29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

История возникновения фотографии

19 августа мир отметил день фотографии. Фотография, в привычном понимании этого слова, была открыта человеком достаточно поздно. Изобразительное искусство было сильно развито в средневековье. Художники рисовали портрет, за что получали достаточно приличные деньги. Но на создание одной картины уходило огромное количество времени. Зачастую один человек или целая семья не могла столько времени позировать в неподвижности. Приходилось рисовать портрет в несколько этапов. Художникам хотелось ускорить этот процесс. И тогда они взяли на вооружение устройство под названием «камера-обскура».

Наверное, неправильно будет утверждать, что история фотографии связана с одним конкретным именем. Человечество долго шло к этому открытию, и оно не состоялось бы без некоторых достижений в области оптики и химии, сделанных раньше. Первым таким открытием в истории фотографии была камера-обскура. Еще Аристотель заметил, что свет, который проникает через узкое отверстие, может проецировать изображение в перевернутом виде на противоположенной стене. Приблизительно в Х веке арабский ученый Альхазен создал камеру-обскуру в виде затемненной комнаты и заметил связь между четкостью изображения на стене и диаметром отверстия. В Европе первые подобные камеры появились в ХVI веке. Их часто использовали художники для изучения перспективы. С камерой-обскурой работали Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер. Большой вклад в историю фотографии и в усовершенствование камеры-обскуры внёс итальянский физик Джованни Порта. Сначала он предложил вставлять в отверстие камеры стекло в виде чечевицы, оно напоминало современную линзу. Затем Порта изобрел портативную камеру. В небольшом темном ящике находилось зеркало, установленное под углом 45 градусов, оно проецировало изображение на стол или лист бумаги. К XIX веку камеры-обскуры прочно вошли в обиход европейцев, их использовали путешественники, граверы, художники и архитекторы. Изображение, полученное в камере, обрисовывали карандашом. Это помогало запечатлеть образы даже тем, у кого не хватала таланта рисовать прямо с натуры. Если обратиться к истории создания фотографии, то она берет свое начало с начала 1800-ых годов. Англичане Гемфри Дэви и Томас Веджвуд решили попробовать уложить в камеру-обскуру бумагу, пропитанную раствором азотнокислого серебра и поваренной соли. В результате получалось малоконтрастное изображение. Но для экспонирования требовалось несколько часов. При просмотре снимка на свету изображение почти полностью пропадало. Поэтому вскоре такие эксперименты были завершены.

Наша страница в Фейсбук! Подпишись!

Настоящая история развития фотографии началась лишь спустя столетие. С ней связаны такие имена, как Ньепс, Дагер, Тельбот. Каждый из них внес свой вклад, но первенство сейчас все-таки оставляют за Ньепсом. Первые опыты Ньепса были в области литографии. Он открыл свою мастерскую, занялся добыванием камней для литографий, а позже изобрел новый метод — создание литографических клише из металла. Изображения Ньепс получал с помощью камеры-обскуры. В создании гравюр ему помогал сын Исидор, который неплохо рисовал. Но вот Исидора забирают в армию, а сам Ньепс не обладал талантом художника. Теперь литограф задумался над тем, как зафиксировать рисунок из камеры-обскуры без помощи карандаша. Подобные идеи у него возникали и раньше, но всерьез он ими не увлекался. Для фиксации изображения Ньепс выбрал битум, растворенный в лавандовом масле. Этим составом он покрывал металлическую пластину с серебром или стекло, немного нагревал ее, чтобы битум равномерно растекся по поверхности. Затем помещал ее в камеру обскуру, экспозиция в которой длилась около восьми часов. Появившееся изображение сначала было нечетким и требовало окончательной проявки. Места в покрытии, куда попадал свет, становились твердыми и нерастворимыми. С помощью кислоты и смеси масла с нефтью Ньепс удалял остатки битума. Теперь на пластине появлялась картинка, в которой светлые места соответствовали неосвещенным частям объекта, а темные — освещенным. Так была получена первая фотография. Свои изображения Ньепс назвал гелиографиями. Они пользовались неплохим успехом и вскоре привлекли свое внимание другого, не менее важного человека в истории возникновения фотографии, по имени Дагер. Свою карьеру будущий фотограф начал как художник-декоратор. Уже от самого начала работы над диорамой он начал думать о том, как зафиксировать картины, которые рисует свет через камеру-обскуру. На первом этапе он постарался усовершенствовать саму камеру, чтобы изображение получалось более четким. Здесь незаменимым помощником для него стал оптик Шарль Шевалье. Официальной датой изобретения фотографии признается 7 января 1839 года. В этот день был обнародован метод получения изображения на солях серебра, который открыл француз Луи Жак Дагер. Для того чтобы фотография стала безукоризненным способом регистрации информации, понадобилось 160 лет интенсивной работы множества исследователей.

