Говоря откровенно, меня на эти публикации никто не приглашал, не просил, и, тем более, не обязывал. Это не история края, а, всего-навсего, её отдельные отрывки, невольно вырванные из текста книги, которыми решил поделиться с читателями, по велению собственной интуиции и совести. Чтобы было это вам ещё понятней, с гордостью похвастаюсь: я увлёкся, и по собственному желанию и интересу всю жизнь занимаюсь сбором и изучением истории родного края и Кокшетау. А тут поспевало 200-летие нашего города. И я, опять же, по собственному желанию, решил написать его двухсотлетнюю историю. Да и материала для этого было больше чем достаточно. Не медля, приступил к делу.
Много времени на это ушло. Но рукопись появилась. Я её сдал в издательство. А там, проведя её вёрстку, художественное оформление, техническое редактирование и, прочие в таких случаях издательские процедуры, да оценив её выпуск, мне предоставили счёт на оплату. Я глянул в него, и потемнело в глазах. Я отродясь не имел таких денег. Только и оставалось, как я понял, рукопись изрядно сокращать. А это, для автора равносильно, что резать по живому собственное тело. Но деваться было некуда. Сократил. Но выбрасывать выпавшие исторические факты, страницы и целые разделы жалко. Ведь я их собирал для читателей, скажу честно, там, куда теперь нашим исследователям доступ наглухо закрыт. Или может обойтись немалой копеечкой. И в этом случае, чтобы всё, вынужденно отсеянное, не выбрасывать, я решил поделиться с теми, кто в таком материале нуждается. А таких, любопытно-исковых людей у нас немало. Возможно, они как раз и воспользуются такими материалами и применят их в своих творческих или научных работах. Право они, такие забытые исторических страницы, заслуживают того, чтобы продолжить их службу, где-то их применить и дать им дальше «жить». Это ещё будет дополнением издаваемой книги, которая в ближайшее время увидит свет. Эта часть рукописи, вынужденно изъятая из книги – воспоминание, добавление и сопоставление прошлого и настоящего, то, что каким-то образом было упущено, или, по незнанию, когда-то не было автором включено в бывшую книгу об истории нашего города – «Рассказы о Кокчетаве». Да и времени после выхода той первой книги о нашем городе прошло более чем достаточно — десятилетия.
Конечно, в этот период не приходилось сидеть на завалинке. Характер и любопытство постоянно звали в дорогу, на поиски. И они не проходили безрезультатно, всегда приносили пользу. Такой результат выражается в находках ранее не известных событий, имён, фактов, дат прошлого. А они, эти события, факты, как отзвук, отголосок так милы сердцу и душе нашей из того, что было когда-то изучено, сделано, написано и сказано предыдущими поколениями для нас, будущих. И всё это долго хранилось в неизвестных тайниках разных хранилищ и архивов. Это чистый, незамутнённый взгляд в прошлое, давно минувших лет. Познакомившись со всем этим, ранее неведомым богатством, мне представилось, что будет непростительным, если его не вынести широкой аудитории моих любознательных милых читателей. Не зря же среди вас – любителей истории, бытует мнение — будто пелена спадает с глаз, когда человек прикасается к первоисточнику, и сам лично узнаёт много нового, а не пользуется чужими, зачастую весьма искажёнными слухами, а то и придуманными художественными фантазиями. Увы, такими художественными выдумками нынче часто пользуются и некоторые историки, принимая их и выдавая за историю края. Абсурд. Взамен этого, предлагаю отправиться в справедливый исторический, исключительно подтверждаемый историческими документами, путь!
Возможно, и повторюсь, но начну издалека – с самого начала колонизации степи. После подписания договора о вхождении Младшего жуза казахов в состав России, по линии разделяющей казахские орды и российское царство, на протяжении 720 вёрст были образованы российские крепости, форпосты и редуты.. Их связывала оборонительная линия. Её назвали «Горькая» потому, что на этом пути лежали исключительно горько-солёные озёра. Затем, в 1752 году, при реке Ишим, установили крепость, получившую название царевичей Петра и Павла, позже переименована в Петропавловск. В это время в России царствовал ПётрI. И его беспокоило то, что его империя не имела никаких ценных ископаемых богатств. Особенно императора волновало то, что богатая страна, не имела самых дорогих — ни золота, ни серебра. И царь, не мудрствуя лукаво, решил поискать такие драгоценности в стороне от России. Для этих целей, он распорядился отправить по Иртышу специальную экспедицию во главе с Бухгольцем.
