Нынче исполняется 70 лет событиям, о которых я сегодня хочу рассказать. Но разве я мог тогда подумать, что это коснётся и меня. И я непосредственно столкнусь с их судьбами, а придёт время, и я буду вживую общаться с людьми, которые в своё время, потрясли мир своей несгибаемой силой воли, стойкостью, взаимовыручкой, терпением, мужеством и преданностью. Но, несмотря ни на что, они не будут сломлены. А, в итоге, окажутся отверженными и забытыми властями на своей Родине. Начну по порядку.
В конце 70-х годов ХХ века, когда я возглавлял областное управление туризма, звонят мне из республиканского министерства, и говорят, что меня утвердили руководителем круиза по Чёрному морю. Мне через 4 дня следует прибыть в порт Одессы и принять готовность судна к морскому путешествию. И я в назначенный день улетел. У причала порта на волнах покачивался огромный океанский лайнер «Россия», к которому меня подвели одесские хозяева тура, представили вахтенному. К вечеру меня познакомили с боцманом. К моему удивлению и счастью, он оказался моим земляком по месту моего рождения. Скоро лайнер заполнили наши путешественники, и мы отчалили, взяв курс на Севастополь.
Боцман меня пригласил в свою каюту. Разговорились, тем более что у него на столике стояла бутылка марочного коньяка и изысканная закуска. И, как-то в этой беседе, он вдруг проронил: «Гляжу по возрасту, ты должен помнить трагедию, происшедшую в море в 1954 году?». Но я ту трагедию, действительно, помнил только по скоро вышедшему кинофильму «ЧП». Краткая суть его такова: Тогда в Южно-Китайском море чанкайшисты захватили Советский танкер «Туапсе» который шёл со светильным керосином в дружественную нам страну Китай. Боцман это подтвердил, только добавил: «Так вот, капитаном того танкера был человек, который нынче является капитаном теплохода «Россия». Зовут его Виталий Аркадьевич Калинин. Но, слышь, земляк, я тебя умоляю, никому из туристов ты об этом не говори. Он уже человек пожилой, а люди, если узнают, они же ему прохода не будут давать».
Несмотря на предупреждение боцмана, его сообщение уже влезло в мою душу, и не давало покоя. Я мучился, как всё-таки сделать так, чтобы капитан встретился с нашими людьми. Ведь не часто случается встречаться с живой легендой. Двое суток я мучился в поисках подхода к капитану. Мы уже побывали в Севастополе, Ялте, взяли курс на другой порт, а я всё не нахожу подхода к Калинину. И где он находится, никто из экипажа вам не скажет. Боцман, видимо заметив моё смятение, пригласил меня на экскурсию по судну. Он много тогда рассказал из того, что я впервые там увидел и чем восхищался. Однако о месте нахождения капитана он ни разу так и не заикнулся. А я из его рассказа освоил: Только надводной частью корабль возвышается шестью палубами – примерно 5-этажный дом. Столько же его находится и под водой. Попробуй все обойти по неизвестным лабиринтам судна.
Но мне было особо интересно то, что корабль построен в Германии ещё до ВОВ, и служил морской дачей Адольфа Гитлера. Затем его переоборудовали в главный санаторий фашиста. А в годы Великой Отечественной войны он служил на Балтийском море в качестве госпиталя для немецких моряков, где одновременно могло лечиться до 2, 5 тысяч раненных гитлеровцев. Когда закончилась победоносная война, Советский Союз получил это судно в качестве репарации. Советские специалисты его переоборудовали, и, естественно, переименовали и даже перекрасили в белоснежный цвет. Теперь корабль был способен брать на борт до тысячи человек, 600 легковушек, и ходить автономно по морям до полгода, не заходя в порты.
