Управление предпринимательства и промышленности Акмолинской области всегда на страже интересов бизнесменов. Недавно Министерством национальной экономики РК выявлены проблемные вопросы в сфере общественного питания, розничной торговли, общественного транспорта. Считаем нужным сообщить об этих фактах общественности, и вместе с тем представить акмолинским предпринимателям некоторые рекомендаций для улучшения и развития бизнеса.
Первое. Понуждение потребителей к внесению денежных депозитов на объектах общественного питания является нарушением норм законодательных актов, а именно пункта 1 статьи 393 Гражданского кодекса РК, который гласит: «Договор считается заключенным, когда между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным его условиям».
Многие предприниматели пренебрегают данной нормой законодательства. В Кокшетау, к примеру, в караоке-баре ресторанного комплекса «A′story», караоке-баре «Мажор», караоке-баре ресторана «Ақ Тілек», караоке-баре «Евразия» довольно давно применяют депозитную систему. Рестораторы объясняют это тем, что с помощью депозита гости гарантированно оставят определенную сумму денег. Однако, с точки зрения юристов, применение депозитов в данном случае не уместно. Предлагаем предпринимателям отойти от старых привычек и пересмотреть работу в этом направлении.
Второе. Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан предоставить информацию о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе) на казахском и русском языках (подпункт 1 статьи 24 Закона РК «О защите прав потребителей»). В этом же Законе в пункте 1 статьи 25 установлены сведения, которые должна содержать данная информация. Это данные об основных потребительских свойствах товара, о пищевой и энергетической ценности продукта, о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. То есть, не предоставление потребителю исчерпывающей информации о товаре, в том числе информации о составе предлагаемых блюд, их энергетической ценности является нарушением.
Если в меню различных кафе и ресторанов мы часто видим основной состав блюда, то данные о калорийности встречаются в редких случаях, хотя исправить это очень легко. Сейчас, когда люди стали более взыскательными к еде, когда набирает популярность правильное питание, важно предоставлять клиентам данные о калорийности блюда, о его составе. Это считается хорошим тоном, к тому же, таким образом объекты общественного питания завоюют доверие клиентов. Наконец, это следует сделать просто потому, что этого требует Закон.
Третье. В соответствии с пунктом 12 статьи 24 Закона РК «О защите прав потребителей», продавцу запрещается ограничивать права потребителей в отношении применении фото-, видеосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РК. Однако в настоящее время участились факты незаконных запретов на съемку в торговых центрах, рынках, магазинах и т.д. Имеются случаи агрессивного поведения (отбор средств съемки, угроза, оскорбление, попытки удалить видео и фотоматериалы) сотрудников служб безопасности либо сотрудников магазинов в отношении потребителей, применивших фото- и видеосъемку, а это уже прямое нарушение пункта 2 статьи 20 Конституции РК.
Конечно, у бизнесменов есть разные причины на запрет. Администрация кулинарного дома «Бисквит», например, установила табличку «Фото и видеосъемка выставленной продукции запрещена», в целях защиты авторского права от конкурентов.
В магазине «ABDI» знак «Фотосъемка запрещена» установлен в нескольких местах. Главный офис компании в Алматы считает, что это необходимый элемент обеспечения сохранности имущества компании, а также своего рода защита от угрозы терроризма. С этим, конечно, можно поспорить, но оставим это дело юристам. Важно, чтобы предприниматели не подменяли понятия.
Четвертое. Нередко в СМИ или в социальных сетях появляются материалы негативного окраса относительно работы общественного транспорта. Проблемных вопросов, действительно, много, но один из них граждане могут решить сами, а именно — всегда требовать билеты за проезд в общественном транспорте! Это право пассажира, гарантированное Законом РК «О защите прав потребителей», если быть точнее, статьей 18. А еще это делается для исключения ненужных споров с контролером, для правильного функционирования всего автопарка, и, в конечном итоге, для его обновления.