К 110-летию со дня рождения татарского писателя и общественного деятеля Ибрагима Низамовича Салахова
Ибрагим Низамович Салахов родился в семье рабочего 30 августа 1911 года в городе Кокчетав, Республики Казахстан. Его предки были выходцами из Балтасинского района Татарстана. В Казахстан они приехали еще в конце XIX века, обосновавшись здесь, занялись столярным делом.
Первые знания Ибрагим получает в медресе, затем учится в семилетней татарской школе родного города. В 1928 году он приезжает в Казань и поступает учиться в педагогический техникум. Во время своего обучения в техникуме в периодических молодежных изданиях того времени начинают появляться его первые короткие литературные произведения. В 1931 году, после окончания техникума, некоторое время он работает литературным сотрудником в редакциях газет «Яшь ленинчы» (ныне «Сабантуй») и «Кызыл яшьләр» (ныне «Татарстан яшьләре»).
В 1932 году он уходит на службу в армию. Почти три года служит сначала простым солдатом в Первом татарском стрелковом полку им. М.Вахитова, а затем редактором военной полковой газеты «Укчы».
После возвращения с воинской службы в 1935 году, И.Салахов поступает учиться на факультет татарского языка и литературы в Казанский педагогический институт. В это время активизируется его творческая деятельность: в 1936-1937 годы в Татарстанском государственном издательстве выходит в свет его книга «Постта» с пьесой «Ярату», повестью «Дуэль», (посвященной военной жизни) и лирическими стихами.
В 1937 году И.Салахов начинает болеть. Союз писателей Татарстана, с целью поддержания его здоровья, дает ему путевку в один из санаториев Ялты. В то же время, по просьбе председателя союза Кави Наджми, ему поручают привезти от писателя Галимджана Ибрагимова, который с 1927 года лечится в Ялте, рукопись его сборника, который должен был издаваться в Казани. За этот добрый посыл и желание выполнить ответственное поручение его жизнь круто меняется…25 октября 1937 года студента третьего курса Педагогического института Ибрагима Салахова арестовывают. Его обвиняют в скрытой контрреволюционной связи с «врагами народа». На основании такого вымысла специальная группа Верховного суда СССР, приехавшая из Москвы в Казань, 12 мая 1938 года выносит несправедливое решение о лишении свободы И.Салахова сроком на десять лет, с последующим лишением гражданских прав еще на пять лет.
Сначала И.Салахов восемь месяцев сидит в Плетеновской тюрьме Казани, затем в тюрьме Тобольска, после чего отправляется в лагеря золотоискателей на Колыму. До окончания срока обвинения он выполняет здесь тяжелую работу. У него появляются проблемы со здоровьем, он повреждает ногу, попадая в аварию, возникают проблемы со зрением.
И после освобождения в 1947 году в его жизни хватает горьких и тяжких проблем…. Салахову не разрешают жить в Казани или родном городе Кокчетав, также запрещают заниматься творческой деятельностью. Он с семьей переезжает в село Кызыл Яр, которое находится на расстоянии семи километров от областного центра и начинает работать буфетчиком в столовой райпотребсоюза.
И только после смерти Сталина в 1953 году, он сможет вздохнуть спокойно. 25 апреля 1956 года Военная коллегия Верховного суда СССР, пересмотрев дело И.Салахова, объявляет решение беспочвенным и возвращает Салахову все его гражданские права.
Таким образом, он вновь получает право издавать свои произведения. В 1957 году, после двадцатилетнего перерыва в Казани появляется четвертая книга со стихами Салахова «Дала дулкыннары». В это же время И.Салахов начинает писать свой знаменитый роман-хронику «Колымские рассказы» («Колыма хикәяләре»). В то время запрещалось что-либо писать о сталинских концлагерях, и поэтому И.Салахов работал очень скрытно. После написания произведения, один его надежный знакомый набирает текст романа на печатной машинке в трех экземплярах. И.Салахов сшивает каждый экземпляр, один из них отправляет на хранение надежному человеку на Урал, второй отдает другу в Казани, а третий кладет в железный ящик и зарывает в землю.
Этот роман-хроника впервые издается в журнале «Казан утлары» в 1988 году под названием «Тайгак кичү». В 1989 году под названием «Колымские рассказы» («Колыма хикәяләре») он издается тиражом 60 тысяч экземпляров в Татарстанском книжном издательстве отдельной книгой. Читатели и литературная критика принимают это произведение, как исторический документ, раскрывающий бесчеловечную политику тоталитарного режима, рассказывающий об истинной судьбе миллионов несправедливо заключенных узников концлагерей. В скором времени издается перевод произведения на русский язык, некоторые отрывки периодически звучат в радиопередачах. В девяностых годах прошлого века сценический вариант произведения был поставлен на сцене актерами Казанского молодежного театра.
После возвращения из заключения И.Салахов живет и работает на своей родине — в селе Кызыл Яр. Он внес большой вклад в развитие татарской литературы и оставил богатое литературное наследие. Еще до появления в печати романа «Колымские рассказы» («Колыма хикәяләре»), в 1965 году издается его роман «Күкчәтау далаларында». В эти же годы он издает свое второе большое произведение — исторический роман-эпопею, состоящий из трех частей «Имәннәр тамыр җәйгәндә». Роман был написан после долгого изучения автором архивных материалов, документов.
Несмотря на свое проживание вдали от Татарстана, И.Салахов всегда поддерживал связь с редакциями газет и журналов, выходящих в Казани. На страницах Казанской периодической печати выходили в свет его рассказы, воспоминания, статьи. На страницах газеты «Сабантуй» и журнала «Ялкын» печатались его приключенческие повести и рассказы для детей “Яшел йортның тарихы», «Серле мәгарә», «Ат җене». В 1995-1996 гг на страницах журнала «Мәйдан» стабильно издается его очерк-воспоминание «Күкчәтау татарлары». Данное произведение вызывает большой интерес у широкой общественности и воспринимается очень положительно.
Произведения И.Салахова интересны своими языковыми стилистическими особенностями. В них очень подробно описывается красота степи, обычаи и традиции родственного казахского народа. Казахские песни и легенды определяют индивидуальный стиль писателя и придают произведению особое звучание.
Писатель внес огромный личный вклад в укрепление давних дружеских связей между казахским и татарским народами. В 1991 году И.Салахова объявляют почетным гражданином города Кокчетав, из рук Президента Республики Казахстан он получает высшую награду — орден «Парасат» («Алтын дуслык»). Он заслужил эти награды за многолетний кропотливый труд.
В 1990 году за книгу «Колымские рассказы» («Колыма хикәяләре») И.Салахов был удостоен Государственной премии им. Г.Тукая Республики Татарстан. В 1992 году ему дают почетное звание «Заслуженный деятель культуры Республики Татарстан».
Писателя не стало 7 июля 1998 года. Он похоронен на сельском кладбище села Кызыл Яр. С 1962 года И.Салахов член Союза писателей (Татарстан). Член союза писателей СССР. В 1992 году присвоено звание» Заслуженный деятель искусств РК.
В связи с нынешними трудностями наше этнообъединение не имеет возможности (как планировалось ранее) провести масштабные мероприятия, посвященные памяти выдающегося земляка. Думаем организовать, так сказать, мини-митинг возле дома, где долгие годы жил писатель, почтить его память добрыми словами воспоминаний.