29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Александр Татарский, Айдар Мурзин, Владимир Федоренко, Владимир Корябкин, Кенес Налаев, Зура Шуатаева, Валентина Соломина

Ветераны партии и труда, кто долгие годы жил и общался с этим удивительным и благородным человеком и кому дорого это благородное имя

Он был первым председателем горисполкома. К 100-летию со дня рождения Евгения Петровича Красноперова

Его жизненный и трудовой путь – это живой пример, как надо жить и творить добро людям, пройдя тяжелые испытания, но сохранив при этом лучшие человеческие достоинства.

Евгений Петрович Красноперов родился 5 июля 1925 года в городе Новониколаевске (ныне г.Новосибирск), в семье служащих.
Тяжелое детство было у детей того периода: вместе со взрослыми пасли скот, работали на огороде, лепили кизяк из навоза и заготавливали дрова и солому для отопления, собирали грибы и ягоды в лесу.

Учиться начал в 1932 году в начальной школе, когда ученикам зимой приходилось носить с собой дрова для отопления школы, писали карандашами на старых газетах.

Отца перевели на работу юристом в областное управление НКВД, семье была выделена квартира, а мать работала медсестрой в городской больнице. Воспитание сына и его брата проходило преимущественно на улице, где разрешалось практически все, кроме противоправных действий. Отец старался готовить сына к продолжению своей карьеры юриста, а мать хотела привить любовь к музыке, покупала для этого различные музыкальные инструменты.

К сожалению, оправдать доверие родителей не пришлось. Беззаботное детство и отрочество закончились в связи с началом военных действий с Японией, затем с Финляндией, а потом грянула Великая Отечественная война с фашистской Германией.

Евгений, оставив учебу в школе, в ноябре 1941 года поступил работать токарем на эвакуированный из Запорожья военный авиационный завод. Или то, что называлось заводом и располагалось в нескольких километрах от города, в чистом поле. Сначала были установлены станки, на которых работали рабочие, и одновременно возводились стены и крыши цехов. Всего через несколько месяцев завод уже производил авиамоторы.

Из-за маленького роста парнишке ставили ящик, чтобы работать на станке. Ежедневно каждому выдавалось задание, а при его невыполнении работали сверхурочно. При перевыполнении, как поощрение, выдавался талон на дополнительное питание в столовой.

Условия жизни и работы вынуждали многих проситься на фронт, однако получали отказ, тем более категорический, так как здесь был трудовой фронт, и от него зависело снабжение армии.

Попытка уйти на фронт была и у Евгения. В 1943 году, при достижении призывного возраста, а в военкомате не стал говорить, что работает на заводе, и казалось, что мечта осуществилась – он был определен для отправки на фронт. Однако при последнем построении его увидел офицер, знакомый отца, и сообщил военкомовцам, что парень работает на заводе.

Все надежды рухнули. Хорошо, что все обошлось без последствий. Работа на заводе в течение 4-х лет выковала характер, который помог ему в дальнейшей работе и жизни.

В 1943 году окончил Омский мукомольно-элеваторный техникум и по распределению был отправлен в Удмуртскую республику в районный центр Цвуна на должность механика базы «Заготзерно». Здесь он оказался единственным дипломированным специалистом, на которого жители этого отдаленного поселка смотрели с надеждой, что он в этих сложных условиях сможет решить проблему с паросиловой установкой, снабжающей электричеством все механизмы в поселке и самой базы. И он оправдал это доверие.

Здесь же пришли и первые успехи в общественной жизни и деятельности – его избрали председателем местного комитета профсоюзов.

Работа в этом отдаленном уголке Удмуртии получила положительную оценку. И в мае 1950 года его переводят в штат республиканской конторы на должность инженера производственно-технического отдела, где проектировал и внедрял в практику средства механизации пристанционных баз в городах Глазово и Сарапул.

Здесь же молодого специалиста принимают в партию, и как первое поручение – избирают опять председателем профкома. А в городе Ижевске встретил он свою подругу жизни Таисию Гаврину, которая всю последующую жизнь делила с ним радости и неудачи.

Растущего молодого специалиста направляют в Высшую заготовительную школу (будущий институт) в г. Москву. Когда казалось, что все трудности были преодолены, и приближалось время завершения учебы, он заболевает тяжелой болезнью, диагноз которой не могли определить даже ведущие врачи.

Но на земле есть еще люди, которые могли творить чудо, даже в таком критическом положении. Таким и оказался профессор из гомеопатической поликлиники г. Москвы, который вернул к жизни Евгения Петровича. Благодаря этому профессионалу от бога, он успешно сдает государственные экзамены. А завершение учебы совпало с целинной эпопеей. И по распределению его направляют в казахстанский город Кустанай, центр освоения целинных земель, заместителем управляющего областной конторы «Заготзерно» по строительству.

С этого времени его жизненный путь будет связан с историей Казахстана, и он станет для него второй Родиной.

В обязанности заместителя входило руководство строительством элеваторов и хлебоприемных пунктов, а также объектов сушки и хранения зерна. До сего дня на Кустанайщине стоят мощные красавцы – Кустанайский и Урицкий элеваторы, построенные под его руководством.

