29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан
Воскресенье, 28 апреля

Повышение тарифов на коммунальные услуги будет поэтапным

В Казахстане имеется порядка 128 тысяч км сетей тепло, -водоснабжения и водоотведения, общий износ которых составляет 51%. Об этом сегодня на заседании Правительства доложили во время рассмотрения текущей ситуации и планов по реализации программы «Тариф в обмен на инвестиции». С докладами выступили министры национальной экономики Алибек Куантыров, энергетики — Алмасадам Саткалиев, индустрии и инфраструктурного развития — Марат Карабаев.

Глава Миннацэкономики сообщил, что текущее состояние инфраструктуры ЖКХ в стране требует обновления для того, чтобы бесперебойно обеспечивать казахстанцев теплом, электроэнергией, водой и другими комуслугами. Кроме того, в данной сфере наблюдается отток квалифицированных специалистов, у которых годами не повышалась заработная плата.

Для решения этих проблем Министерством национальной экономики реализуется программа «Тариф в обмен на инвестиции». Согласно ей до 2029 года предполагается привлечение порядка 3 трлн тенге инвестиций для модернизации 62 тыс. км инженерных сетей.

По нашим расчетам это позволит обеспечить снижение износа сетей на 20% к 2029 году

— сказал А.Куантыров.

Предыдущая программа «Тариф в обмен на инвестиции» 2009-2015 годов была направлена только на развитие производства электроэнергии через повышение инвестиционной привлекательности объектов энергетической отрасли. Нынешняя же программа имеет более широкое направление. Она направлена не только на развитие производства электроэнергии, но и на передачу всех коммунальных услуг, то есть на сети. Кроме того, в новой тарифной политике во главу угла ставятся интересы потребителей – предоставление качественных услуг по обоснованным ценам.

В 2023 году планируется привлечение инвестиций на сумму порядка 250 млрд тенге для ремонта 5,8 тыс. км инженерных сетей. Помимо этого, в текущем году дополнительными факторами, влияющими на уровень тарифов, являются повышение тарифа на производство электроэнергии, зарплаты работников предприятий, оптовой цены товарного газа, стоимости стратегических товаров, то есть угля, мазута, ГСМ и др.

Во втором квартале 2023 года ведомством в сжатые сроки утверждены 212 заявок на изменение тарифов и инвестиционных программ с 1 июля т.г. В результате изменение тарифов на коммунальные услуги является умеренным, и в среднем составило от 10 до 30% с учетом обеспечения баланса интересов потребителей и предприятий

— проинформировал он.

При этом уязвимые слои населения могут рассчитывать на помощь акиматов по оплате коммунальных услуг за счет предоставления компенсации части затрат за коммунальные платежи.

Уровень изношенности всей инженерной инфраструктуры подразделен на три группы риска:

— красная зона;
— желтая зона;
— зеленая зона.

Так, в теплоснабжении, для предприятий в красной зоне с высоким уровнем износа сетей привлечение инвестиций осуществляется в приоритетном порядке. В сфере теплоснабжения по 27 предприятиям уровень износа превышает 65%, из них инвестиционные программы утверждены для 24 предприятий. В эту сферу в текущем году инвестируется 112 млрд тенге, в том числе для предприятий красной зоны – 58,5 млрд тенге. Ожидаемый эффект только в текущем году предполагает снижение износа сетей с 58% до 55%. 6 предприятий покинут красную зону в 2024 году.

Средний чек для двухкомнатной квартиры по теплу увеличится на 1620 тенге или на 20%

— сказал глава Миннацэкономики.

В сфере электроснабжения по 19 предприятиям уровень износа превышает 70%, из них инвестиционные программы утверждены для 16 предприятий. В эту сферу в текущем году инвестируется 92 млрд тенге, в том числе для предприятий красной зоны – 15,5 млрд тенге. Ожидаемый эффект предполагает только в этом году снижение износа сетей с 64% до 62%.

Средний чек для двухкомнатной квартиры увеличится на 660 тенге или на 20%.

В сфере водоснабжения по 15 предприятиям уровень износа превышает 70%, из них инвестиционные программы утверждены для 13 предприятий. В эту сферу в текущем году инвестируется 29,5 млрд тенге, в том числе для предприятий красной зоны — 11,7 млрд тенге. Ожидаемый эффект только в этом году предполагает снижение износа сетей с 63% до 58%. 8 предприятий покинут красную зону в 2024 году.

Средний чек для двухкомнатной квартиры увеличится на 190 тенге или на 25%.