Но послал его не по окраинам Российской империи, а решил царь поискать счастья за её пределами. И такая экспедиция на стругах ушла вверх по Иртышу на юг. Но, где-то, уже на юге степей, то ли Коканда или Бухары исследователям так поддали, что отряд потеряв немало стрельцов, вынужден был, во имя собственного спасения, вернуться. Возвратились они по Иртышу до места впадения в него реки Омки. И тут, в её устье, решили остановиться, спрятаться и отдохнуть, набраться сил, и на следующий год снова продолжить путь на юг. Так 1716 году Бухгольцем там была основана крепость, которую нарекли по имени речки — Омка. Руководитель экспедиции, создавал её с целью сокрытия отряда от преследования джунгарами. Так появился Омск. В 1718 году была основана Семипалатинская крепость. С этого времени дело колонизации степи стало для российского руководства делом первостепенной важности. В деле таких планов и мероприятий, с такой же целью, в 1824 году в казахской степи был основан Кокчетав. Как это всё происходило, детально рассказано в книге о нашем любимом городе.
Многое, из поведанного разными источниками, уже миновало. Но не меняется настрой и тяга у людей в отношении познания собственной истории и друг друга. В далёкие, прошлые времена в степи все видели и знали, что Россия куда надёжнее и добрее Цинского царства, Кокандского, Хивинского и Бухарского ханств, или какого-то, соседствовавшего, эмиратства. В России казахскую орду с её жителями ценили издревле, по-своему. Менялись русские цари, менялись в степи и ханы. На смену Хак-Назару, в ХVI веке, ханом казахов становится Тевеккель. Но в это время не потерялся дух, не заглох нрав номадов, поскольку покоя в степи по-прежнему не было. Потому тяга кочевников к миролюбивым русским людям ещё больше увеличивалась. Нападения ойратских феодалов (джунгар-калмык) на казахскую степь начались ещё в ХУ веке. В конце ХVI века, а точнее в 1582 году, в результате удачного похода на ойратов, часть их, после неудачных боёв с кочевниками, попала в зависимость от казахского ханства. И Тевеккель, являясь казахским ханом, объявляет себя и ханом части калмыков (ойратов). А для управления ими назначает туда своего брата Шах-Магомета.
Но, оставшиеся вне его влияния, ойраты усиливают натиск на казахскую степь. Не давал покоя краю и Сибирский хан Кучум. Он в самом начале своего господства в Сибири захватил и часть казахских земель. Хотя Сибирь тогда уже, по договорённости, считалась землями России. Кстати будет напомнить, что часть земель современной Акмолинской области тогда Кучум смог у степняков отнять силой оружия. Те и другие захватчики не успокаивались. Дело дошло до того, что казахи, а точнее хан Тевеккель в 1594 году, не выдерживая этого натиска, вынужден был отправить в Москву посольство, и обратиться за покровительством к Российскому царю Борису Годунову. В заклад гарантии нерушимости союза с Россией, хан отправил в Москву в качестве заложника своего сына. Вопрос был успешно решён. В марте 1595 года хану дали Жалованнаю Грамоту о приёме его с ордой в российское подданство, и гарантирована ему помощь «вогненным боем» — вооружением. Казахское ханство вместе с большой частью завоёванных калмык-джунгар, вошло в состав России и получило её покровительство. Воссоединение это преследовало ещё одну цель – совместными силами не только противостоять ойратам, и другим завоевателям, но и вместе повести борьбу против жадного, не успокаивающегося сибирского хана Кучума и его родственника — бухарского хана Абдаллаха, не дававшего покоя казахам на юге. Степь, как тисками сжималась с разных сторон. Россияне видели и понимали, что её, степь, как и кочевых соседей следовало защищать. И Россия была к тому готова.