Затем был небывалый исторический урожай 1956 года. По итогам этой уборки Кустанайская область была награждена первым орденом Ленина, а труд работников хлебопродуктов был отмечен медалью «За трудовую доблесть».

В этот же год Кустанайский горком партии направляет Е.П. Красноперова заместителем управляющего Рудненским автотрестом, скорее всего Соколовско-Сарбайского рудоуправления.

Много труда было вложено в создание материально-технической базы автохозяйств этого треста, которые перевозили не только промышленные, но и сельскохозяйственные грузы. Налаживалась работа автотреста, росли объемы перевозок, трест в своей отрасли становился ведущим в республике. Но беда пришла оттуда, откуда он не ожидал: за приписки в путевых листах были наказаны и освобождены от должностей многие руководители автохозяйств, в числе которых «под шумок» пострадал и он, ничем не замаранный добросовестный руководитель и специалист.

Евгения Петровича направляют начальником кустанайского автобусного парка № 10, в должности которого ему пришлось работать недолго. Вскоре он был восстановлен в прежней должности.

В 1963 году приказом Министерства автотранспорта и Целинного крайкома партии он был утвержден управляющим Кокчетавским автотрестом. С тех пор, вот уже более 60 лет, он житель города Кокшетау. В тресте на то время числилось более 10 тысяч автомобилей, из которых более 3-х тысяч были неисправными и разукомплектованы.

По области, в основном на открытых площадках, были размещены 52 автоколонны. Плачевное финансовое положение создавало трудности в покупке бензина, автошин и запчастей, в загоне находилась экономическая работа.

В первую очередь внимание нового руководителя было обращено на организацию экономической учебы руководителей автохозяйств, укреплены кадры экономистов и бухгатеров, были внедрены журналы директоров, где фиксировались все работы за день: доходы или убытки, а также количество автомобилей в работе.

Экономическая реформа 1965 года в стране позволила стимулировать оплату труда руководителей в зависимости от результатов работы, использовать доходы на перевооружение технического переустройства предприятия, строительство ведомственного жилья и объектов соцкультбыта.

К этому времени был обустроен автобусный парк в Кокчетаве, получили развитие таксомоторные перевозки. Заслугой управляющего было то, что он сумел воспитать и создать руководящее ядро автотреста, из которого после его ухода многие стали руководителями крупных автохозяйств.

В свои 40 лет Евгений Петрович стал крупным и авторитетным руководителем в системе Министерства автотранспорта республики. Его авторитет вырос и среди партийно-хозяйственного актива города и области.

Имея в составе автотреста авторемонтный завод, кирпичный завод, с поддержки партийных и советских органов на местах были укрупнены и благоустроены большинство автохозяйств. А в г. Кокчетаве были построены такие значимые объекты транспорта, как автоколонна 2557, таксомоторный парк, торговая спецавтобаза, автовокзал, усиленно велось жилищное строительство в автогородке и в районе магазина «Береке».

Автотрест одним из первых в республике начал внедрять автопоезда из нескольких прицепов из списанных автомобилей, что в несколько раз увеличило объемы перевозок и сокращение водителей.

Была внедрена комбитрейлерная система. Все эти меры, а также увеличение автотранспорта в совхозах и колхозах позволило области не только отказаться от привлечения воинских подразделений, но и оказывать помощь другим регионам при уборке урожая.

По итогам уборки урожая 1966 года управляющий автотрестом был награжден Почетной грамотой Верховного Совета Казахской ССР и орденом «Знак Почета». А в 1967 году автотрест был представлен на ВДНХ СССР, а управляющий получил бронзовую медаль и именные часы от Министерства автотранспорта.

Резко изменилась судьба Евгения Петровича, когда к руководству области пришел талантливый руководитель Еркин Нуржанович Ауельбеков, который и предложил ему возглавить Кокчетавский горисполком. Перед которым стояла сложная задача: снос частных домостроений, прокладка разводящих сетей водопровода и канализации. Поэтому по инициативе первого секретаря горисполкома было предложено разработать в кратчайшие сроки новую схему – Генеральный план развития города, что и было сделано. И который был утвержден в Госплане и Совете Министров Казахстана с перспективой на 20 лет.

Огромные трудности вызвало строительство и сооружение плотины на реке Чаглинке, а также насосной станции, водовода и очистных сооружений на сопке Букпа. Не менее сложным вопросом было теплоснабжение, которое осуществлялось квартальными и объектовыми котельными с армией кочегаров, число которых в осенне-зимний период доходило до трех тысяч.

Было решено построить более мощную котельную для снабжения многоэтажной застройки и добиться строительства котельных РК-1 и РК-2 в северной промзоне. Проблемным оставалось электроснабжение, которое было неустойчивым. В частных домах южной части города жители пользовались керосиновыми лампами, и это в 1968 году. Горисполкомом были привлечены средства и материалы горэлектросети, была закончена закольцовка электролиний от Петропавловска и Целинограда, построена подстанция в северной промзоне, что обеспечило устойчивое электроснабжение города.

