Верховенство права — это ключевой фактор успеха наших реформ.
Н.А. Назарбаев
В условиях дальнейшего экономического, политического, правового и идеологического развития страны проблемы борьбы с преступностью в Республике Казахстан занимают значительное место. На сегодняшний день Казахстан определил собственный путь развития и методы в борьбе с преступностью и по ее снижению. Одной из таких мер является гуманизация уголовной политики, представленная в Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 г. до 2020 г.
Тема «Конфискация имущества» является актуальной, а также имеет социально-правовую значимость, проявляющуюся в том, что ее применение призвано обеспечить восстановление социальной справедливости.
Конфискация имущества — мера наказания, которая состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного.
Ранее, до введения нового Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года, понятие конфискации имущества было только дополнительным наказанием, но теперь впервые применяется также по решению суда, как мера уголовно-правового воздействия.
Расширяя применение конфискации имущества, как меры уголовно-правового воздействия, имплементированного в соответствие с международными Конвенциями о борьбе против коррупции, с терроризмом, с отмыванием преступных доходов, конфискацию имущества, как меру уголовного наказания, следует отличать от конфискации имущества, как меры правового воздействия. Общими признаками рассматриваемых определений конфискации имущества являются: принудительность конфискации, безвозмездность конфискации, поступление имущества в результате конфискации в собственность государства.
Согласно статье 48 УК РК, конфискация имущества — это есть принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства имущества, находящегося в собственности осужденного, добытого незаконным путем либо приобретенного на средства, добытые незаконным путем, а также имущества, являющегося орудием или средством совершения уголовного правонарушения. Из данного определения и содержания наказания в виде конфискации имущества следует, что принудительному безвозмездному изъятию и обращению в государственный доход подлежит имущество осужденного:
— добытого незаконным путем;
— приобретенного на средства, добытые незаконным путем;
— орудия или средства совершения уголовного правонарушения.
Согласно же части второй данной статьи уголовного закона, конфискации подлежат деньги и иное имущество:
— полученные в результате совершения уголовного правонарушения, и любые доходы от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу;
— в которые имущество, полученное в результате совершения уголовного правонарушения, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены, или преобразованы;
— используемые или предназначенные для финансирования или иного обеспечения экстремистской или террористической деятельности либо преступной группы;
— являющиеся орудием или средством совершения уголовного правонарушения;
— переданное осужденным в собственность других лиц.
Если конфискация определенного предмета, входящего в имущество, указанное в частях первой и второй 48 статьи, на момент принятия судом решения о конфискации данного предмета, невозможна вследствие его использования, продажи или по иной причине, по решению суда подлежит конфискации денежная сумма, которая соответствует стоимости данного предмета.
Конфискация имущества применяется с целью лишения виновного имущества, полученного в результате совершения правонарушения, восстановления отношений собственности и нормальной экономической деятельности, устранения экономических основ терроризма и организованной преступности, изъятия орудий и иных средств совершения преступлений, обеспечения возмещения ущерба, причиненного преступлением.
В случаях, предусмотренных разделом 15 УПК РК, конфискация имущества может применяться по решению суда, как мера уголовно-правового воздействия.
Таким образом, из нормы данного закона следует, что в случае установления судом, что имущество было продано, использовано, то подлежит конфискации денежная сумма, которая соответствует стоимости данного предмета.
Законодатель четко не указал о необходимости в уголовном деле актов ревизий, оценки специалистов, наличия соответствующих экспертиз, на основании которых суду необходимо определить стоимость имущества, подлежащего конфискации, поскольку конфисковать определенные предметы невозможно вследствие их использования или продажи при вынесении судом решения, а лишь ссылаясь на статью 113 УПК в досудебном производстве о конфискации, доказыванию подлежит следующее:
— принадлежность имущества подозреваемому, обвиняемому или третьему лицу;
— связь имущества с преступлением, являющимся основанием для применения конфискации;
-обстоятельства приобретения имущества третьим лицом, либо дающие основание полагать, что имущество приобретено в результате правонарушения.
В случае установления обстоятельств, свидетельствующих о сокрытии подозреваемым, обвиняемым имущества путем его переоформления на других лиц, лицо, осуществляющее досудебное расследование, обращается к прокурору с ходатайством о решении вопроса об обращении в суд в интересах государства или потерпевших по уголовному делу с иском о признании недействительными сделок (купли-продажи, дарения, передачи в аренду, доверительное управление и других) в порядке гражданского судопроизводства.
Наша страница в Фейсбук! Подпишись!
Признав, что в производстве о конфискации собраны достаточные доказательства того, что имущество получено незаконным путем, лицо, осуществляющее досудебное расследование, составляет заключение.
Прокурор, рассмотрев заключение, обращается с ходатайством о конфискации в суд, которому подсудно уголовное дело о преступлении, расследуемое органом уголовного преследования.
