В рубрике «О судьбах людских…» сегодняшнего номера газеты хочу поделиться воспоминаниями о некоторых фактах биографии прославленного акына Кокена Шакеева, рассказать о его творческом пути. В этом году исполняется 100 лет со дня рождения народного акына и поэтому в преддверии празднования 200-летия родного Кокшетау об этой легендарной личности следует говорить, писать в печатных и электронных СМИ, доводить информацию до молодого поколения.
В прошедшую среду, 24-го января текущего года, сотрудниками Красноярской городской модельной библиотеки было организовано мероприятие «Өз дәурінің перзенті», посвященное памяти К.Шакеева, в котором приняли участие известный акын, директор Акмолинского областного историко-краеведческого музея Құдайберлі Мырзабек, председатель совета ветеранов города Кокшетау Шияп Алиев, руководитель отдела культуры и развития языков, физической культуры и спорта города Кокшетау Күнім Уразбаева, журналист-педагог, поэтесса Бахыт Тасова, родственники покойного акына, в числе которых его младшая дочь Зайра Шакеева.
Была организована книжная выставка, посвященная творческому и жизненному пути акына, а своими запоминающимися выступлениями всех собравшихся в этот день порадовали воспитанник школы юных акынов имени Кокена Шакеева Берденбек Мырзат, солистки вокальной группы «Ақ әжелер» Дома культуры «Кокше» села Красный Яр, учитель английского языка средней школы №8 г.Кокшетау Луар Аубакиров, виртуозно исполнивший күй А.Жилдебаева «Ерке сылқым». Модератором вечера памяти известного акына выступил руководитель Кокшетауской городской информационно-библиотечной системы Серик Жетпискалиев. Данное мероприятие стало одним из первых в череде запланированных мероприятий, посвященных празднованию 100-летия со дня рождения К.Шакеева в течение всего года. Одним из запоминающихся мероприятий текущего года станет международный айтыс, посвященный юбилейной дате акына.
В семейном архиве Шакеевых хранится автобиография акына, которую он написал собственноручно: «Я, Шакеев Кокен Шакеевич, родился 16 марта 1924 года в селе Сары-Адыр Рузаевского района в семье крестьянина-бедняка Даулетбаева Шакея. Нас было 6 братьев и 2 сестры. В 1932 году пошел в школу, окончив 9 классов, стал работать в колхозе, т.к. родители были в преклонном возрасте, а братья все ушли на фронт, за старшего в семье остался я. В феврале 1943 года призвали в армию. Имею правительственные награды: «За отвагу», «За боевые заслуги», медаль «За победу над Германией». После демобилизации из армии в 1947 году вернулся в родной аул Сары-Адыр, где работал счетоводом колхоза до декабря 1950 года, с 1950 года – главным бухгалтером Рузаевского райздравотдела до 1967 года. С 1969 года – старшим экономистом-ревизором Кокчетавского райсельхозуправления. Имею 6 детей. Жена – Шакеева Дарижан Рамазановна – пенсионерка, 1929 года рождения. Айтыс – это мое увлечение, которое стало вторым призванием. Петь я начал с 10 лет, наставником стала моя мама Ажар. Не раз в наш аул приезжал народный акын республики Шакен Отызбаев. Слушая песни в его исполнении и песни матери, я увлекся народным айтысом, эпосом. Выучил поэмы о батырах, легенды, старался пропагандировать и собирать казахский эпос. Принимал участие в республиканских и областных айтысах. Акын в моем представлении – это не просто певец, умеющий выдать экспромтом шутливые строчки, поддеть соперника, победить его своим талантом и мастерством – это глашатай нового, достойный сын земли своей. Акын не имеет права говорить понаслышке, нужно увидеть, о чем поешь, собственными глазами. Тогда это будет нужная людям песня».
Любовь к музыке с детских лет ему привила мама Ажар, чье имя было известно далеко за пределами аула. Ее знали как народного акына. Песни, что слагала мать сама, придавали ему уверенность в том, что акыном можно стать, лишь впитав мудрость, поэтичность красоту искрометного слова.
Старший сына Кокена Шакеева Еркен с ностальгией вспоминает моменты знакомства и дружбы его отца с Героем Социалистического Труда Баяном Жангаловым, который благословил его в большой айтыс.