Каюта, в которой когда-то Адольф Гитлер и Ева Браун проводили время, была представлена под штаб круиза. Меня поразил интерьер помещения, который никогда не менялся. А не меняли его потому, что, к примеру, вся мебель там была из цветного дерева и дуба, да прикована к полу. Это было сделано для того, чтобы во время качки никаких движений в этом помещении не наблюдалось. К тому же, в каюте всё было в отличном состоянии при отменном виде. Так что мне пришлось неоднократно сидеть за столом на месте Гитлера, И даже поспать в его кровати. Помню, после напряжённого дня, я завалился в постель, и быстро заснул. А когда проснулся, меня посетила странная мысль: Лежу и думаю, вот бы появился согнутый и униженный Адольф, оккупировавший чуть ли ни всю Европу. А я, сын рядового советского пехотинца, загнавшего фанатика на тот свет, занял его место, которого ему уже никогда не видать и не ощущать. Что я, гражданин победившей страны гитлеризм, раскинувшись в полный рост на широченной дубовой кровати с белоснежной постелью, сказал бы ему в этот момент? И что подумал бы он, видя одного из тех немногих оставшихся в живых беззащитных детей, которых по его воле оккупанты убивали, сжигали, вешали, бросали живьём в шахты, крематорий и проруби? Думаю, увидев такую сцену моей идиллии, фюрер, не выдержав такого унижения, ещё раз отравился бы, как это он сделал при приближении Советских войск к Берлину.
На самом деле, находясь даже в состоянии своих несбыточных фантазий, меня всё не оставляла мысль о встрече с капитаном. И вот тот же боцман вольно или невольно навёл меня на хорошую мысль. Он рассказал мне, что на этом корабле они побывали во всех морских странах мира. И тут меня осенила идея: Поскольку говорить о захвате танкера «Туапсе» не приходилось, то было табу, я решил пробраться к В.Калинину с целью, чтобы он рассказал нашим туристам о странах, где приходилось бывать. Когда ещё может представиться такая счастливая возможность? То есть, встретиться отдыхающим с самой морской легендой? И я, воспарив духом, ринулся вперёд…
Правдами и неправдами мне удалось выяснить, что капитанская каюта находится на самом верху корабля, почти на его шпиле. Добравшись, наконец, до желаемой точки, я постучал в дверь, ещё ясно не понимая, с чего начать разговор? Меня встретил высокий, стройный, седой, со многими морщинами на лице, человек. Поздоровавшись рукопожатиями, я представился. Виталий Аркадьевич предложил сесть на диван. И тут же, почти возмущённо, произнёс: «Ну, предатели! Они не могут жить, если меня не выдадут. Интересно бы знать, кто это так со мной предательски поступил?».
Я, прикинувшись наивным, а, возможно таким и был, как будто, не понимая, о чём идёт речь, тут же поспешил изложить свою версию появления в капитанской рубке. И заговорил о том, что лайнер представляется интересным, большим, следовательно, вероятно, ходил в дальние походы. И туристам было бы очень интересно об этом послушать. Тем более, что все мы люди исключительно степные, почти все впервые увидели настоящее море. В.Калинин стал мягче. И я тут же снова начал наступать: «Считаю, лучшим вариантом было бы, если бы вы, Виталий Аркадьевич выкроили время и экипажем встретились с туристами. Ведь такие путешествия, да ещё и на таком лайнере – это же редчайшая для нас счастливая случайность». Увы, мне договориться не удалось. Капитан только проронил: «Семьдесят лет, молодой человек, это не шутка. Из них я 52 года нахожусь в море». Потерпев фиаско, всё же ни с чем уходить не хотелось. Но тут началась качка. Меня начало подташнивать. Калинин ухмыльнулся, подал руку, сказал: «Не волнуйтесь, это тут наверху так качает, там ниже всё придёт к вам в норму». И я, упираясь о стенки, ушёл. Конечно, переживал, что ничего у меня не вышло со встречей Калинина с пассажирами лайнера. Ходил, как сам не свой.
