29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан
Воскресенье, 23 июня

История не терпит белых пятен. Продолжение

Древняя и современная история притягивает, интересует любителей старины и нови, тех, кто не равнодушен к судьбе своей страны. Продолжим экскурс, и на этот раз – это Аршалынский район.

Жылантас

Начнем с камня Жылантас. Дорога, которая ведет из поселка Аршалы в Михайловку своеобразная, то поднимается на сопочную гряду вверх, то стремительно убегает вдаль, рядом с извилистым берегом реки Ишим. Справа от дороги появляются березовые колки, то огибающие окрестные сопки, то укромно раскинувшиеся в урочищах. И чем интересна местность, а тем, что на одной из сопок есть удивительный гранитный камень, с виду напоминающий высунувшуюся змеиную голову.

Змеиная голова или на казахском Жылантас вызывает интерес у тех, кто посещает эти места, овеянные легендами, сказаниями и преданиями. И самое — удивительное, что недалеко от камня Жылантас, у подножья одной из сопок прямо из каменной расщелины бьет родник, известный своей чистой водой, вкусной и полезной. Бывалые люди утверждают, кто попробует этой водицы тому прибудет здоровье телу и душе. Итак, легенда о камне Жылантас. В давние времена к этому месту приезжала на коне юная красавица. Здесь она встречалась с молодым батыром. Однажды в суровом поединке с врагом батыр был тяжело ранен. Собрав свои силы, он приехал все-таки к назначенному времени. А девушка опоздала. Она приехала, когда юноша был уже бездыханный.

Юная красавица обратилась к Всевышнему — с просьбой дать ей воды, чтобы омыть раны батыра. Тут и забил родник. И потек он водою живою, дала вода силу воину, ожил он. С тех самых пор и течет из родника живая водица. А каменные сопки дали стража этому роднику — высунувшуюся из недр змеиную голову – Жылантас. С тех пор дух Жылантаса доброму путнику здоровье дает, а недоброму немощь сулит.

Сопка плача

В 1896 году Акмолинской уездной комиссией были исследованы земли у подножия Казахского мелкосопочника, где летом течет пересыхающая речушка Моялды. И установлено, что географическое положение данных земель пригодно для водворения на эти земли обнищавших крестьян из губерний Центральной России. В начале XX века на левом берегу реки Моялды, где находилось кочевье казахов поселились переселенцы и назвали село Сейтень (от каз. Сейтен). Привлекали крестьян как и местных казахов березово-осиновых колки, небольшие сопки. Сообща пережили Гражданскую войну, настрадались в период коллективизации в начале 30-х годов, деля радости и невзгоды со всей страной.

Когда началась война, из небольшого села на фронт ушло 72 сейтеньца, 47 из них не вернулись. В колхозе основной рабочей силой были женщины и дети. Они растили для фронта многотрудный хлеб, который нужно было вырастить, собрать и сдать в район. Хлеб вывозили обозами. По пути хлебных обозов встречались места где, быки не вытягивали по раскисшей дороге на сопку груженную зерном телегу. Тогда женщины поднимали мешки и тащили их на себе в гору. Мешок за мешком… Тащили со слезами и мешки, и быков с повозками. С тех пор среди окрестных сопок — Красная, Горелая, Жылынды, Каргала, стала известна сопка, которую со времен ВОВ зовут Плач-гора или Сопка плача.

Краевед Т.М. Коростелева написала стихи к 70-летию Победы в ВОВ, называется «Сопка плача»:

Кто ведать мог
— постылая война
Бедой хлестнет
да на четыре года
Осиротели поле и страна
Познали голод,
горе недорода.
Тот хлеб войны-
— не досыта, не вволю,
Осипший скрип
надорванных телег
На Сопку Плача
кляня врага и долю
Мешки тащили бабы
Выпал снег.
Быки бессильно тянут в гору,
Осклизлый склон и «цоб цобе».
На запад солнце вечер клонит
Да «похоронка» по судьбе.
А впереди, в подпоясанной фуфайке,
Мешок в подхвате,
Кренясь до земли,
То ли старуха, то ли молодайка:
«Спаси, господь, солдат,
Додюжим мы…»
И не забыть по памяти,
по сути
Тех вдовьих слез,
Что были у войны.
На Сопке Плача
Сиротливый кустик
Те слезы помнит
Горя без вины
И уносили к фронту поезда
Бесценный хлеб
Надорванного тыла
Над Сопкой Плача горит,
Горит звезда
Хрустально и тогда она светила.

Исчезла с карты Аршалынского района село с таким трогательным названием Сейтень (Сейтен – по легенде имя бая). Разъехались его жители по окрестным селам, городам и даже в другие страны… Но, нет и нет, год за годом приезжают в родные места дети и внуки тех, чьими судьбами и нелегким военным трудом во имя Победы была записана в народной памяти маленькая страничка общей истории села. Села, которого уже нет. Но есть и остается Сопка Плача.

