«Дорога – это инженерное сооружение, рядом с которым движется автомобильный транспорт». Эта грустная шутка по поводу хронически плачевного состояния наших дорог в последнее время, похоже, постепенно теряет свою актуальность и перестает отражать неприглядную действительность наших инженерных коммуникаций. Конечно, острых проблем и бездорожья, особенно в глубинке и на окраинах Кокшетау, еще остается немало, но несомненно то, что ситуация с каждым годом улучшается с нарастающей тенденцией.
Это видно на примере областного центра, в котором в последние годы темпы дорожного строительства радуют горожан. И, если в прежнее время они выражали свое недовольство тем, что дорожники «из года в год утюжат своими катками одни и те же центральные улицы Кокшетау», то сегодня просто приятно посмотреть и проехаться по улицам частного сектора, на которых еще два-три года назад царили непроходимое бездорожье в виде непролазных луж и колдобин. Теперь на них есть аккуратные арыки, а асфальтированному покрытию здешних дорог могут позавидовать жители новых микрорайонов областного центра, живущие в благоустроенных домах.
На недавнем совещании аппаратном совещании акима области были рассмотрены вопросы состояния дорог в регионе. На нем и.о. руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Арсен Жангасканов информировал собравшихся о реализации поэтапного плана ремонта автомобильных дорог областного и районного значения на ближайшие 5 лет.
Так, согласно этому плану у местной власти есть намерение отремонтировать 411,2 км дорог местного значения и улично-дорожной сети, в т.ч. проведение строительства и реконструкции 58,5 км, капитальный ремонт 34 км, средний ремонт 252 км, текущий ремонт – 66 км, а также ремонт 96 водопропускных сооружений. На эти цели выделено 20 млрд тенге по программам «Ауыл-Ел бесігі», «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры окраин города Нур-Султан», «Комплексный план социально-экономического развития населенных пунктов, прилегающих к городу Нур-Султан», а также «Форум межрегионального сотрудничества Казахстана и России в Кокшетау».
Но, если в самом Кокшетау налицо благоприятные перемены и перспективы в плане состояния дорог, то этого не скажешь о его окраинах. В частности, по отзывам жителей пригородного поселка Бирлик, что находится на северо-восточной окраине областного центра, который нынче отмечает свой 25-летний юбилей. Здесь на улице Коктем, которая была одной из первых в этом микрорайоне, проживает семья Зарлыка и АлмагульМукашевых, считающихся местными старожилами.
Сегодня Бирлик можно поделить на два поселка – старый и новый. Властями города многое делается для его развития, но без проблем, конечно, не обходится. На нашей улице, в частности, одна из главных «головных болей» – это разбитые не асфальтированные дороги, отсутствие уличного освещения и порядком обветшавший за четверть века водопровод. На нем регулярно случаются порывы труб, после устранения которых ремонтные бригады оставляют ямы и колдобины на улицах, а их в поселке без того хватает…
— говорит З.Мукашев.
В свое время инициативная группа местных жителей, в которую вошли семьи Мукашевых, Айтжановых, Байда, Сафоновых и Полкопиных обращались с письмами в областной акимат и другие инстанции, жалуясь на то, что наболевшие проблемы поселка Бирлик не решаются. В их числе и проблемы здешнего бездорожья.
Жалуется на них также и семьяАргумбаевых, проживающая в новой части поселка на улице Курайлы.
Мы переехали сюда из с.БостандыкАкжарского района СКО. Все время, что мы здесь проживаем, нас угнетает здешнее бездорожье. Весной и осенью я езжу на работу в город в резиновых сапогах. В первое время жильцы нашей улицы наняли технику и уложили щебенку на дорогу, но это не решение проблемы. Конечно, решить ее в короткое время невозможно, но все же хотелось бы, чтобы дороги у нас были, как в городе…
— говорит глава семьи Амангельды Жанбырбаевич.