Прилив капитальных вложений способствовал созданию быстрыми темпами базы стройиндустрии: домостроительный комбинат, завод ЖБИ, кирпичный завод, что позволило укрепить существующую и создать новые строительные организации, увеличить поставку стройматериалов из других регионов.

Началось строительство таких крупных предприятий, как завод КДА, лентоткацкая и швейная фабрики, фарфоровый завод, завод «Металлист».

За счет реконструкции увеличились мощности флагмана отрасли –приборостроительного завода, фабрики бытовой химии, сапоговаляльной фабрики и пивзавода. Построены здания обкома партии и Дома политпросвещения, почтампта, гостиницы, типографии, железнодорожного вокзала и красавца-аэропорта.

В центре внимания горисполкома постоянно находились объекты социальной сферы: народного образования, здравоохранения, культуры, бытового обслуживания и спорта.

В новых зданиях разместились вновь образованные автодорожный и библиотечный техникумы, музыкальная школа. Были организованы детско-юношеская спортивная школа, станция юных техников, в подвалах жилых домов созданы дворовые клубы. Особое внимание было уделено строительству Дворца им. В. И. Ленина, а за его ввод к 50-летию республики председателю горисполкома был вручен нагрудный знак в честь 50-летия республики.

Плодотворная работа горисполкома по развитию города была отмечена правительствами Казахстана и Союза, а председатель горисполкома был награжден орденом Трудового Красного Знамени и Почетной грамотой Верховного Совета Казахской ССР.
Перевод Евгения Петровича в 1973 году председателем областной плановой комиссии позволил этому опытному руководителю внести существенные изменения в ведении народного хозяйства области, и в первую очередь в сельском хозяйстве: были созданы специализированные хозяйства по овцеводству, свиноводству, откорму скота, крупные молочные комплексы.

По предложению облплана была начата ускоренная разработка Васильковского месторождения золота, а также залежи каолина и керамзита, увеличение добычи доломита.

В это же время начато строительство Пресновского, Беловодского и Ишимского водоводов, что улучшило водоснабжение сельских районов и г. Кокчетава и способствовало строительству новых промышленных предприятий.

За успешное выполнение программы экономического и социального развития области председатель облплана был награжден орденом «Знак Почета». Избрание Евгения Петровича на XXI областной партийной конференции председателем ревизионной комиссии еще более повысило и так уже имеющийся авторитет среди актива области.

После семи лет работы его переводят начальником областного управления бытового обслуживания, где сложилась неудовлетворительная обстановка, особенно в се6льских районах.

Многие предприятия были убыточны, слаба была их материальная база, ограничен был ассортимент оказываемых услуг, особенно на селе. При поддержке обкома партии, предложений и мероприятий самого областного управления положение стало поправляться.

В районах стали выделяться площади для строительства домов моды, зданий по ремонту и пошиву обуви, расширена сеть парикмахерских в новых зданиях, других услуг.

В совхозах создавались комплексные приемные пункты, где оказывалось до 30 видов услуг, производился пошив одежды для животноводов и механизаторов. За пятилетие к 1985 году число предприятий бытового обслуживания увеличилось более чем на 200 единиц. Объем бытовых услуг достиг более 20 миллионов рублей, или более 30 процентов.

Однако вследствие тяжелой болезни ног, частые перерывы в работе по больничным листам и выезд на лечение, отрицательно влияло на результаты в работе и вынудило Евгения Петровича подать заявление об уходе на пенсию. За плодотворный труд по восстановлению престижа бытового обслуживания приказом министра ему объявлена благодарность и назначена персональная пенсия республиканского значения.

Двухлетний перерыв в работе и лечение несколько поправили его здоровье, а его авторитет, плодотворная работа в г. Кокшетау и областных структурах не были забыты и оказались востребованы.

По просьбе и предложению директора Казахского НИИ технической информации он был приглашен на работу в должности технадзора за строительством административного здания филиала института.

И в 1991 году это уникальное здание ЦНТИ по улице Горького было построено, где наш ветеран еще продолжал работать до 1997 года. Этот год был завершением его трудовой деятельности.

И, как он сам пишет, «наступил активный период по восстановлению утраченного здоровья и активного трудового отдыха на даче». Как память о покойной супруге, совместно дружно прожитой жизни остаются дети. Как и их родители, воспитанные такими же честными и порядочными людьми, как и их родители, впитавшие в себя их лучшие качества.

В 2000 году Евгению Петровичу было присвоено звание «Почетный гражданин города Кокшетау».

К своему 90-летию Евгений Петрович выпустил книгу-воспоминание «Моя судьба» о своем жизненном пути, а эпиграфом он взял крылатую фразу: «Жизнь ценна не за ее длину, а за содержание».

Когда читаешь его воспоминания, написанные простым и доступным языком, то как бы вживаешься в то, что и как прожил и прошел по жизни этот благородный человек.

Наш блог в Twitter! Будь в курсе новостей!