Cопка Аюлы (Сторожевая гора)

Эта сопка- памятник природы, находится на территории Константиновского сельского округа Аршалынского района. Склоны покрыты березово-осиновыми рощами, подлесками из шиповника, спиреи, жимолости и других кустарников. С древних времен сопка служила кочевникам своеобразным ориентиром. На вершину сопки садились степные орлы, пониже мелкая птица вила гнёзда. Когда на землю казахов пришли джунгары, то, сопка Аюлы стала сторожевой. С приходом летнего тепла завоеватели всё дальше и дальше продвигались на север беспощадными набегами. Были жестокие сражения, пылали аулы, угонялся скот… Дозорные на горе Аюлы, увидев врага двигавшегося с юго-востока, зажигали костры на вершине, чтобы степняки, увидев сигнальный огонь, смогли бы затеряться среди березовых колок, спрятаться в укромных степных оврагах, укрыться в пещерах мелкосопочника.

Прошли века и сопка Аюлы давно не сторожевая. Сегодня с её вершины можно обозреть бескрайнюю красоту родного края. Временами на вершине сопки зажигается костерок юными туристами. Поднимаются на эту сопку молодожены, юноши, уходящие в армию. Сейчас сопка сторожит и бережет людское счастье и покой.

Родовой пантеон

Интерес представляет и родовой пантеон семьи Кутпановых. Иманжусуп Кутпанов (1863-1931 гг.) — представитель целой династии участников народно-освободительного движения,поэт,композитор,певец начала ХІХ — ХХ века. Его песни «Ерементау», «Сарыарка», «Караоткел», «Сарыбел» и другие.

Родовое кладбище семьи Кутпановых находится в Акмолинской области Аршалынского района в 8 км от села Жибек Жолы, где похоронены родители, братья,сестры,близкие поэта и композитора. В 2013 году вся республика отметила 150-летие Иманжусупа Кутпанова. Из г.Тараза была привезена земля с места расстрела Иманжусупа (он был расстрелян как враг народа в 1931 году), проведен ритуал перезахоронения на родовом кладбище, установлено памятное надгробие. Странички биографии свидетельствуют, что родился Иманжусуп в Павлодарской области, Аксуском районе, на берегу озера Алтыбай.

Год его рождения – 1863. Юность поэта прошла в Акмолинской области. Предки Иманжусупа были очень свободомыслящими людьми, мечтали о независимой жизни. Его дед – Турганбай Сергебаев был очень влиятельным человеком в Туркестанской области. В то время Турганбай был одним из организаторов восстаний против кокандского ига. Его сын Кутпан тоже участвовал в восстаниях, сыграв значительную роль в героическом движении Кенесары Касымова. После поражения Кенесары отец Иманжусупа долго скрывался, зная, что, если он попадет в руки царских жандармов, его дни сочтены. Умер Кутпан в Карасу, похоронен на родовом кладбище. Путь деда и отца продолжил младший из трех сыновей Кутпана — Иманжусуп. Уже ребенком он отличался большой физической силой, желанием во всем быть первым. Он был любимцем не только у родителей, но и у своих старших братьев Акшабая и Шоная.

С юных лет у Иманжусупа было две страсти. Первая — любовь к песням, поэтическим импровизациям, вторая — быстрые, породистые скакуны, он был отличным наездником и охотником. По жизни он казался строгим и суровым человеком, но для своей земли, для своего народа он был готов на все. Являясь защитником всех слабых и обездоленных, он часто конфликтовал с власть предержащими — аульными начальниками, царскими чиновниками, иногда даже прибегая к физическим расправам. Иманжусуп был против политики экспансии России по отношению к Казахстану, вел активную борьбу против ущемления казахов. Неудивительно, что в 1897 году его схватили и отправили в тюрьму, а потом в ссылку, в которой он пробыл до 1906 года. Акын не был ни вором, ни беглецом. Причину его ссылки можно увидеть в словах его песни «Отец мой — Кутпан, брат — Шонай»:

«Отец мой — Кутпан, брат — Шонай,
Не родится такой, как я.
Четыре стражника, переводчик, аульный,
Всех я резал как ягнят» (подстр. перевод).

В 1913 году он поселяется в Кзыл-Ординской области, местечке Шиели. С этого времени Иманжусуп стал очень религиозен и полностью прекратил творческую деятельность. По воспоминаниям его дочери, только один раз, после смерти своей жены Зейнеп, он спел песню, посвященную ей.

В 1916-1917 годах акын живет в Бухаре. После Октябрьской революции Иманжусуп возвращается в Южный Казахстан, в Отрарский район. Он полон веры в советское правительство, надеется, что наступит время независимости, свободы, равенства. В этом отношении, несомненно, на него сильно повлияла дружба с К. Мунайтпасовым и С. Сейфуллиным.

