29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Имена в истории страны. Сквозь призму жизни известных людей

История прошлого и настоящего века и людей, живущих в это время, интересна, а порой и необычна. В статье В. Примина, кандидата философских наук, под названием «Модель, укрепляющая оптимизм» — отмечается, что «Население, прежде всего молодежь, должно знать, что патриотизм – это вовсе не прославление лишь одной нации, не ее агрессия по отношению к другой, а глубокое осознание того, что мирное взаимодействие культур, традиций и религий является мощным ресурсом развития Казахстана».

Только почитая наших предков, в целом старшее поколение, и стремясь соответствовать их идеалам, продолжая сохранять то, что они нам оставили, улучшить нашу жизнь, развивать культуру… в целом наш мир, только так человек может оправдать свое появление на этот свет. Продолжая свой цикл рассказов «Известные и неизвестные имена нашего региона» хотелось бы отметить следующих граждан нашей страны, которые оставили свой яркий и добрый свет, и также являются примером патриотизма и любви к Родине.

И, как писал поэт Николай Карачев:
На улицах, парках, домах имена
Известных писателей или поэтов.
Их помнит и чтит величаво страна.
О гениях память не канула в лета.

Жусипбеков Хамза Жусипбекович – государственный деятель, народный комиссар юстиции КазССР, писатель, переводчик. Родился в начале 20 века в 1900 году в ауле Нура Акмолинского уезда Акмолинской области. Семнадцатилетним юношей с первых дней Октябрьской революции принимал участие в революционном движении, а также в деятельности «Демократического союза молодежи», стал членом революционного Союза молодежи «Жас казак».

Его искреннее желание и стремление к новой лучшей жизни для своего народа, любовь к отчизне стали стержнем в его становлении как личности. Несмотря на молодость, его назначают на ответственную работу в Омской области, с 1920 года по 1922 –е годы — инструктор губернского бюро ВКП(б) и губернского ревкома, позже секретарь уездного комитета ВКП(б) в Кокшетау, заведующий организационным отделом Акмолинского губкома. В 1922 по 1926-е годы трудится ответственным секретарем Букеевского губкома, председателем ЦК Союза рабпроса, ответственным секретарем партколлегии крайкома ВКП(б), секретарем крайкома, председателем КСПС (Краевой совет профессиональных союзов). В 1924 – 1925 –е годы — переводчик, народный комиссар юстиции КазАССР. Где бы ни работал, какую бы должность не занимал, для него главным было — воспитание и становление патриотического сознания каждого человека, которое было основано на почитании своей родины, любви и заботе о ее благополучии, уважении местных казахских традиций. Его революционные убеждения, стремление строительство новой жизни для своей страны, его кропотливая работа во имя светлого будущего не остались без внимания, в 1927году он избирается секретарем краевого комитета РКП(б) Казахстана, где проработал до 1932 года.

Хамза Жусипбекович был разносторонним человеком, наряду с партийной работой, он увлекался и творчеством. Еще в 1925 –е годы начали выходить его интересные публикации, которые продолжились до 1937 года.

В периодической печати публиковались его литературно-критические статьи, рассказы, очерки. В 1928 году вышла книга «Карсакбай», куда вошли все его сочинения. В 1929 году он возглавил журнал «Кызыл Казахстан». В эти же годы вышли в свет его сборники «Женский труд», «Карсакбай». X. Жусупбеков принимал непосредственное участие в становлении казахских советских писателей. Он перевел на казахский язык ряд научных трудов, художественных произведений. Роман «Как закалялась сталь» впервые на казахский язык был переведен X. Жусипбековым (1935).

В 1933-36 председатель Казсофпрофа, народный комиссар юстиции КазССР, заместитель наркома коммунального хозяйства.
С января 1935 года народный комиссар юстиции Каз. АССР. При X. Жусипбекове юридический факультет при Алма-Атинском институте советского строительства был преобразован в юридический институт.

В 1935-36 член ЦИК КазАССР. В 1936-37 переводчик в Казахстанском институте марксизма-ленинизма, директор Казгослитиздата.
Был делегатом съезда профсоюзов; IV, V, VI краевых партийных конференций, в 1927, 1932, 1936 годах являлся членом бюро краевого комитета ВКП(б), в 1935—1936 — членом Президиума исполнительного комитета Казахстана.

Мрачные и жестокие 1937 — годы репрессии не обошли стороной патриота своей страны, оборвалась еще одна молодая и кипучая жизнь. Осенью 1937 года его признали «врагом народа» и 26 февраля 1938 года Хамза Жусипбеков был расстрелян. О патриотизме судят не по словам, а по делам человека. И как сказано аксакалами: «патриот не тот, кто сам себя называет, а тот, кого будут чтить таковым другие».(Использованы — архивные материалы, «Акмола: Энциклопедия – Алматы:Атамура, 1995-400стр).

Следующий рассказ о собирателе и исследователе казахской народной музыки Затаевиче Александре Викторовиче.
Уроженец города Болхова Орловской области, 1869 года рождения, скончался в г. Москве в 1936 году. Русский и советский музыкант-этнограф, композитор, народный артист КазССР (1923). Имя Александра Викторовича Затаевича, знатока народной казахской музыки, известно каждому культурному человеку Казахстана.

Странички жизни свидетельствуют, что Александр Затаевич в 17 лет окончил в 1886 году Орловский кадетский корпус, после чего был направлен в город Полоцк, где он всё своё свободное время использовал для изучения и сохранения музыки. В 1896 году он познакомился с композитором С. В. Рахманиновым, который проявил интерес к пьесам Затаевича и способствовал их изданию. Также Рахманинов посвятил Затаевичу фортепианный цикл Шесть музыкальных моментов.