Однажды Кокчетавскую область посетила делегация журналистов из соседней Северо-Казахстанской области во главе с Ильясом Омаровым. Вскоре появилась их критическая статья в областных газетах о том, что они не встретили на земле Кокшетау последователей славных акынов Акан серэ, Биржан сала, никого из продолжателей импровизаторского искусства казахов. В то время по выступлениям журналистов следовало обязательно принимать меры, да и заголовок статьи был выбран тенденциозный, в переводе означающий с образной народной пословицы: «Где валялись кони, разве не остается их шерсть?». Прочитав эту статью, Баян Жангалович (в то время председатель райисполкома – прим.автора) тут же набирает по телефону редактора районной газеты Утеева Ауеза Кобеновича с вопросом: «Читал ли ты статью и что можно предпринять в ответ на нее? Есть ли вообще в районе люди, владеющие этим древним искусством?» Последовал ответ: «Да, есть, причем очень талантливый ученик народного акына Шакена Отызбаева. Зовут его Кокен, он является уроженцем аула Сары-Адыр, что в семи километрах от Рузаевки, работает главным бухгалтером в районной больнице». Баян Жангалович попросил приехать, захватив с собой домбру. С присущей ему основательностью Баян Жангалович при встрече расспросил его, как принято, обо всем, потом спросил акын ли он. Кокен Шакеев ответил утвердительно, что так называют его в народе, несмотря на молодой возраст, хотя он успел побывать и на фронте. Тогда Баян Жангалович, сам бывший фронтовик, прочитал свои стихи и сказал: «А теперь покажи, что ты умеешь». Кокен Шакеев, взяв в руки домбру, ударился в импровизацию. Баян Жангалович увидел в нем большой талант и с его легкой руки Кокен Шакеев ступил на стезю импровизаторского искусства за честь района, позже стал выступать на областных состязаниях — айтысах акынов. Впоследствии стал народным акыном Казахстана, первым президентом Союза акынов и жырши республики
Запомнилось воспоминание об отце средней дочери Майры: «Папа неоднократно принимал участие в республиканских айтысах. Так, в 1969 году на айтысе, посвященном 100-летию со дня рождения В.И.Ленина и 50-летию образования КазССР он состязался с Калиханом Алтынбаевым из Семипалатинска, а в 1972 году на айтысе в честь 125-летия со дня рождения Джамбула Джабаева — в импровизированном пении с талдыкурганским акыном Абикеном Сарыбаевым, причем во всех областных и республиканских айтысах он всегда занимал призовые места. В 1972 году он стал гостем телепередачи «Сельский час» Центрального телевидения, посвященной целинникам Казахстана, а в 1980 году уже участвовал в новогодней передаче «Кеш жарық!» республиканского телевидения. Мой папа в своих песнях славил нашу многонациональную родину, дружбу народов, трудовые успехи земляков. Своим творчеством он нес радость людям, вел большую работу по пропаганде казахской фольклорной музыки. Неслучайно в марте 1981 года Указом Президиума Верховного Совета СССР он был награжден орденом Дружбы народов».
Поистине неутомимым собирателем россыпей словесного золота является Кокен Шакеев. Около тысячи строк из произведений народного акына Шакена Отызбаева, любовно записанные и мастерски исполняемые Кокеном – неоценимый вклад в казахскую фольклористику…
— такие слова прозвучали в адрес Кокена Шакеева на научно-творческой конференции фольклористов в южной столице. Именно от старейшего акына Шакена Отызбаева, нередко приезжавшего в их края, он впервые услышал большие эпические произведения – хисса, дастаны, знал наизусть многие произведения казахского эпоса. Не расстававшийся с домброй с 10-летнего возраста, акын выучил поэмы о батырах, легенды, среди которых сказания о Кара керее Кабанбае, Богембае Канжыгалы, знал знаменитые айтысы известных акынов.
Творческий путь акына начался в период Великой отечественной войны, когда будучи 16-летним пареньком (по документам – 18-летний, поскольку после получения двух похоронок от братьев он прибавил два года, чтобы попасть на фронт), он в составе 2-го украинского фронта под аккомпанемент неразлучной домбры, сочиняя свои первые стихи, призывал солдат, земляков-казахов к борьбе с фашизмом, к подвигу во имя родины. Полного расцвета его талант достиг в 60-70-ые годы. Он является поэтом, автором мелодий к своим стихам. Но наибольшее выражение его творчества проявилось в акынском искусстве свободной импровизации (суырып салма) и жырши-сказительстве.
Кокен Шакеев принял участие в более, чем 210 айтысах, в каждом из которых занимал призовые места. По мнению знатоков акынского искусства, победы акына К.Шакеева на айтысах различного масштаба складывались из меткости и остроты мышления, из сочности и яркости поэтического языка акына.
Нам представляется, что айтыс — это наиболее благодатная область приложения таланта Шакеева. Поэтому интересно было бы развить этот раздел его творчества, определяя основные принципы его искусства айтыса, предпосылки и средства, способы и приемы, психологический, эмоциональный настрой, технику
— таков вывод профессора Г.Бисеновой.
Человек открытой и доброй души, народный акын Кокен Шакеев ушел из жизни в декабре 1999 года. Но сегодня его благородное дело продолжает жить в творчестве его многочисленных учеников, среди которых известные Құдайберлі Мырзабек, Арман Бердалин, Мухаммед Конкаев. К слову, М.Конкаев, позже С.Жетпискалиев продолжают готовить юных айтыскеров в школе молодых акынов имени К.Шакеева, которая была создана еще при жизни акына. О Кокене Шакееве написано немало книг и брошюр.