Суд по результатам рассмотрения ходатайства о конфискации выносит постановление, при вынесении которого судом разрешаются следующие вопросы:
— связано ли имущество подозреваемого, обвиняемого с преступлением, являющимся основанием для конфискации, в случаях, предусмотренных статьей 48 УК РК;
— приобретено ли имущество третьего лица способом, предусмотренным статьей 48 УК РК;
— подлежит ли применению конфискация, и к какой части имущества она должна быть применена;
— как поступить с арестованным или изъятым имуществом, в отношении которого не применяется конфискация;
— каков размер расходов на производство о конфискации, и на кого они возлагаются.
Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан «О некоторых вопросах назначения уголовного наказания» дает следующее разъяснение — не подлежат конфискации:
— имущество, необходимое осужденному или лицам, находящимся на его иждивении, согласно перечню, предусмотренному уголовно-исполнительным законодательством;
— деньги и иное имущество, легализованные в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об амнистии граждан Республики Казахстан, оралманов и лиц, имеющих вид на жительство в Республике Казахстан, в связи с легализацией ими имущества», в случае, если они получены в результате совершения уголовного правонарушения, по которому этим же Законом предусмотрено освобождение от уголовной ответственности.
Положения пункта второго части пятой статьи 48 УК не применяются к вступившим по состоянию на 1 сентября 2014 года в законную силу судебным актам, а также не распространяются на легализованные имущество и деньги, которые не подлежали легализации.
При этом при конфискации имущества государство не отвечает по долгам и обязательствам осужденного, если они возникли после принятия органами дознания, следственно-прокурорскими, судебными органами мер по сохранению этого имущества и притом без согласия этих органов. В отношении претензий, подлежащих удовлетворению за счет конфискованного имущества, государство отвечает лишь в пределах актива, причем в отношении очередности удовлетворения претензий соблюдаются правила, установленные гражданским процессуальным законодательством.
В зарубежных странах институт конфискации имущества применяется длительное время, поэтому изучение зарубежного института применения конфискации имущества может помочь в применении его в Казахстане.
В законодательстве и практике США, Канады, Соединенного Королевства и других стран получила поддержку идея о необходимости все более широкого применения конфискации inrem, которая по сравнению с требованиями уголовного судопроизводства не столь «требовательна» (согласно концепции inrem, подозреваемый обязан доказывать в рамках судебного процесса, что его имущество нажито законным путем).
Вопросы касаемо конфискации имущества в зарубежных странах регулируются не только нормами уголовного, но и гражданского законодательства, особенно в тех странах, где конфискация применяется вне уголовного судопроизводства (Болгария, Великобритания, Ирландия, Словения, Словакия и др.).
Одной из актуальных проблем конфискации имущества в доход государства является то, что прокурорам требуется доказать, что конкретный объект собственности обвиняемого имеет отношение к преступлению, за которое его судят.
Конфискованное имущество осуждённых в Казахстане сейчас состоит из имущества, которое имеет отношение к совершённому ими преступлению.
В перечень вопросов, изучение которых относится к компетенции прокуроров, включено рассмотрение вопроса о том, имеет ли отношение к преступлению имущество, являющееся основанием для предполагаемой конфискации. При вынесении решения в судебной совещательной комнате судом решается вопрос доказанности, подлежит ли конфискации имущество. Вместе с тем, при назначении судом наказания в виде конфискации имущества, предусматривается указание в приговоре, какое именно имущество подлежит конфискации.
А также ранее в Министерстве финансов сообщали, что в Казахстане может появиться Фонд конфискованного имущества. Это нововведение предусматривается в концепции проекта закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». По мнению ведомства, этот фонд является механизмом, который позволит компетентным органам эффективно управлять и при необходимости распоряжаться имуществом, которое было заморожено или изъято, или конфисковано.
Министерство финансов РК намерено урегулировать процесс возврата конфискованного имущества граждан Казахстана, задержанных или осуждённых за границей. «Этот вопрос (возврат конфискованного за границей имущества) сейчас не урегулирован. Например, оказались преступники, наложен арест, имущество конфисковали, а кто должен владеть? Наша страна или другая? Или также по отношению к гражданину другой страны у нас. Эти вопросы мы должны в двустороннем соглашении отрабатывать, кому какая доля отойдёт», — об этом сообщалось председателем Комитета по финансовому мониторингу Министерства финансов РК.
При решении вопроса о конфискации имущества, в том числе оформленного на третьих лиц, суды в обязательном порядке должны проверять доказательства, которые обосновывают происхождение этого имущества и средств, на которые оно приобретено. При установлении, что имущество и денежные средства не добыты преступным путем, суд обязан возвратить имущество владельцам.
Таким образом, теперь для повышения эффективности применения конфискации органам уголовного преследования предлагается необходимость указывать конкретное имущество, подлежащее изъятию в счет конфискации или возмещения ущерба, а также доказать происхождение имущества, добытого преступным путем, а прокурора — проверять эти сведения. Суд также примет решение о наличии или отсутствии доказательства конфискации имущества в совещательной комнате. Кроме того, при вынесении решения о конфискации имущества предусматривается указание, какое именно имущество подлежит конфискации.