Увы, это единство русских и казахов продержалось недолго. Вооружённые бухарцы хлынули на казахские земли и аулы. Хан Тевеккель, не имея такой большой силы, чтобы противостоять завоевателям, обратился за помощью к русским. Они не отказали. А, получив в поддержку многое, и, главным образом, пушки, и пищали, Тевеккель, со своим войском, смело пошёл на Бухару, не дававшей кочевникам покоя. Но в очередном бою хан, получил тяжёлое ранение, и его срочно доставили в Ташкентский госпиталь. Там его спасти не смогли, он вскоре умер. На смену Тевеккелю и его политики пришли люди других взглядов. Следом за этим стал рушиться и казахско-русский союз. Но интерес к здешнему степному, дружелюбному народу у россиян не был потерян. И уже в 1596 году царь Фёдор Иванович в Грамоте Сибирскому князю воеводе Григорию Долгорукому писал: «Как вам ся наша грамата придёт, а которыя будут бухарцы с товары или нагаи с лошадьми торговые люди учнут к вам приезжать, и вы б тем бухарцам и нагайцам торговым людям велели с нашими русскими людьми и с юртовскими и с ясашными татары на Тюмени торговать беспошлинно…И береженье к ним и ласку держали великую, и обиды б им насильства никакого не было, чтоб и впредь повадно со всякими товары приезжали».
Однако, несмотря на такие российские устремления и усилия, союз православия и мусульман, распался. Теперь трудно предположить то, как бы дела номадов тогда пошли дальше? Ведь как восточные, так и южные ханства, подстрекаемые имперскими амбициями Великобритании, (она тогда считалась величайшей и сильнейшей империей в мире) издавна зарившейся на Великую степь, не прекращали сюда свои набеги. Но вот подоспел 1731 год, снова ставший поворотной вехой в истории Казахстана. Ведь окрепшая Джунгария, да и южные ханства и эмиратства всё так же не давали покоя казахским улусам. Их вторжения в 1710, 1711, 1713, 1723 годах уносили много жизней здешнего народа, захватчики угоняли массами скот, уничтожали кочевников, их зимние стоянки (кстау). Ч.Валиханов назвал то ужасным временем в жизни казахского народа, а 1723 год – «Временем великого бедствия». Кочевники восточной и южной степи были покорены, а центральной и западной степи люди вынуждены массами откочёвывать на север и запад ближе к российской границе. Внешнеполитическая обстановка номадов в то время была так сложна и трудна, что перед ними встала альтернатива: присоединиться ли к России, и жить совместно, прогрессивно развиваться. Или быть под гнётом отсталых восточных соседей – Джунгарии, которая могла только консервировать прежние формы грабительской хозяйственной и политической жизни.
Исследователь П.Рычков, в дополнение о том времени, писал: «Абулхаир (хан Малой орды-В.Т.) претерпевал великие разорения и обиды, с одной стороны, от зюнгарских (джунгарских-В.Т.) калмыков, которые время от времени разными…городами завладели и непрестанно утесняли, а с другой стороны…башкирцы на их киргизские улусы непрестанно чинили набеги». Естественно, в таких, как тиски, образно выражаясь условиях, угнетаемый и разоряемый народ степи вынужден был искать защиту и спасение. Видя, как, в общем-то, неплохо издавна развивались отношения казахов с русскими, Хан Малой орды Абулхаир в 1731 году вошёл с ходатайством к царице Анне Иоановне о принятии его со своим народом в Российское покровительство. И вопрос был положительно решён. То был закономерный многовековой народный процесс. Он сыграл огромную роль в дальнейшем всестороннем развитии и защите, как Казахстана, так и России. Младший жуз, во главе с ханом Абулхаиром присягнул на верность России, тем самим произошло окончательное воссоединение целой орды с империей. И то желание сближения казахского и русского народов, как видите, не было случайностью.
(Продолжение следует)