Объективности ради

Система технического и профессионального образования (ТиПО) Казахстана стремительно формирует новые подходы в организации обучения профессиональных кадров. Сегодня в колледжах активно внедряется дуальное обучение, реализуются модульные учебные программы, компетентностный подход и критериальное оценивание подготовки кадров.

В системе менеджмента профессионального образования на уровне колледжей внедряется стратегическое планирование, запущен процесс оптимизации сети организаций ТиПО. С сентября поэтапно финансирование колледжей переводится на подушевое. Вместе с тем также заметно повышается ответственность региональных палат предпринимателей и работодателей за подготовку кадров. Все эти усилия направлены на главный результат — дать «путевку в жизнь» востребованному специалисту на рынке труда.

Для того чтобы понять положительная это или отрицательная динамика развития технического и профессионального образования от всех нововведений, насколько эффективны принимаемые меры, необходим качественный и всесторонний мониторинг системы. Для ответа на эти вопросы в республике запущен Туринский процесс.

Туринский процесс в Казахстане — это регулярная процедура анализа и оценки политического прогресса реформирования системы ТиПО. Мониторинг направлен на развитие практики самоанализа систем профессионального образования на национальном или региональном уровне для выявления сильных сторон, рисков, стратегий и тактик развития, определения областей взаимодействия на международном уровне. Процедура необходима для получения оснований принятия дальнейших политических решений в отношении развития системы технического и профессионального образования. В Казахстане Туринский процесс реализуется с 2010 года. На сайте АО «Информационно-аналитический центр» МОН РК можно найти отчеты, подготовленные в рамках Туринского процесса за годы проведения мониторинга. В нынешнем году исследованием охвачены 12 регионов Казахстана, в т.ч. и Акмолинская область, но ранее участниками процесса были лишь некоторые регионы.

Наша страница в Фейсбук! Подпишись!

Важно отметить, что система ТиПО Казахстана на регулярной основе анализируется в контексте социально-экономического развития страны и региона на основе статистических данных в открытых докладах МОН РК, регионального образовательного ведомства, отчетах, подготовленных ОЭСР, которые находятся в открытом доступе на интернет-ресурсах соответствующих организаций. Но особенностью реализации Туринского процесса является то, что анализируется состояние профобразования не только на основе количественных показателей, но и на использовании качественных, которые собираются через опрос фокус-групп, заинтересованных в результатах подготовки рабочих и специалистов в различных сферах экономики.

Для качественной реализации Туринского процесса нужны достоверные данные, а значит, надежные источники. Первоисточниками информации Туринского процесса в нашей области стали руководители организаций ТиПО, преподаватели, мастера производственного обучения, студенты колледжей, представители МСБ, палаты предпринимателей «Атамекен», областных управлений координации занятости и социальной защиты, статистики, центров занятости.

Для исследования в Акмолинской области специалисты НАО «Холдинг «Кәсіпқор» провели мероприятия на базе нашего колледжа с несколькими фокус-группами, куда были приглашены представители образования от специалистов управления образования до студенческой молодежи, отраслевых предприятий и областных ведомств, курирующих подготовку кадров и обеспечивающих занятость населения. Основная цель проведенных мероприятий — сбор информации по различным направлениям политики развития ТиПО. В этом году будут оценены взаимодействие образования и рынка труда по вопросам развития предпринимательских навыков среди студентов, потребности в специалистах со знанием английского языка, уровень цифровизации образования.

Колледжи области ожидают уже к 10 августа информацию в виде аналитической справки, которую подготовит НАО «Холдинг «Кәсіпқор» на основе порядка 70 статистических данных и результатах интервьюирования респондентов в процессе работы фокус-групп. Таким образом, у сообщества заинтересованных в результатах подготовки кадров появился инструмент оценки выполнения задач, поставленных государством, «на входе» и «на выходе».

Наше сообщество в Вконтакте. Подпишись, чтобы быть в курсе новостей!

Теперь главным будет правильное использование результатов для принятия решений, разработки тактических задач на уровне всей системы ТиПО области и каждого колледжа в отдельности, различных областных ведомств и предприятий-работодателей. А это тоже целая наука!

Работая более десяти лет в областной структуре оценки качества образования, я в полной мере осознаю важность подобных исследований для государства и общества. И поэтому призываю своих коллег, руководителей колледжей правильно использовать ожидаемую информацию, т.е. не для управления кадрами, когда пострадают невинные и будут вознаграждены непричастные, а для формирования комплекса мер по повышению качества подготовки высококвалифицированных кадров для экономики страны, т.е. использовать ее объективности ради.

Любовь Дробышева

директор КГУ «Сервисно-технический колледж №1 г.Кокшетау»