своего директора, приглашают на вечера встречи. Вот уже и первый выпуск отметил свой 50-летний юбилей окончания школы. После выхода на заслуженный отдых, казалось бы, можно было заняться собой, насущными делами, отдыхать на природе и писать мемуары, но нет, это не стиль жизни Куляш Хаджановны! В течение ряда лет она работает исполнительным директором ассоциации учреждений образования г.Кокшетау, до 2011 года- членом Президиума, Председателем ревизионной комиссии фонда «Болашак». За многолетний и плодотворный труд в органах народного образования и активную общественную деятельность Куляш Хаджановне Темирбаевой в 2011 году присвоено звание «Почетный гражданин города Кокшетау». Она-труженик тыла, награждена юбилейными медалями к 65- летию и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.» 22 ноября 2016 года в г.Кокшетау прошло торжественное чествование Куляш Хаджановны, заслуженного педагога г.Кокшетау по случаю ее 80-летнего юбилея. Был торжественный прием у Акима г.Кокшетау, а затем поздравления в центре внешкольной работы «Аулет». Это торжество, на котором присутствовали первый заместитель областного филиала партии «Нур Отан», руководители народного образования города и области, заслуженные деятели и ветераны образования, бывшие коллеги и выпускники школы№9 разных лет, явилось ярким примером признания заслуг уважаемого Юбиляра, ее профессионализма, преданности выбранной профессии, уважения к личности Педагога, ее человеческих качеств. Приятным сюрпризом для Юбиляра стало видеообращение выпускников, в котором кроме поздравления были отмечены интересные эпизоды из школьной жизни, ее мудрые советы, уроки.
Сегодня Куляш Хаджановна Темирбаева продолжает и дальше занимать активную жизненную позицию. Она- член президиума городского совета ветеранов, член клуба «Алтын жас» при поликлинике ветеранов. Занимаясь общественной работой, продолжает развивать свое главное детище-музей образования г.Кокшетау. Созданный по ее инициативе, при поддержке городского отдела образования, МУЗЕЙ продолжает пополняться материалами, экспонатами, раскрывающими самые яркие этапы системы образования. Идея, родившаяся более десяти лет назад, реализовалась в настоящее предназначение. Потребовались годы, чтобы воплотились в жизнь замыслы, рождавшиеся в бессонные ночи, получены ценные материалы по результатам большой поисковой и исследовательской деятельности. В сборе материалов неоценимую помощь оказывали многие ветераны педагогического труда, руководители и педагогические коллективы учреждений образования города. В этом не последнюю роль сыграл личный авторитет Куляш Хаджановны. Решением городского отдела образования выделено отдельное помещение под размещение фонда музея в центре «Аулет». Куляш Хаджановна до сих пор помогает пополнять музей документами, регулярно проводит экскурсии по музею для молодых педагогов и ветеранов. Музей, задуманный как городской, уже перерастает свои рамки. Было бы неплохо, чтобы по этому примеру создавались музеи и в районах области, областном центре. Ведь память-это великое и вечное достояние. Ее надо беречь. Вспоминается тот первый день, когда состоялось открытие музея. Заслуженный ветеран-педагог вспоминает: «Открывая музей, мы преследовали несколько целей. Это-изучение становления системы образования города, сбор материалов о заслуженных педагогах города, выпускниках, прославивших наш край. Как показало время, поставленные цели выполнены». В музее размещена постоянно-действующая экспозиция. Здесь можно узнать об открытии первых школ-медресе, библиотек, музыкальной школы, о руководителях образования, работавших в разные годы,заслуженных учителях, современном состоянии системы образования. Особого внимания заслуживают материалы о педагогах-участниках Великой Отечественной войны. Часть экспозиции отведена под предметы школьного быта, пионерской и комсомольской атрибутики: горн, барабан, значки, вымпелы. Сейчас идет поиск чернильницы-непроливайки. Чтобы и этот, в свое время необходимый, предмет стал одним из раритетов экспозиции –рядом со школьной формой, звонком и портфелем министра просвещения Казахстана. В честь 25-летия независимости Казахстана по инициативе Куляш Хаджановны музей пополнился материалами о педагогических династиях г.Кокшетау. При поддержке городского отдела образования оформлено 16 альбомов, рассказывающих о самых больших педагогических династиях Кокшетау. Большой интерес посетителей музея вызывают материалы, рассказывающие о педагогических династиях Темирбаевых, Кукубаевых, Амиржановых, Янке, Крафт, Саттыбаевых, Хасеновых, Жусуповых, Ивановых и многих других. Сегодня КуляшХаджановна работает над книгой, в которой будут опубликованы материалы, рассказывающие об истории ее родной средней школы №9, которая была закрыта в 1997 году в результате оптимизации сети школ. С момента закрытия школы уже прошло более 20 лет, но в реестре школ города нет школы под этим номером. Несомненно, книга станет очередным экспонатом музея. Музей образования города сегодня выполняет, как и задумано, свое главное предназначение- обеспечивает неразрывную связь поколений, сохраняет историческое наследие, выполняет просветительскую функцию, поддерживает авторитет учительской профессии, рассказывает о становлении и развитии системы образования города. За это мы должны быть благодарны неутомимой, систематической работе истинного патриота своей Родины, настоящего педагога, правильно выбравшего свое призвание, дело всей жизни – Куляш Хаджановну Темирбаеву! Мы, ветераны с большим стажем работы, благодарны судьбе, которая дала нам возможность работать, общаться с интересными и замечательными людьми своего времени, внесшими огромный вклад в развитие своего города, своей страны!