В начале 20 века в 1904—1915 годы Затаевич служит в Варшаве, где также занимается активной музыкально-общественной деятельностью. Одновременно подрабатывал музыкальным критиком газеты «Варшавский дневник», где опубликовал более тысячи статей и рецензий о творчестве польских, русских и западно-европейских композиторов и исполнителей. А также записывал образцы польского фольклора. Был членом совета Варшавской консерватории. Став собирателем народных казахских песен, он всецело отдался этой работе. В 1920 году проживал в Оренбурге, где в основном его творческая деятельность выражалась в сборе, записи и систематизации казахской народной музыки. В данном городе в течение 1920-1923 годов им записано 1500 песен и кюев. В предисловии к первому сборнику песен казахского народа он писал: «Записывал я всех, кто только мог мне предложить свои исполнения и кого только из лиц музыкальных и сведущих я умышленно или случайно находил».

Именно в Оренбурге Затаевич в 1920 году встретился с известным певцом-импровизатором Исой Байзаковым. Он был восхищен песенным, музыкальным и поэтическим творчеством Байзакова. Записав от Исы ряд интересных песен и народных мелодий, Затаевич так определил дарование Байзакова: «Иса Байзаков, молодой, полный находчивости и темперамента поэт-импровизатор и недурной певец, декламирующий и поющий с большой пластикой и выразительностью. В сценическом отношении также очень одаренная натура, прирожденный актер, с даром отчетливой дикции, выразительного жеста и утонченной мимики. Быстрые как каскад стихотворные импровизации на заданную из публики тему или просто – на брошенное оттуда восклицание – вызывали на моих глазах удивление и восторги не только широкой аудитории, но и отдельных серьезных и компетентных ценителей». От Исы Байзакова Затаевич записал тогда такие интересные народные песни, как «Какен», «Бике», «Маныш-Конша», «Жар-жар» и «Танысу». Все они вошли в сборник «1000 песен казахского народа», вышедший в 1925 году, который был премирован Каз. ЦИКом и Наркомпросом РСФСР. Позднее, в 1935 году, Затаевичу удалось записать от Байзакова еще ряд песен – «Гакку», «Алтай», «Кен Сарай», «Бир бидай», «Калка» и др. «Гакку» вошла впоследствии без изменений в первую казахскую оперу «Кыз Жибек», которая стала популярной в Казахстане и во всем Советском Союзе.

Он записал более 2300 произведений музыкального фольклора. Опубликованные Затаевичем сборники «1000 песен казахского народа» и «500 казахских кюев и песен» (1931) представляют антологию казахского музыкального фольклора с древних времён до 1930-х годов.

В 1926 году Затаевич совершил большое путешествие по Семипалатинской губернии. Он побывал в Семипалатинске, Павлодаре, Каркаралинске, в течение двух недель записывал песни в степных аулах. В Каркаралинске собиратель казахских песен встретился с Кали Байжановым, акыном из Баянаульского района. Это был профессиональный певец, талантливый продолжатель традиций народных акынов. Затаевич записал от него песни «Ыргакты», «Буртытбай», «Кокжендет» и другие. Голос Кали сохранен для потомков в записи на грампластинках и магнитофонной пленке, которые хранятся в Национальной Академии наук Казахстана.
В Павлодаре Затаевич был в августе 1926 года. Он здесь записал 340 песен. И встретился с певицей Майрой Шамсутдиновой. Из обширного наследия Майры Затаевич записал 14 песен – «Каракоз», «Увайра», «Ал карай кок», «Бакша» и другие. Записав много казахских песен и кюев, как уже отмечено было выше, Затаевич подготовил большой фундаментальный сборник «1000 песен казахского народа», впервые изданный в 1925 году. В нем названо 280 имен исполнителей. Его предваряли слова самого Затаевича: «Вам, мои дорогие друзья-джигиты, посвящаю и вам возвращаю я этот труд, сработанный совместно с вами в годину голода, холода и эпидемии».

Третий заключительный том музыкальной энциклопедии, в которую должны были войти записи, сделанные в юго-восточных и южных районах Казахстана, остался неопубликованным и хранится в рукописном виде в Центральной научной библиотеке.
Затаевич является одним из основателей казахской профессиональной фортепианной музыки. Автором сборника «Казахские песни в форме миниатюр для фортепиано» (1925—1928), «Песни казахстанских татар» (1932), «Песни Казахстана» (1932), «60 песен казахстанских татар» (1933)[5], «250 киргизских инструментальных пьес и напевов» (1934), «Песни разных народов» (издана в 1971), «Киргизские инструментальные пьесы и напевы» (издана в 1971).

В 1936 году Александра Затаевича не стало. Казахский народ высоко ценит и чтит память собирателя казахских песен. В 1954 году на его могиле в Москве был воздвигнут памятник с изображением музыканта-этнографа, слушающего народного акына. Одна из улиц в Усть-Каменогорске была переименована в честь композитора. А также в Алматы, Астане, Атбасаре, Семее и Караганде. В Оренбурге на здании главного корпуса бывшего Оренбургского Николаевского женского института, где жил и работал А. В. Затаевич, ему установлена памятная доска.

Старанием и любовью он сберег от забвения яркую самобытную музыкальную культуру нашего народа. Народ полюбил его, оценил, доверил ему свои песни, а значит, и душу. Прикоснувшись к нашей истории, Затаевич нашел свое призвание и обрел известность.

(Использованы справочные и портал Qazaqstan tarihy материалы).

  Подписывайся на наш Телеграм-канал! Будь в курсе новостей!