А тем временем поселок неуклонно разрастается, здесь растет постоянно численность населения. Городские власти распределили 145 участков под индивидуальное строительство жилья, тут проводятся коммуникации для тепло-, водо- и электроснабжения. Бирлик активно застраивается, здесь в недалеком будущем будут построены школы и детсады, вся необходимая инфраструктура и в перспективе он окажется в центре Кокшетау. В настоящее время разработан проект по строительству магистральных сетей теплоснабжения с увеличенным диаметром труб для этого микрорайона. А этим объясняется то, что работы по благоустройству улиц, асфальтированию дорог и тротуаров в Бирлике не ведутся до тех пор, пока он окончательно не сформируется, ведь большегрузные машины могут привести в негодность здешние дороги.
А пока здесь заасфальтирована центральные улицы, проложен тротуар к школе, производится отсыпка улиц пескогранитной смесью, которые будут заасфальтированы.
Сегодня, увы, руки местной власти не дотягиваются до городских окраин. Но при этом следует отметить, что сегодня, в частности, хорошими темпами в Кокшетау растет и развивается новый микрорайон «Сары-Арка», находящийся на восточной окраине областного центра, где дороги и тротуары не вызывают особых нареканий со стороны местных жителей.
А вот о дорожных проблемах другой окраины города – поселка Застанционный рассказала его жительница, продавец одного из кокшетауских магазинов Роза Калиева.
Наш поселок в просторечье давно именуется горожанами Шанхаем за то, что находится на окраине Кокшетау. А поскольку я работаю в городе, то постоянно езжу туда на маршрутном автобусе вместе со своими соседями. Так вот уже долгое время нас волнует состояние моста через железнодорожные пути станции Кокшетау, по которому весь автотранспорт направляется в город и обратно. Дело в том, что на этом мосту, который в народе называют «горбатым» в последние годы образовались трещины с дырами, которые внушают нам небезосновательные опасения. А вдруг эти трещины расширятся, что-то там под ними не выдержит тяжести машин, и он, — не дай Бог, — обвалится! Ведь по нему денно и нощно в большом количестве ездят не только легковые авто, но и большегрузные тяжеловесные самосвалы. Мы не раз обращались с тревожными сигналами к местным властям в различные инстанции, но без особого успеха. В моем понимании этот мост требует основательного ремонта, а не латания рабочими дыр на нем, которые пугают нас своими просветами в дорожном покрытии моста. А проблем с дорогами у нас в Застанционном у нас хватает, несмотря на то, что плохих дорог стало меньше, все же основательного ремонта сегодня требуют улицы СМП, Иконникова, Станиславского, Матросова, Лермонтова и Чернышевского.
— говорит она.
Не все благополучно в Кокшетау в этом плане и на другой его окраине – пригородном селе Красный Яр. Здесь в нормальном состоянии находятся центральные улицы, по которым курсирует маршрутный автобус №12, доставляющий его жителей в областной центр и обратно. Но хватает и таких улиц, на которых водители автомобилей, объезжая дыры и колдобины, жалуются на то, что вынуждены после езды на них регулярно отправлять их на ремонт в СТО. В частности, по словам здешних жителей, к их числу можно отнести дороги на улицах Новоселов, Абылай-хана, Жидек, Абая и др. А между тем в областном центре есть еще более отдаленные окраины в лице поселков Чайкино и Кокшетау-2…
Наша страница в Фейсбук! Подпишись!
Дорожных проблем сегодня достаточно в других населенных пунктах региона. По работе мне часто приходилось ездить в Бурабайский район, где всегда удручало бездорожье на улицах его административного центра – Щучинска, хотя позитивные изменения последних лет тут налицо. Однако здесь, по словам горожан, многие дороги кроме двух центральных автотрасс в настоящее время находятся в плохом состоянии, а в числе наиболее проблемных они называют улицы Энергетиков, Боровская, Набережная и Пролетарская.
Что же касается дорог, соединяющих населенные пункты области, то в числе проблемных в районах можно назвать автотрассы между селами Астраханка и Макинка, Кийма и Алгабас, Нуресиль и Жанажайнак, Акмол и Шалкар, от города Державинска до села Тассуат и другие.
Так и ездим по ямам и колдобинам. И остается только ждать и надеяться.