И, о, чудо! Спустя два дня помощник капитана сообщил мне, что Виталий Аркадьевич может встретиться с туристами. Только нужно назначить время между переходами от одного порта к другому. Глянув в программу путешествия, я понял, что таким переход будет отрезок до Батуми между обедом и ужином. Согласовал с руководством теплохода. Времени больше чем достаточно. О предстоящей встрече, службы лайнера передали по местному радио. На палубах начался ажиотаж.
В назначенное время, когда все мы разместились в кают- компании, появился капитан, в парадной форме, с генеральской выправкой и походкой, при орденах и медалях. Его сопровождал весь руководящий штаб теплохода. Без всяких раскачек и предисловий, В.Калинин начал свой рассказ. Рассказывал он чётко, ясно, интересно, но всё о походах по разным морям, океанам и странам. Побывали они уже в Австралии, Аргентине и даже на Антарктиде.
Но мне всё не давало покоя желание услышать живые слова о приключениях с танкером «Туапсе», где главная роль отводилась ему, капитану того судна. Ведь многие туристы были моего возраста, и помнили о том происшествие из прессы. А в прессе рассказывалось далеко не всё. К тому же, никто ещё из пассажиров не знал о том, что капитан «России» — это тот же, бывший, капитан танкера «Туапсе». В этом как раз заключалась интрига, как говорится, «фишка» этой встречи. Но как ему об этом напомнить? И на меня словно нашло некое озарение. Когда я был в его каюте, заметил на стене фото какого-то корабля. А вдруг это тот же танкер? И тут же, когда он закончил свой рассказ, я и соскочил с места: «Виталий Аркадьевич, в вашей каюте висит фото корабля, совсем не похожего на «Россию». Вероятно, вы ходили по морям ещё на каких-то суднах, расскажите об этом?». «Морской волк», бросив на меня лукавый взгляд, говорит: «Да, молодой человека, издалека вы подкрадываетесь. Но думаете, что обхитрили старика? Я ещё в каюте заметил, куда вы клоните, когда своим взглядом вцепились в то фото, еле сдерживая своё любопытство. Ну, ладно, так уж и быть. Мы же не часто встречаемся. Верно?». Зал загудел. И капитан начал рассказ о той страшной трагедии.
С первых слов капитана присутствующие замерли. Казалось, муха пролетала, и её было слышно. Лоб рассказчика, то и дело, покрывался потом, а сам он изрядно волновался и переживал. Глядя, как он страдал, мне искренне стало жаль этого пожилого «морского волка».И я уже пожалел о том, что вынудил его на это. А его обширный рассказ я, хотя и кратко, но всё же успевал записать в своём путевом блокноте. Вот восстанавливаю ту, кратко рассказанную, историю той страшной трагедии.
В марте 1954 года танкер «Туапсе», капитаном которого как раз и был молодой тогда В.А.Калинин, вернулся из Арктики. Поход был тяжёлым и затяжным. Члены экипажа изрядно устали. Моряки решили отдохнуть – пойти в отпуска. Такие же планы были и у капитана. Но подвернулся рейс в Китай. Многие из экипажа соблазнились тем, что там можно было купить хорошие, и по низкой цене, особенно, женские шубы. И мужчины решили сделать жёнам подарки. Всё это стало решающим фактором для экипажа. В румынском порту Констанце загрузились осветительным керосином, вышли в открытое море. Курс взяли на порт Шанхай КНР. Всё шло нормально. Но 23 июня капитана ночью разбудил и вызвал на палубу вахтенный помощник П.Горобец. Было 3 часа 30 минут. Нёсший вахту помощник доложил капитану: «Находимся в нейтральных водах, но к нам приближаются военные корабли неизвестной государственной принадлежности». Когда Калинин взошёл на мостик, он тут же получает сигнал, чтобы с танкера сообщили название судна, его принадлежность и путь следования. Как было положено по международным правилам, Калинин дал ответ. С военного корабля последовал приказ: «Ход гражданского судна остановить, и капитану с документами явиться на эсминец».
(Продолжение следует)