В сфере водоотведения по 26 предприятиям уровень износа превышает 70%, из них инвестиционные программы утверждены для 23 предприятий. В эту сферу в текущем году инвестируется 15,3 млрд тенге, в том числе для предприятий красной зоны – 8,9 млрд тенге. Ожидаемый эффект в текущем году предполагает снижение износа сетей с 74% до 71%. 3 предприятия покинут красную зону в 2024 году.

Средний чек для двухкомнатной квартиры увеличится на 220 тенге или на 30%.

Таким образом увеличение среднего чека по всем комуслугам составит порядка 3-4 тыс. тенге

— отметил Алибек Куантыров.

В целях повышения эффективности деятельности коммунальных предприятий внесены изменения в статью 22 Закона «О естественных монополиях».

Первое. Увеличение зарплаты работников сферы коммунальных услуг, в том числе сантехников, электриков и сварщиков от 50% до 100%. Таким образом, средняя заработная плата со 135 тысяч тенге вырастет до 200-300 тысяч тенге в зависимости от отрасли и региона. Это коснется порядка 200 тысяч работников сферы ЖКХ.

Второе. Поэтапная передача бесхозных сетей. Так, более 25 тыс. км коммунальных сетей подлежат передаче в доверительное управление и в коммунальную собственность. Принятые поправки позволят компенсировать расходы коммунальных предприятий на содержание и эксплуатацию бесхозяйных сетей, что увеличит охват потребителей и позволит обеспечить стабильность предоставляемых услуг.

Как отмечалось ранее, проводимая тарифная реформа основывается на принципах прозрачности, подотчетности и публичности всего процесса тарифообразования.

Все мероприятия освещаются средствами массовой информации. Каждый этап регулирования сферы естественных монополий оцифрован в электронной базе «Монополист». Она предусматривает электронный формат предоставления заявок и отчетов, выдачу технических условий по принципу «одного окна» и автоматизацию системы управления рисками.

Закупки предприятий также переведены в электронный формат. Каждый гражданин может зайти в систему и посмотреть документацию. Контроль целевого использования средств потребителей обеспечивается с привлечением общественности и технических экспертов.

При нарушении прав потребителей вводятся временные компенсирующие тарифы, а субъекты естественных монополий привлекаются к административной ответственности. Таким образом в случае необоснованного завышения счетов за комуслуги средства будут возвращаться потребителям через перерасчет в последующих счетах.

По результатам проверок на основании системы управления рисками материалы могут быть переданы в правоохранительные и иные органы, в том числе в Агентство по финансовому мониторингу и Министерство финансов, осуществляющие контроль за выводом капитала.

Приоритетные задачи 2023-2024 года включают в себя:

    • своевременное и качественное исполнение мероприятий инвестиционных программ;
    • обеспечение соблюдения коридора вклада в инфляцию от регулируемых комуслуг;
    • внедрение «социальных норм потребления» с учетом уровня доходов потребителей;
    • обеспечение постепенного отказа от перекрестного субсидирования тарифов;
    • недопущение необоснованного роста тарифов и обеспечение защиты прав потребителей.

Таким образом, министерством со своей стороны приняты меры к проведению ремонтных работ.

Реализация программы перешла в практическую плоскость. Местным исполнительным органам совместно с предприятиями ЖКХ необходимо обеспечить своевременное и качественное проведение ремонтных работ, а также подготовить документацию для снижения износа сетей в последующие годы

— сказал министр национальной экономики.

Как проинформировал министр энергетики Алмасадам Саткалиев, в рамках грантовой помощи Всемирного банка международная аудиторская компания KPMG провела технический аудит станций. В ходе проведения технического аудита посетили 57 станций, в том числе 37 теплоэлектроцентралей. Особое внимание было уделено техническому состоянию основного и вспомогательного оборудования тепловых станций и условиям его эксплуатации.

По итогам обследования все станции были разделены по категориям в зависимости от технического состояния оборудования, сроков эксплуатации, показателей удельного расхода топлива, аварийности, укомплектованности персоналом и выполнением ремонтных работ. Сформированы планы мероприятий по каждой станции с учетом предоставленных экспертами рекомендаций по итогам аудита

— добавил он.

Устаревшие станции с высоким уровнем износа, не подлежащие модернизации и восстановлению, будут постепенно выводиться из эксплуатации по мере ввода новых мощностей. По результатам проведенной оценки технического состояния выявлено, что 62% энергетических котлов, 58% турбин отработали свой парковый ресурс и нуждаются в замене. Объем, необходимый к замене мощностей составляет 2,5 тыс. МВт.

Министерством энергетики в соответствии с поручением Главы государства ведется работа по реализации обновленной программы «Тариф в обмен на инвестиции» в рамках утвержденной «Дорожной карты». Так, в целях повышения инвестиционной привлекательности сектора генерации повышен годовой лимит возвратных инвестиций с 32 млрд тенге до 428 млрд тенге.