Англичанин Джон Фредерик Годдард стал обрабатывать серебряные пластинки смесью брома и паров хлора. Время экспозиции после этого сократилось всего до одной минуты, что можно считать вполне приемлемым результатом. Именно после этого открытия стала популяризироваться портретная съемка. В 1850-ых годах была изобретена стереоскопическая дагеротипия. Два снимка вкладывались в одно устройство. При помощи отдельных луп или бинокля каждый глаз человека смотрел на одну фотографию. В результате изображение казалось объемным.

Недостатком фотографий тех времен являлась невозможность их копирования. Для создания нового снимка необходимо было повторное фотографирование. Изменения в этом плане произошли только с изобретением негативно-позитивного процесса.

Наше сообщество в Вконтакте. Подпишись, чтобы быть в курсе новостей!

Громкое слово в истории создания фотографии принадлежит Уильяму Генри Фоксу Тальботу. Этот британец очень долго работал над собственным способом создания фотографий. Позже этот способ назвали калотипией. От дагеротипии он отличался многими деталями. Например, фотографии Тальбота изначально состояли из негативного изображения. Но при окунании их в специальный раствор в темной комнате картинку можно было перенести на другой носитель. При этом цвета менялись, в результате получалось нормальное изображение. Практическое развитие фотографии началось в середине века. Создание фотографии основывается на использовании специальных материалов под действием излучения и химико-фотографической обработки, в светочувствительном слое которых осуществляются фотохимические реакции.

— Первым изобрел негатив Фокс Тальбот в 1839 году.

— Первая фотобумага создавалась путем нанесения на стеклянную или медную пластину асфальтового лака.

— Первую цветную фотографию сделал английский физик Джеймс Максвелл в 1861 году.

— На первой, опубликованной в России фотографий, был изображен Лев Толстой. — Термин «мегапиксель» в 1984 году был употреблен впервые.

— На сегодняшний день только 2 из 10 цифровых снимков печатаются на бумаге. А всего в мире распечатано более 65 миллиардов фотографий.

— Первые цветные снимки ретушировали при помощи акварели. Делали это в 1840 году. Не в Европе единой шло совершенствование фотографии. Эксперименты проводились в США, России и даже на азиатском континенте. История фотографии в России зародилась в первой половине XIX века. Значительный вклад в развитие фотоаппаратов внес фотограф Левицкий.

В США же развитие фотографии спровоцировано основанием компании «Kodak». Именно на её заводах была разработана желатиновая субстанция, которая позволила сократить время экспозиции до сотых долей секунды. Теперь уже предстояло совершенствовать фотоаппаратуру, дабы можно было пользоваться такой минимальной выдержкой. Согласно официальной версии, первый советский крупносерийный фотоаппарат был выпущен в 1930 году и назывался «Фотокор-1». Этот первый советский массовый фотоаппарат известен коллекционерам под названием «ЭФТЭ-1». В 1932 году камеру «ЭФТЭ» модернизировали, и получила название «АРФО». Одновременно был выпущен упрощённый вариант — «Комсомолец». В 1934 году увидели свет первые 10 фотоаппаратов «ФЭД» (Феликс Эдмундович Дзержинский), выпущенные трудовой коммуной им. Дзержинского в Харькове.

