29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Тогжан Сабырбаева, Светлана Ананьева

Алматы – Усть-Каменогорск

«На той войне незнаменитой…»

15 февраля В ДК «Достар» города Кокшетау на торжественном мероприятии, посвященном 35 годовщине вывода ограниченного контингента Советских войск из Демократической Республики Афганистан состоялась презентация 3 тома книги Алии Ахетовой «На той войне незнаменитой». Данная книга- третья часть цикла очерков об участниках войны в Афганистане. Автор в течение многих лет разыскивает ветеранов «той войны, незнаменитой», и рассказывает о мужественных солдатах и офицерах, без прикрас и вымысла раскрывая истории их чувств, передавая фрагменты малоизвестных страниц, из которых и складывается сегодня подлинная, бесстрашная в своей откровенности, история скрытой тогда трагедии. Это произведение, собравшее исповеди тех, кто пережил в молодости ужасы необъявленной войны, и нельзя, невозможно даже спустя 35 лет ее окончания освободиться от прошлого. Разве не наш человеческий и гражданский долг воздать им должное за мужество, стойкость, доблесть и подвиги…

Гражданский подвиг Алии Ахетовой

Книга Алии Ахетовой о воинах-афганцах «На той войне незнаменитой…»–гражданский подвиг известного казахстанского писателя и публициста. В интервью телепрограмме  kokshetv.kz  на презентации книги автор рассказала: «В течение десяти лет я работала над книгой. У меня не было другой причины начать работать над книгой, чем рассказать правду из первых уст ребят, воевавших в Афганистане. В течение десяти лет мы с председателем областного Союза инвалидов и ветеранов войны в Афганистане объездили практически всю область. Это непосредственно участники боевых действий, это ребята, выжившие в пекле Афгана, не сломавшиеся в эпоху перемен…».

Все отчетливее в литературном процессе первой трети ХХI века проявляется гендерная картина мира с ключевыми концептами судьбы, равноправия, избранности, одиночества. Гендерный конфликт охватывает и любовные отношения, и семейную жизнь. Книга А. Ахетовой «На той войне незнаменитой…»  ценна очерками и портретами героев.  Отдельная тема – женские судьбы на войне. Три года проработала в операционном блоке Баграмского медсанбата, выдержав окопный быт, изнуряющую жару под 60 градусов, артобстрелы, комаров величиной с ос, хрупкая, изящная Рауза Ережепова. «Тонкое бледное лицо, огромные миндалевидные глаза, черные вьющиеся волосы, голос чуть с хрипотцой», – таков портрет героини.

Долго болела Афганом. «Ей казалось, что в этой далекой, окруженной горами пустынной стране, на этой обжигающей жарой, сухой пыльной земле осталась ее настоящая жизнь». Здесь отражен и мотив предназначения каждого человека на Земле.

Р. Ережепова-Ташмуканова выдержала три года войны. Будучи человеком строгой самодисциплины, помимо выполнения прямых обязанностей операционной медсестры, она была комсоргом Баграмского  медсанбата, вела агитационную разъяснительную работу в кишлаках, встречалась с местным населением, что было небезопасно. Одна из лучших медицинских сестер зарекомендовала себя профессионалом, была  добросердечна по отношению к раненым. И по возвращении домой, «насколько хватало сердца, надрывая душу, Рауза  помогала родным ребят, не вернувшихся с войны. Ухаживала за стареющими родителями, сломленными горем, ставила им капельницы, делала уколы, бегала за продуктами, сопровождала в собес».В этом, по мнению автора очерка, и состоит смысл жизни настоящего человека, патриота своей Родины.

В качестве документальной основы очерка выступает информация о жизненном пути героини. Автор повествует о ее жизни до войны, в годы  войны и после Афганских событий. Включен в структуру текста дневник Р. Ережеповой. Из дневника медицинской сестры:

Уже много времени прошло, как я прибыла в Баграмский медсанбат. Летят дни, ночи, недели, месяцы. А такое ощущение, как будто уже годы. Дни бесконечные, ночи короткие

Кроме официальной информации, в тексте присутствуют авторская оценка, художественное обобщение. А. Ахетова умело применяет эпитеты (огромная и прекрасная земля, непостижимый мир и т.д.), сравнения (как драгоценная статуэтка), метафоры и т.д.

Выдержав спецпроверку и пройдя успешно строжайшую медицинскую комиссию, попросилась в Афган Бахытжамал Бахтиярова.Обратив внимание на ее идеальный каллиграфический почерк, в октябре 1987 года  Б. Бахтиярову оставили в штабе в Кабуле приводить в порядок документацию, вести отчетность. Начальник отдела секретных документов в штабе командующего сороковой армией генерала Бориса Громова смотрела много раз в клубе «Выстрел на перевале Караш» (по произведению М.О. Ауэзова): «… домбра, звуча с экрана, словно успокаивала душу, напоминая родную степь, тепло родительского очага».

В Кабульском инфекционном госпитале служила Елена Бирюкова-Первый председатель Союза воинов-интернационалистов в Кокшетау, в 1989 году Гульнара Макишева работала медсестрой в терапии Кандагарского госпиталя. Для них и многих других Афганистан – боль и память…

Авторский стиль А. Ахетовой оригинален и неповторим, а литературный вкус и предпочтения прозаика сформированы легендами и преданиями казахского народа, произведениями Н. Гумилева, О. Мандельштама, М. Макатаева, Ж. Молдагалиева, И. Бродского, Б. Окуджавы, А. Галича, О. Сулейменова, Б. Канапьянова . Восхищение красотами родного края, генетическим кодом красоты народа, интуитивно чувствующего истинный смысл бессмертной силы мудрости и света, обращение к судьбам своих героинь – характерная и отличительная черта прозаических и публицистических произведений современного писателя Казахстана Алии  Ахетовой, влюбленной в свой родной край.

 

Автор книги Алия Ахетова

 

Наша страница в Фейсбук! Подпишись!