В многодетной семье Кокена и Дарижан Шакеевых все дети талантливы по своему, у всех есть музыкальный слух. По воспоминаниям дочери Зайры, в 1973 году семейный ансамбль Шакеевых успешно выступал на областном смотре.
В семейном ансамбле мой отец играл на мандолине и домбре, старший брат Еркен – на бас гитаре, Ербол — на соло гитаре, маленький Еркеш — на баяне. Еркену также были подвластны домбра, саксафон, труба, а братишка Еркеш, посетив всего 2-3 занятия по классу баяна, уже виртуозно играл на нем. На саксафоне Еркеш научился сам, когда Еркен уходил, он тайком брал саксофон, ая собирала быстро соседских детей. Мы взбирались на крышу сарая и в течении двух часов все соседи наслаждались концертом Еркеша до прихода брата Еркена с тренировок по боксу. Нам надо было еще успеть «замести следы» — протереть саксофон и положить на место, чтоб Еркен ни о чем не догадался. В этом я «помогала» Еркешу. А еще за звонкий голосок девятилетнего Еркеша, который звенел с «народной сцены»- крыши на всю округу, соседка Маруся прозвала его «Колокольчиком». Позже братишка закончил Тимирязевскую академию в Москве с красным дипломом, однако, в жизни избрал творческий путь, став известным композитором, поэтом-песенником, автором-исполнителем, пройдя непростой путь от бардовских песен и хитов эстрады до неоклассики
— делится Зайра Шакеева.
Помимо родных детей Кокен и Дарижан Шакеевы также воспитали племянника отца Совета Баймаганбетова и внучатого племянника Маралбека Шакеева. Родители дали им высшее образование, а самое главное, большую путевку в жизнь.
Сегодня в школе-гимназии №3 села Красный Яр функционирует музей народному акыну, Первому Президенту акынов и жырши Казахстана Кокену Шакееву. В данном учебном заведении обучается более 800 школьников, и если каждый из них, придя в музей, больше узнает о творчестве акына-земляка, то я уверена, что они обязательно станут духовно чище и богаче, а в сердцах земляков будет призывно звучать голос его домбры и литься широкая песня родной степи!
Однажды экспромтом у меня родились строчки посвящения народному акыну, которые благодаря таланту местных музыкантов-композиторов Сагбая Аубакирова и Анастасии Ператинской (Романовой) легли на музыку, родилась песня – наш духовный подарок подрастающему поколению.
***
Народ силён корнями всех традиций,
Идущих сквозь далёкие века,
А мне порой айтыс словесный снится,
Где сам Көкен Шакеев дал бата!
Такой талант акына дан лишь Богом,
Воспеть домброй — не каждому дано.
Он плакать заставлял правдивым словом
И радоваться жизни заодно!
Акын, поэт, импровизатор слова.
Көкен аға прошёл тернистый путь.
Его всегда с любовью ждали дома
С войны, с поездок – в этом жизни суть!
Суть жизни – оставаться Человеком
Неравнодушным, честным и прямым,
Оставив в ярком горизонте века
Свой труд, талант, любовь к земле, родным!
Воспел он несравненный Кокшетау,
Родной очаг и красоту холмов.
«Как дедушка Көкен акыном стану!»-
Сбылась мечта у многих пацанов.
Открыта школа юного акына,
Где властвуют и слово, и домбра.
Где радуют таланты дочки, сына,
Где исполняется заветная мечта!
Талант акына детям передался,
Звезда Еркеша освещает путь.
Отцовский образ в памяти остался,
И гордость наполняет мою грудь!
Духовность подарил нам в грешном мире,
Где деньгам отдают сейчас почёт.
Он научил любить мудрее, шире.
Мы верим – время лучшее придёт!
Песенный вариант стихотворения:
1 куплет:
Народ силён корнями всех традиций,
Идущих сквозь далёкие века.
А мне порой айтыс словесный снится,
Где сам Көкен Шакеев дал бата!
Такой талант акына дан лишь Богом,
Воспеть домброй — не каждому дано.
Он плакать заставлял правдивым словом
И радоваться жизни заодно!
Припев:
Он в памяти останется навек
Души большой великий Человек!
Звенит в айтысе светлая душа,
Нам дарит веру в лучшие года!
2 куплет:
Акын, поэт, импровизатор слова.
Көкен аға прошёл тернистый путь.
Его всегда с любовью ждали дома
С войны, с поездок – в этом жизни суть!
Суть жизни – оставаться Человеком
Неравнодушным, честным и прямым,
Оставив в ярком горизонте века
Свой труд, талант, любовь к земле, родным!