Давая определение инклюзивному образованию, мы говорим о том, что это такая форма обучения, при которой каждому человеку независимо от имеющихся физических, социальных, эмоциональных, ментальных, языковых, интеллектуальных и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях.
Если заглянуть немного в историю, то можно узнать, что первые попытки интегрировать людей с инвалидностью в общество проводились в Скандинавских странах, США и Японии. В 70-х годах в Скандинавии приняли принцип «нормализации», который позволял людям с инвалидностью «вести повседневную жизнь и жить в условиях, максимально приближенных к условиям жизни в обычном обществе». В 1994 году под эгидой ЮНЕСКО в городе Саламанка прошла Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, в результате которой был провозглашен принцип инклюзивного образования и введен в практику термин «инклюзия».
В первых принципах инклюзии говорится о том, что:
— каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний;
— каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;
— лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных на удовлетворение потребностей каждого ребенка.
Т.е. в основе инклюзивного образования лежит идеология, направленная на устранение дискриминации детей. Оно меняет не ребенка с особыми потребностями в здоровье, а подход к нему.
Идея инклюзивного образования заключается в том, что абсолютно у всех детей в стране должна быть возможность получить качественное образование, без какой-либо дискриминации, а для детей, испытывающих трудности в обучении, должны создаваться условия для получения образования. Одним из принципов инклюзивного образования является его непрерывность, от ранней помощи до среднего специального образования и высших учебных заведений.
К слову, в последние годы во всем мире наблюдается значительное увеличение числа детей с диагнозом «Расстройства аутистического спектра» (РАС). По данным Всемирной организации здравоохранения, на сегодняшний день каждый 100-й ребенок в мире имеет аутизм. Это тревожная статистика, которая требует от нас повышенного внимания и активных действий в области инклюзивного образования и поддержки детей с особыми образовательными потребностями.
В Казахстане также фиксируется рост случаев аутизма среди детей. По информации Министерства здравоохранения РК, в последние годы количество зарегистрированных случаев аутизма увеличилось на 20-30% по сравнению с предыдущими периодами. Такая динамика подчеркивает важность создания комфортной и поддерживающей образовательной среды для каждого ребенка, независимо от его особенностей.
Эти цифры не просто статистика — за ними стоят судьбы детей и семей, которые нуждаются в нашей поддержке и понимании. Наш долг — обеспечить каждому ребенку возможность раскрыть свой потенциал, вне зависимости от его особенностей и потребностей.
В Акмолинской области внедрение инклюзивного образования на системной основе начато с момента начала реализации Государственной программы развития образования в РК на 2011-2020 годы. С 2014 года в области функционирует Координационный совет, который является коллегиально-совещательным органом при управлении образования области, основной задачей которого определено объединение усилий всех структур, задействованных или заинтересованных во внедрении инклюзивного образования, разработка рекомендаций и предложений для государственных органов управления образованием, организаций образования по улучшению состояния и развитию инклюзивного образования.
В общеобразовательной средней школе №4 города Кокшетау впервые в ноябре 2019 года при поддержке корпоративного Фонда «Болашак» в рамках республиканского проекта «Каждый ребенок достоин школы» был открыт кабинет поддержки инклюзивного образования (КПИ). После того как число детей с особыми потребностями стало больше, в штат учебного заведения были приняты педагоги-ассистенты, занимающиеся с детьми индивидуально.
На момент открытия кабинет посещали 7 детей с диагнозом «Расстройство аутистического спектра» (РАС). В последующие годы количество детей с таким диагнозом и другими особенностями развития значительно увеличилось. В 2022 году кабинет посещали 10 детей, в 2023 – уже 16, а к 2024 году число увеличилось до 30. Это свидетельствует о росте осведомленности родителей и их принятии диагноза, а также об эффективности работы школы в создании инклюзивной среды.
С момента своего создания КПИ играет важную роль в создании инклюзивной образовательной среды, обеспечивая детям с особенностями развития возможность получать качественное образование в условиях, максимально приближенных к традиционным школьным процессам.
На сегодняшний день для работы КПИ в школе выделено три учебных кабинета общей площадью 210 кв. м., где работают 30 ассистентов, учитель КПИ, психолог, логопед и дефектолог. Такая слаженная команда специалистов позволяет оказывать всестороннюю поддержку детям, помогая им интегрироваться в школьную среду и развивать свои навыки. Школа готовится к постепенной минимизации сопровождения старших детей, которые уже учатся в шестых классах, что свидетельствует о значительном прогрессе в их адаптации.
