29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан
Понедельник, 20 мая

Память прошлого — это настоящее и будущее

Имена в истории

Единственный способ стать бессмертным (по крайней мере, в наше время) — вписать своё имя в историю – утверждают философы.

… Возвращение из небытия событий истории и имён деятелей науки, культуры и литературы – наверное, и есть составная часть всемирной истории и культуры.

По сути – это свод нравственных, моральных, этических ценностей. Память, наряду с образованием и просвещением, формирует человеческий капитал страны. В связи с чем, хотелось бы рассказать о людях, чьи имена известные, а кому — то и неизвестные, и которые остались в истории нашего Казахстана. И среди них ученые, люди культуры и искусства, литературы и другие.

Один из них — Бимбоэс, Альвин Эрнестович — родился 15 февраля в 1878 году в городе Кобург, в Германии, умер в блокадном Ленинграде в 1942 году. Альвин Эрнестович Бимбоэс (при рождении Альвин Клеменс Эрнст Бимбоэс, нем. Alwin Clemens Ernst Bimboes;) — советский этномузыковед немецкого происхождения, собиратель казахской народной музыки. Образование получил в Мюнхемском, Гейдельбергском университетах (соответственно г.г. Карлеруэ и Берлин). Занимался политической экономией, правоведением и социологией, журналистикой.

Сын Эрнста Теодора Бимбоэса, придворного музыканта герцога Саксен-Кобург-Готского. В 1911 году оказался в России, попав в плен в ходе Первой мировой войны. В 1917 – 18 годы попал в Сибирь, где участвовал в гражданской войне в рядах Красной армии.

Какое отношение имеет к Акмолинской области?

В 1919—1922 годах был в Акмолинске инструктором политотдела Кокчетавского укреплённого района. Устанавливал советскую власть, занимался просвещением масс. Проживал в Акмолинске, где открыл первую детскую музыкальную школу, преподавал там фортепиано. Не только преподавал, но и изучал быт и жизнь казахского народа, как музыкант и исследователь ездил в 1920-е годы по Акмолинской области, и записал около 100 казахских народных песен. Среди них выделяются: «Сегіз аяқ», «Татьянаның хаты» Абая, народные песни «Жиырма бес», «Сырымбет», «Ақбет», «Қыз бикеш» и другие. Песни Абая вошли в сборник «Музыкальная этнография», изданный в 1925 году в Ленинграде под редакцией Н. Ф. Финдейзена.

Он автор нескольких обработок для голоса с фортепиано, хора, для симфонического оркестра «Воспоминания об Акмолинске», «Степная поэма». 25 лучших образцов опубликованы в сборнике «Музыкальная этнография». Был знаком и общался, переписывался с композитором А.К.Глазуновым, с А.В.Затаевичем, которому подарил рукопись, содержащую обработки народных песен и переводы их текстов, собственноручные акварельные рисунки. До конца жизни работал в Ленинграде в институте экономических исследований при Наркомфине СССР, редакциях различных изданий. До конца жизни занимался своим любимым делом. Скончался в октябре 1942 года в блокадном Ленинграде.

Как пишет Инна Потахина:
Пройдёт полвека или век,
А, в общем — целая эпоха!
Но, в самом деле — человек
Живёт от выдоха до вдоха

Всем известно — банальное изречение, что часто предназначение женщины видят в том, чтобы вдохновлять мужчину на подвиги, отважные поступки. А если направить эту идею в мирное русло, то получится она — поэзия! И мой следующий рассказ — о славной дочери казахского народа, которую можно по праву считать еще одной музой наших отечественных поэтов!

Оспанова Бахытжамал – известная акын, айтыскер. Родом она из аула Тайсары, ныне Семипалатинская область. Родилась на заре советской власти, в сложное время гражданской войны в 1920 году, 27 декабря. Окончила неполную среднюю школу, после ускоренные курсы учителей. В 23 года начала трудиться учителем начальной школы. А это был 1943 год, шла жестокая и кровопролитная война. В нашей области проживала с 1946 года. Ее первые публикации появляются еще в 1943 году, и это были стихи, рассказы, фельетоны, которые печатались тогда в Павлодарской областной газете «Кызыл ту».

Дважды была делегирована, а это 1946 и 1972 годы в тогдашнюю столицу город Алма – Ата, где участвовала в праздновании 100 – 125 – летия со дня рождения великого Жамбыла Жабаева. А в айтысах стала принимать участие с 1966 года. Надо отметить, что стихи и песни Бахытжамал Оспановой, звучавшие на айтысах, были опубликованы в сборниках, например, «Жайконыр» (1984г), стихи «Коктем куй!» (Весенний кюй), «Шат турмыс» (Счастливая жизнь), «Ленин атандагы паркте» (В парке имени Ленина) и многие другие, которые вошли в антологию «Современная народная поэзия» на казахском языке. Ее стихи, рассказы и другие творения публиковались в республиканских журналах и газетах. Она по праву считается наследницей творческих традиций И.Байзакова, С.Муканова, М.Оспанова. Последовательницей поэтической манеры самой Бахытжамал Оспановой считаются поэтессы А.Ахметова, Р. Абишева и другие.

