Общественный Совет по развитию такси провел в Астане встречу с представителями таксомоторной отрасли.
30 марта Общественный Совет по развитию такси провел первое в Астане совещание для представителей таксомоторной отрасли Казахстана. К мероприятию присоединились руководители таксопарков, общественники. На встрече обсудили республиканское законодательство, работу агрегаторов такси, обновление автопарка, страхование.
По вопросам законодательной базы выступил председатель Ассоциации транспортников Астаны Медет Курманов. Он отметил, что в целом положительно оценивает работу агрегаторов. Спикер рассказал о текущем законодательстве в сфере такси, в частности, о его массовом неисполнении. Причина нелегального извоза кроется в финансовых и административных вопросах. Медет Курманов отметил неэффективность текущих норм и акцентировал внимание перспективе реализации платформенной занятости и создании института саморегулирования в таксомоторной отрасли.
Указанные инициативы были оценены всеми участниками встречи положительно. Так, новая для Казахстана норма – платформенная занятость – удобна тем, что агрегатор выступает налоговым агентом, то есть оплачивает налоги за водителей. Также сейчас часть водители не работают легально из-за того, что имеют исполнительные листы, и государство автоматически списывает деньги, заработанные официально, в счет штрафов.
Участники беседы также затронули проблемы отсутствия преференций и вопрос проверок перевозчиков на дорогах (ОПМ). Так, при частых дорожных пробках эффективным решением был бы допуск такси на выделенные полосы. Поговорили о сложностях с обновлением автопарков из-за дороговизны автомобилей и недоступного лизинга, высокого утилизационного сбора и других косвенных налогов. К примеру, за автомобиль Хендай, стоимостью 8 миллионов тенге, нужно заплатить 4,2 миллиона тенге налогов. А льготное автокредитование доступно не всем из-за требований “твердого” залога.
Таксопарки не стремятся покупать новые машины, в том числе из-за плохого отношения водителей к ним. В Казахстане практикуется долгосрочная аренда до одного месяца. При этом водители халатно относятся к транспортным средствам, и автомобили в этот период никто не ремонтирует. Плюс плохие дороги увеличивают амортизационные расходы на транспорт. Существуют у местных перевозчиков и проблемы со страховкой машин такси, когда страховые компании отказываются заключать договор.
Помимо прочего, таксопарки Казахстана заинтересовались опытом разных стран в вопросе осуществления дистанционных медицинских осмотров водителей. В результате встречи Общественный Совет по развитию такси для обмена опытом между российскими и казахстанскими коллегами пригласил перевозчиков Казахстана принять участие в конференции «Современное такси». Планируется, что для казахстанских коллег на мероприятии будет организована тематическая рабочая сессия.
Обсуждается, что в рамках сессии может состояться подписание соглашения о сотрудничестве между Ассоциацией транспортников Астаны и Общественным Советом по развитию такси
– рассказала председатель Совета Ирина Зарипова.