С 1 июня т.г. ведомством согласно поданным заявкам скорректированы предельные тарифы на электрическую энергию для 27 из 47 энергопроизводящих организаций. Средний рост тарифов составит порядка 24%.

Планируется увеличение предельного тарифа на рынке электрической мощности до 1,5 млн тенге за 1 МВт в месяц. Данная мера позволит обеспечить ежегодный приток инвестиций в размере 160 млрд тенге в сектор генерации для обновления и ремонта действующих станций.

В целях обеспечения прогнозируемой тарифной политики рассматривается возможность утверждения предельных тарифов на электрическую энергию на долгосрочный период с учетом ежегодной индексации на уровень инфляции

— сказал А.Саткалиев.

Сложившаяся ситуация по устареванию основного и вспомогательного оборудования ТЭЦ и активная урбанизация с увеличением потребляемой тепловой мощности демонстрирует необходимость модернизации, реконструкции и обновления существующих генерирующих мощностей ТЭЦ, требующих значительных затрат.

В рамках краткосрочных мер по реализации программы «Тариф в обмен на инвестиции» предлагается по теплоэлектроцентралям с высоким уровнем износа, не подлежащие модернизации и восстановлению, заключать инвестиционные программы по проведению капитальных ремонтов основного и вспомогательного оборудования на трехлетний период (2024-2026 гг.). Это позволит до ввода новых мощностей поддерживать данные теплоэлектроцентрали в работоспособном состоянии для стабильного прохождения отопительных сезонов.

В целях стабилизации ситуации определен объем (со сроком реализации на 2023 год) проведения капитальных ремонтов основного оборудования, реконструкции, модернизации, а также строительства новых котлов, турбин, дымовых труб и т.д. (119 котлов, 79 турбин и других работ).

В результате для выполнения вышеуказанных работ необходимо финансирование в объеме 182 млрд тенге. При этом денежные средства, предусмотренные для ремонтов теплоэлектроцентрали с учетом утвержденных тарифов, составят 93 млрд тенге. На текущий момент доходы электростанций от реализации электрической и тепловой энергии в рамках утвержденных тарифов не покрывают расходы для выполнения полноценных ремонтов. Сумма недофинансирования составляет 88 млрд тенге. Данный расчет проведен в рамках бенчмаркинга в части объемов финансирования необходимого для полноценного выполнения капитальных, расширенно-текущих ремонтов.

Покрытие недостающих средств планируется за счет выделения ежегодного финансирования в размере порядка 100 млрд тенге в рамках годового лимита возвратных средств по рынку электрической мощности путем заключения краткосрочных инвестиционных программ на капитальные ремонты оборудования ТЭЦ.

Данная мера связана с тем, что предприятия отрасли не могут привлечь дополнительные средства от банков второго уровня в связи с закредитованностью. При этом будет предусмотрено согласование графиков проводимых ремонтов как с уполномоченным органом (КАЭНК), местными исполнительными органами, так и системным оператором (KEGOC). Также исполнение инвестиционных программ будет контролироваться на всех этапах реализации мероприятий Комитетом энергетического надзора с привлечением общественности в каждом регионе.

Предлагается изменить подход к отбору инвестиционных проектов в рамках заключения инвестиционных соглашений в части обязанностей собственников по разработке программы по модернизации, реконструкции и расширению мощностей по станциям подлежащим дальнейшей эксплуатации в долгосрочной перспективе. Заключение инвестиционных соглашений уполномоченным органом будет осуществляться по мере поступления заявок.

Практика показала низкую заинтересованность предприятий в заключений инвестиционных соглашений в связи с невозможностью привлечения финансирования от банков второго уровня. Для решения этого вопроса Министерством энергетики предлагается предусмотреть возможность финансирования инвестиционных проектов тепловых электрических станций в период их реализаций.

Главными критериями при заключений инвестсоглашений будет являться установление целевых индикаторов в части снижения уровня износа на 10-15% от существующего уровня, сокращение собственных нужд предприятия, приведение удельного расхода условного топлива к проектному, внедрение НДТ.

Вместе с тем планируется внедрение встречных обязательств со стороны участников рынка по обеспечению прозрачности целевого использования полученных средств. Так, на сегодня прорабатываются следующие поправки в законодательство:

  • возврат контрольных функций уполномоченного органа за целевым использованием средств, полученных в рамках политики «Тариф в обмен на инвестиции»;
  • установление целевых индикаторов, которые необходимо достичь в рамках вложенных инвестиций;
  • установление штрафных санкций в случае недостижения показателей при отсутствии объективных причин;
  • установление ответственности в случае нецелевого использования средств, в т.ч. руководителей предприятий;
  • установление ответственности подрядных организация за качество выполняемых работ.