Рабочий день ассистента начинается с того, что он приходит на работу раньше ребенка, минут на 30, распечатывает, готовит лист наблюдения за ребенком на уроке, лист наблюдения за ребенком.
В этом году дружная команда сотрудников инклюзивного образования отметила свой пятилетний юбилей и в связи с чем в ноябре текущего года было организовано мероприятие под названием: «Наш путь», посвященное истории развития инклюзивного образования на базе учебного заведения.
Именно в это время, 27-го ноября 2024 года, был заключён меморандум между общеобразовательной школой №4 и специальным детским садом «Аяла»города Кокшетау. Тогда на встрече представителями школы было отмечено, что в данном учреждении в инклюзивную среду самым замечательным образом интегрирован искусственный интеллект. В доброжелательной рабочей атмосфере участники подписания меморандума обменялись методическими материалами, рекомендациями и, конечно же, наметили дальнейшее совместное сотрудничество.
Один из родителей учащихся, поздравляя с юбилеем кабинета поддержки инклюзии, поблагодарила школу за создание такого важного пространства, отметив, что кабинет помогает детям получать поддержку и раскрывать свои возможности. Её слова стали напоминанием о том, что инклюзия — это не просто кабинет, а место, где каждый ребёнок чувствует себя принятым и ценным.
Администрацией СШ №4 города Кокшетау созданы хорошие условия для реализации педагогами-ассистентами КПИ формирования у детей с особыми образовательными потребностями способности выполнять правила поведения на занятиях и самостоятельной учебной деятельности через индивидуальное сопровождение, Свою часть нагрузки педагоги-ассистенты выполняют сами, не перекладывая на педагогов-предметников. Т.е. некоторое время они находятся в классе, а затем с индивидуальным заданием от учителя-предметника идут в кабинет поддержки инклюзивного образования, где выполняют свои обязанности по индивидуальному сопровождению. При этом особенные детки должны некоторое время отдохнуть для того, чтобы с новыми силами пойти на следующий урок.
Все педагоги-ассистенты КПИ регулярно проходят соответствующее обучение. К примеру, зарегистрированы на IМеждународную конференцию «Особенное тьюторство-2025: практики тьюторского сопровождения в инклюзивном пространстве». Полагаю, что подобные конференции нужны не только нашему сообществу, но и всем заинтересованным в качественной и эффективной поддержке для реализации права на образование, трудовую деятельность и интересную жизнь. Конференция пройдет в середине февраля 2025 года в онлайн формате.
По словам нашего руководителя учебного заведения Мадины Бельгибаевны Хасеновой, следует обратить внимание на необходимость системного и своевременного внесения изменений в нормативно-правовые акты (НПА). Ведь двадцать лет назад в спецклассах (классы КРО) обучались дети категории «соцпед запущенные», затем им на смену пришли дети с диагнозом «ЗПР» (задержка психического развития), а на сегодняшний день инклюзивное образование в школе включает предоставление услуг детям с диагнозом «РАС» (расстройство аутистического спектра). Эта услуга ставит перед организацией образования не только предоставление образовательных услуг, но и социально-бытовых, даже порой медицинских, хотя мы знаем, что в органах ПМПК нет медицинских работников, что приводит к тому, что ПМПК не ставит дифференцированные диагнозы, во всех заключениях – шаблонные рекомендации. А ведь на родительских собраниях родители детей с РАС просят научить ребенка обслуживать себя, кто-то просит научить ребенка здороваться, кому-то надо научить его читать или писать.
Вот о такой дифференциации мы сегодня говорим и должны её вести, поскольку в школе после заключения ПМПК приходится проводить спецдиагностику и выявлять в какой же конкретной помощи нуждается конкретный ребёнок. Поэтому вопрос профессиональной подготовки педагогов-ассистентов и педагогов приобретает особое значение. Педагог-ассистент КПИ не только содействует адаптации ребёнка к образовательной среде, но и помогает основному педагогу выстраивать процесс обучения с учётом индивидуальных особенностей ребёнка. Поэтому считаю, что в условиях активного внедрения инклюзивного образования возникает необходимость разработки новых образовательных программ и курсов повышения квалификации для педагогов и педагогов-ассистентов. Причем эти программы должны включать такие аспекты, как методы диагностики и оценки образовательных потребностей детей, использование специальных педтехнологий и стратегий, управление классом в условиях инклюзии, а также развитие эмоциональной компетентности и навыков эффективной коммуникации.
Говоря сегодня об особенных детях, на ум пришли слова современного американского писателя-журналиста Чака Паланика: «Каждый человек — это новая история, которую нужно изучить».