Когда началось повсеместное раскулачивание и конфискация имущества, Иманжусуп жил в Джамбульской области на станции Коскудук. Он видел, что жертвами этих реформ стали не только баи, но и простые люди. Неужели он — и батыр, и акын, и сер — мог остаться спокоен? Известно, что в это время он начал поднимать народ против несправедливых реформ. Одной из таких акций протеста стала забастовка в Мойынкумах. Разочаровавшись в советской власти, он стал одним из передовых участников движения «против». В феврале 1930 года, собрав группу соратников — около 2000 человек, в числе которых был и Иманжусуп, руководитель восстания Султанбек Шолаков силой занял город Созак и, освободив из созакской тюрьмы своих сподвижников, посадил туда партийных работников. Восстание вскоре было подавлено, и Иманжусуп снова стал гоним.

На фоне кровавой бойни 1937-1938 годов, репрессий и ссылок лучших представителей казахской интеллигенции не было ни малейшей надежды на амнистию по отношению к участникам мойынкумской забастовки. Решением суда они были признаны врагами народа и без сожаления казнены. Что касается Иманжусупа, то в декабре 1930 года его схватили, весной 1931 снова посадили в тюрьму, и ночью второго марта этого же года он был расстрелян на окраине Аулие-Аты (сейчас — Тараз).
Позднее выяснилось, что Иманжусупа несправедливо называли «врагом народа». Все, что он делал, было для улучшения жизни казахов. Он был против только незаконных действий правительства. Поэтому дело Иманжусупа Кутпанова в 1960 году было пересмотрено, и с него частично сняли вину, а в 1990 году признали полностью невиновным.

Навсегда осталось и имя среди народа и страны, замечательного человека, государственного деятеля Казахстана Жумабека Ахметовича Ташенова. Родом он из аула Бабатай Аршалынского района, (бывший Вишневский район), Акмолинской области,1915 года рождения, из семьи простых рабочих. В 18 лет, а это 1933 год он поступает в Акмолинский железнодорожный строительный техникум, по специальности гражданское строительство, но был вынужден оставить учёбу на 2 курсе, ввиду острого недостатка грамотных кадров в народном хозяйстве. Позже окончил техникум, и Высшую партийную школу в 1955 году городе Москва.

Таким образом, до занятия высшего государственного поста — главы Республики, парламента Казахской ССР Ж. Ташенов имел специальное образование. Впоследствии он защитил кандидатскую диссертацию. С 1934 по 1938 годы занимал пост ответственного секретаря Исполнительного комитета Красноармейского районного Совета, затем — председателя Нуринской районной плановой станции, ответственного секретаря Исполнительного комитета Вишневского районного Совета, референта Исполнительного комитета Карагандинского областного Совета (Карагандинская область). Член ВКП (б) с 1940 года. С 1938 по 1944 — начальник Отдела общественного питания Северо-Казахстанского областного торгового отдела, секретарь Исполнительного комитета Советского районного Совета, начальник Советского, Полудинского районных земельных отделов, заместитель начальника Северо-Казахстанского областного земельного отдела (Северо-Казахстанская область). С 1944 по 1947 — заместитель секретаря и заведующий Отделом животноводства Северо-Казахстанского областного комитета КП(б) Казахстана. С 1947 по декабрь 1948 года занимал должность первого заместителя председателя Исполнительного комитета Северо-Казахстанского областного Совета. В декабре 1948 года назначается на пост председателя Исполнительного комитета Северо-Казахстанского областного Совета. 1 марта 1949 года становится членом Центрального комитета Коммунистической партии Казахстана (по 27 сентября1961 года). В январе 1952 года избирается Первым секретарём Актюбинского обкома Коммунистической партии Казахстана. С 19 апреля 1955 по 20 января 1960 — председатель Президиума Верховного Совета Казахской ССР, национального парламента. С 25 февраля 1956 по 17 октября 1961 — кандидат в члены ЦК КПСС.С 20 января 1960 по 6 января 1961 — председатель Совета министров Казахской ССР, то есть менее 1 года.

Жумабек Ташенев активно противодействовал проекту создания Целинного края в конце 1960 года с объединением 5 областей Северного Казахстана, с возможным выделением края из состава Казахской ССР. Открыто выступал против идей Никиты Хрущева, апеллируя к Конституции Советского Союза.

По «рекомендации» Н. С. Хрущёва он был снят с высших постов в Республике.

С 1961 и до ухода на пенсию в 1975 году — заместитель председателя Исполнительного комитета Южно-Казахстанского — тогда Чимкентского областного Совета. В 1962 году защитил диссертацию и получил степень кандидата экономических наук. Умер в городе Чимкент18 ноября1986 года. 25 мая 1999 года маслихат Астаны принял решение о переименовании в честь Жумабека Ташенева столичной улицы Полевой. Кроме того, в городах Алматы, Шымкент, Кокшетау и п.г.т. Аршалы Акмолинской области также названы улицы в честь Жумабека Ташенева.

Наше сообщество в Вконтакте. Подпишись, чтобы быть в курсе новостей!