Также ведется работа по усилению энергетического надзора. Планируется увеличение штата региональных департаментов на 70 единиц инспекторов.

Также предлагается пересмотреть сроки подачи заявок в Совет рынка, исключить ограничение подачи заявок до 1 февраля на круглогодичную подачу заявок по мере готовности инвестиционных проектов. Тем самым будет устранен барьер по срокам подачи заявок на рассмотрение Советом рынка и уполномоченным органом.

В целях прозрачности и контроля за целевым использованием средств выделяемых в рамках вышеуказанных подходов предлагается внедрить трехэтапный контроль за реализацией инвестиционных соглашений.

Подход предусматривает:

— контроль со стороны уполномоченного органа на базе проектного офиса. В рамках проектного офиса будет обеспечен доступ к контролю всех заинтересованных сторон. А также контроль со стороны Комитета энергетического надзора и контроля на всех этапах реализации инвестиционного соглашения;

— контроль со стороны местных исполнительных органов с привлечением общественных организаций, жителей конкретного региона;

— проведение публичных слушаний с привлечением заинтересованных сторон, контроль со стороны правоохранительных органов.

Министерством индустрии и инфраструктурного развития работа по модернизации и реконструкции сетей проводится в основном за счет республиканского бюджета. Об этом сообщил глава ведомства Марат Карабаев.

Согласно предвыборной программе Главы государства, к 2030 году стоит задача снизить общий показатель износа коммунальных сетей до 40%. Целевые индикаторы по снижению износа установлены и доведены до регионов.

Сегодня наиболее высокий износ коммунальных сетей сохраняется в Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской областях и области Ұлытау.

В текущем году на модернизацию 126 км тепловых сетей выделено 86 млрд 300 млн тенге. За 3 месяца проложено 23 км сетей теплоснабжения, это 18% сетей от общего плана.

Вместе с тем министерством создана рабочая группа, которая осуществила выезды в регионы с целью проведения мониторинга хода подготовки к предстоящему отопительному сезону и реализуемых проектов теплоснабжения.

На стадии реализации находятся 57 проектов. В основном на всех проектах ведутся работы по прокладке сетей, а также подготовительные и демонтажные работы.

Параллельно ведется формирование республиканского бюджета на 2024 год.

Поступили заявки от 14 регионов на 42 проекта, предусматривающие реконструкцию 87 км сетей теплоснабжения на общую сумму 63,8 млрд тенге. При этом 6 регионов бюджетные заявки не представили. Это Алматинская, Атырауская, Западно-Казахстанская области и область Жетісу, а также города Астана и Алматы.

До конца текущего года акиматам для реконструкции тепловых сетей необходимо разработать проектно-сметную документацию с положительным заключением госэкспертизы на проведение строительно-монтажных работ в 2024 году.

Что касается водоснабжения и водоотведения, то высокий уровень износа сетей наблюдается в 7 регионах по водоснабжению, в 6 регионах по водоотведению.

На строительство и реконструкцию систем водоснабжения и водоотведения в текущем году из республиканского бюджета выделено 280 млрд тенге.

На стадии реализации находится 402 проекта. К концу текущего года централизованным водоснабжением будут обеспечены 120 сельских и 100% доступом 4 города.

В рамках формирования бюджета на 2024 год заявки на реализацию 292 проектов по водоснабжению и водоотведению предоставлены 15 регионами на общую сумму 242 млрд тенге.

Новая тарифная политика предусматривает повышение тарифа на коммунальные услуги в среднем до 20%.

В целях поддержки малообеспеченных граждан, жилье которых признано единственным или проживающих в жилищах из госжилфонда из средств местного бюджета предоставляется жилищная помощь в виде возмещения расходов на коммунальные услуги. Общие правила назначения жилищной помощи определяются на уровне Правительства (30 декабря 2009 года №2314 «Об утверждении Правил предоставления жилищной помощи»). При этом маслихаты утверждают размер предельно допустимого уровня расходов граждан и порядок назначения жилищной помощи.

За последние 4 года по данным МИО жилищная помощь выплачена свыше 174 тыс. абонентам на общую сумму 5 млрд тенге. За 6 месяцев текущего года жилищная помощь оказана 31 тыс. семей на сумму 630,5 млн тенге

— сообщил А.Саткалиев.

В целях увеличения охвата получателей и суммы компенсации в декабре 2022 года внесены изменения в Правила предоставления жилпомощи в части ограничения по предельно-допустимому уровню расхода в размере не более 10%.

Подписывайся на наш Телеграм-канал! Будь в курсе новостей!