Эти ФЭДы являлись копией Leica II. Справедливости ради надо сказать, что копирование ранних моделей Leica приобрело почти всемирный масштаб, причем разные варианты копий выпускались как до, так и после II Мировой войны. Например, первая модель Canon (тогда еще Kwanon), а также ее варианты и более поздние модификации, американская модель Kardon фирмы Premeire Instruments (военный и гражданский варианты), а также многие другие, не говоря уже о китайских. Известны еще с 30-х годов в незначительных объёмах модели «ФЭД»: «Пионер», «ФАГ», «Спорт». Поскольку вышеупомянутые камеры «ФЭД» и «Спорт» были достаточно дороги и недоступны массовому потребителю, был налажен выпуск более простых и дешёвых моделей, таких как: «Лилипут», «Малютка», «Циклокамера», «Юра», «ФЭДетта», «Смена», «Репортер», «Турист», «Рекорд», «Пионер», «Ученик» и другие.

В период войны выпуск фотоаппаратуры был почти прекращен.

По окончанию войны возобновляется выпуск фотоаппаратов, причём особенностью в первые послевоенные годы являлось воспроизведение лучших трофейных образцов с последующим их совершенствованием. Уже в 1946 году появились новые модели: «Москва», «Комсомолец», Contax, «Зоркий», «Киев». Любопытно, что первые «Киевы» выпускались из немецких комплектующих, и поэтому их коллекционная стоимость довольно высока. Начиная с 1948 года, постоянной статьей дохода для страны становится экспорт фотоаппаратов за границу. В 1949 году появились фотоаппараты «Любитель», «Зенит», «Момент», «Смена». Затем были: «Ленинград», «Комета», «Эстафета», «Спутник», «Чайка» и другие.

В нынешнее время фотография получила привычный вид. Снимок делался при помощи фотоаппарата (в фотоателье использовалась крупная модель, но существовали и компактные экземпляры). Внутрь устройства вставлялась фотопленка. После проявки можно было перенести снимки на фотобумагу. История фотографии XX века развивалась уже не столь стремительно. В первую очередь совершенствовались камеры, а не фотография. Исключением считается только самое начало XX века, когда была изобретена возможность создания цветных фотографий. За всё прошлое столетие было создано огромное количество фотоаппаратов.

В государственных архивах, музеях, наряду с архивными документами и раритетами, достойное место занимают и фонды уникальных и неповторимых фотодокументов. Они привлекают внимание, как исследователей, так и любителей старины. Хранители истории накапливают и сберегают для потомков свидетельства подлинной истории нашей жизни, запечатленные в фотографиях. Например, в госархиве Акмолинской области есть фотографии за 1910 год, где запечатлено внутреннее убранство нашей казахской юрты, на другом снимке царские чиновники в гостях у бая (1913 г.) Ценность представляют исторические фото начала 20 века. К примеру, встреча первого паровоза на станции города Кокшетау 2 июня 1922 года, или коллективный снимок возле здания по улице Советской, сделанный 7 ноября 1925 года, панорама города и озера Копа, снятая в 1912 году и многие другие не менее интересные фотографии — фрагменты прошедшей жизни, насыщенной интересными событиями.

А история тем временем продолжается. И это был лишь краткий экскурс в историю фотографии. Технология создания снимков регулярно совершенствовалась. В XIX веке новые открытия в этой области происходили почти каждый год. Сейчас же открывается новая история фотографии — уже цифровой. Sony в 1981 году создала первый цифровой фотоаппарат, который существенно опередил свое время. Позже к производству подобной техники подключились почти все гиганты индустрии фотоаппаратов. На данный момент сделать фотоснимок можно чем угодно. Цифровая фотокамера в наших руках оказывается всё реже. Чаще всего мы используем веб-камеры, смартфоны, планшеты, игровые консоли, видеокамеры и цифровые бинокли. Некоторые используют камеру в качестве дверного глазка. За два века в фотографии произошли глобальные изменения.