Сиязов Михаил Михайлович – ученый – ботаник, педагог – демократ, поэт. Также имеет отношение к нашему краю. Родился в городе Томске в 19 веке, в 1858 году, скончался в городе Омске в начале 20 века, в 1914 году. Имеет высшее образование, это Казанский университет, который окончил в 1882 году. После преподавал естествознание и географию до 1905 года в Омской женской гимназии до 1906 года. Оттуда был изгнан за резкие политические высказывания в публичных лекциях, без права дальнейшего преподавания. Активно занимался исследованием флоры Западной Сибири, Северного и Восточного Казахстана. Только за 1891 по 1913 годы он совершил ботанические экспедиции в окрестности Ялуторовска, Тары, Семипалатинска, Баянаула, Каркаралинска, Акмолинска, Атбасара.

Находясь в Акмолинском регионе, в 1907 году изучал флору в окрестностях, где обнаружил и определил 325 видов растений. А в уже в 1912 году после посещения Атбасара опубликовал в «Записках ЗСОРГО» статью «К флоре Атбасара». Известный исследователь природы в своих трудах предостерегал неоднократно от негативных последствий для экологии края бессистемной распашки степи, нерационального отношения к лесам и водным ресурсам. Сиязов М.М. автор 50-ти научных трудов, свыше только 30-ти по ботанике, в том числе, «Краткий курс ботаники» для женских гимназии (1887,1891, 1902). Статьи в «Записках ЗСОРГО»: «Список растений, найденных на реке Селеты», «Между Акмолами и Щучьей», «Результаты ботанических экскурсий 1907 года при городе Акмолинске», а также другие многочисленные поэтические произведения. С 1880 года являлся действительным членом, а после с 1902 года почетным членом ЗСОРГО.

Участвовал в работе съезда естествоиспытателей в Москве (1894). Участвовал в “Первой западной сельскохозяйственной, лесной и торгово – промышленной выставке”, занимался научной и литературной работой. В 1912 году труды Сиязова М.М. были отмечены золотой медалью РГО.

В историческом архиве Омской области, за номером фонда 1786 есть документы личного происхождения за 1858 по 1914 годы — Сиязова Михаила Михайловича – преподавателя Омской женской гимназии, ботаника, сотрудника газет, краеведа. Умер 9 июля в Омске. Похоронен 12 июля на Казачьем кладбище. Такова история известного в свое время и для молодежи сегодняшнего неизвестного ученого.

Одной рукой качают колыбель, а другой весь мир, и, это о нас женщинах. Тналина Дарига Байжумановна — кинорежиссер, актриса, заслуженный деятель искусства Казахской ССР. (1957 г). Она по праву является первой казашкой женщиной-режиссером, – отличник кинематографии СССР, заслуженный деятель искусств Казахстана. Много лет она проработала на Мосфильме с мэтрами советского кино. Благодаря этому опыту она самостоятельно начала снимать кино. Дарига Тналина внесла большой вклад в дубляж фильмов золотого фонда мирового и советского кино на казахском языке. Именно этот труд способствовал сохранению и развитию литературного казахского языка в период СССР.

Она наша землячка из аула Акжар, тогдашнего Вишневского района Акмолинской области, родилась 17 марта 1921 году.
В Алма – Ате в 1939- 1941 училась на актерском факультете Казахского театрального техникума, а во ВГИКе окончила режиссерский факультет в 1953 году под руководством профессоров Л.В.Кулешова и А.П.Довженко. Творческая деятельность в кино начала как актриса, снялась в эпизодических ролях в фильмах «Член правительства» (1939 г), «Романтики», главная роль — Тинтин (1940г), «Белая роза» и «Песнь о великане» (1942г), «Песни Абая» (1945г), «Жамбыл» (1952г).

Начинала свой путь в профессию в годы войны в знаменитом ЦОКСе. Была вторым режиссёром на съёмках фильма «Илья Муромец». Проработав 22 года на «Мосфильме», она снимала в Киргизии, Туркменистане, Казахстане, Украине. В 1953 году осуществила съемку научно – популярного фильма «На просторах Казахстана». Известны были фильмы «Салтанат», «Особое поручение», «Далеко в горах» и другие. В 1958-64 годы на творческой работе, с 1964года режиссер студии «Казахфильм». Участвовала в постановках художественных и хроникально – документальных фильмов «Сплав» и «Песня зовет» (1961г), «И в шутку и всерьез», «Струны столетий» (1963г) и др. В 1944 – 48 –е годы снимала киносюжеты для киножурнала «Советский Казахстан».

Как режиссёр дубляжа «Казахфильма» дублировала на казахский язык десятки советских и зарубежных фильмов. Автор книги «Черно-белое кино» (Алматы, 2008 год). Ученица Александра Довженко, которую мэтр назвал первой женщиной – режиссером советского Востока, она начинала свой путь в большое кино в годы войны в Центральной объединенной киностудии. Творческие успехи Дариги Тналиной отмечал Иван Пырьев, ей целовали руку Феллини и Ив Монтан, она сидела за одним столом с Мао Цзэдуном и Сукарно. «Мне никогда не были нужны карьера, почести и богатства. Душа болела за судьбу моего народа. Народа великого и очень талантливого», — говорила Дарига Байжумановна. Все что не удалось снять на пленку, она перенесла на страницы своей книги. Книги про наше черно – белое кино. И про ее черно – белую жизнь. 2 февраля 2011 года не стало талантливой женщины, патриота своего родного Казахстана, угасла еще одна звезда.

Наша память – это всегда о прошлом, которое мы получаем от наших предков, для того, чтобы передать следующим поколениям. Жизнь этих замечательных людей для новых поколений — ярчайший пример патриотизма и любви к своему Отечеству. Большая мотивация для молодежи, которая, находятся в поиске себя, хочет добиться определенных успехов в выбранном направлении.

(Использованы материалы архивов, Википедии и собственных исследований).