О главных приоритетах Антикора, коррупционных рисках и активной работе антикорволонтеров рассказал руководитель Департамента Агентства РК по противодействию коррупции по Акмолинской области Асхат Оразхан.
— Асхат Оразхан ұлы, что является приоритетом в работе Антикоррупционной службы на сегодняшний день?
— Решение значимых для граждан и представителей бизнеса проблем является первостепенной задачей в деятельности нашей службы. Основным ориентиром здесь выступает Карта коррупционных рисков, куда включен перечень насущных проблемных вопросов жителей с учетом специфики каждого региона страны. В Акмолинской области таковыми стали вопросы агропромышленного комплекса, земельных отношений, экологии, дорог и инфраструктуры, аварийного и ветхого жилья, ТЭЦ, а также бизнеса.
В рамках реализации Карты уже достигнуты определенные результаты, к примеру, возьмем сферу сельского хозяйства. Как вы знаете, Акмолинский регион ежегодно вносит весомый вклад в общереспубликанский каравай. Конечно же, все это во многом благодаря нашим аграриям. При этом, один из остро волнующих фермеров вопросов — субсидирование сельского хозяйства. К слову, за последние 2 года объем субсидирования в области составил 101,4 млрд тенге. Чтобы обеспечить прозрачность системы предоставления субсидий мы провели антикоррупционный мониторинг сферы субсидирования сельхозтоваропроизводителей, где установили ряд ключевых проблемных вопросов. Это — недостаточное финансирование выделяемых на субсидирование АПК средств из бюджета, несовершенство госинформационной системы субсидирования «Gosagro.kz», а также риски нецелевого использования субсидий.
— Можете привести конкретные примеры?
— Да, к примеру, из-за недоработок платформы «Gosagro.kz» по 29 заявкам на субсидирование растениеводства и инвестиционное субсидирование фермерам были необоснованно произведены двойные выплаты на общую сумму 88,2 млн тенге. Так, одному из ТОО два раза выдали субсидии на общую сумму 10 млн тенге за одни и те же приобретенные им удобрения. Мы провели совещание с руководством Управления сельского хозяйства, где рекомендовали возвратить государству необоснованные выплаты субсидий. В настоящее время в бюджет возвращено порядка 75 млн тенге. Часть этих средств уже поступила 12 фермерам в качестве субсидий согласно очередности. Остальные средства будут распределены таким же образом. По выявленным коррупционным рискам в сфере субсидирования мы внесли ряд конкретных рекомендаций, исполнение которых обязательно будем контролировать.
— В Карту рисков региона, как Вы озвучили, также включена сфера земельных отношений. Расскажите какая работа проводится здесь?
— Земельные вопросы, к сожалению, по-прежнему остаются острыми для населения. Ранее мы провели большую работу по возврату в госфонд пастбищных земель и защите прав пайщиков с земельными долями. В конце прошлого года установлены системные коррупционные риски в сфере распределения земельных участков для бизнеса. По нашим рекомендациям в собственность государства возвращены 3 земельных участка, которые ранее акимат города Кокшетау предоставил вне торгов для строительства МЖК в активно застраиваемом микрорайоне. Общая кадастровая стоимость возвращенных земучастков составляет почти 26 млн тенге. Дальнейшее их распределение планируется провести согласно земельному законодательству.
— Что касается бизнеса, то сегодня решению проблем предпринимателей государством уделяется особое внимание. Какие меры принимает Антикор в этом направлении?
— Действительно, как я уже отметил, защита прав и законных интересов субъектов бизнеса является приоритетом для нас, как для правоохранительного органа. Как показывает практика, зачастую предпринимателям приходится сталкиваться с различными адмбарьерами и волокитой со стороны госорганов. Коррупционные риски здесь, безусловно, присутствуют. Поэтому сфера бизнеса и входит в Карту коррупционных рисков, причем всех регионов. Еще с начала прошлого года Антикоррупционная служба совместно с НПП «Атамекен» запустила проект «Бизнеске жол», который стал для наших предпринимателей своего рода «спасательным кругом». На площадках Региональной палаты и Антикор-центра организовали 50 диалоговых площадок с участием порядка 700 представителей МСБ.
В рамках проекта мы уже оказали практическую помощь в решении конкретных проблем более 2700 предпринимателям. Проблемные вопросы касаются разных сфер, начиная от земельных отношений до налоговой сферы. К примеру, в рамках мониторинга установлено необоснованное взыскание платы за загрязнение окружающей среды с 8 предпринимателей региона. Как оказалось, Департамент экологии ежеквартально направляет в налоговый орган информацию об операторах объектов, осуществляющих эмиссии в окружающую среду. Согласно статье 574 Налогового кодекса операторы объектов 4-ой категории, то есть, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, с прошлого года освобождены от уплаты налогов. Однако Департамент госдоходов, не проанализировав должным образом предоставленные сведения, начислил плату за эмиссию представителям бизнеса в лице операторов объектов этой категории. Из-за этого предпринимателям пришлось оплатить в бюджет налоги. После того, как мы направили рекомендательные письма в ДГД и провели совещание, денежные средства субъектам бизнеса возвратили.
— Ваша работа также акцентирована на вопросах рациональности бюджетных трат, причем не только в рамках уголовных мер, но и предупреждающего характера. Что можете рассказать об этом?
— Вы верно отметили, акцент сейчас на превентивных мерах, так как, все мы знаем, что предупредить нарушения и ущерб гораздо эффективнее, чем бороться с последствиями. Для исключения нецелевого использования бюджетных средств мы постоянно проводим мониторинг госзакупок на предмет завышения цен. Если такие случаи имеются, то направляем рекомендации госорганам. Они пересматривают и корректируют планы госзакупок или отменяют их. Здесь хочу отметить, что мы даем рекомендации только на планируемые закупки госорганов, не вмешиваясь в процедуры уже объявленных госзакупок. Всего за прошлый год предотвращено нерациональное расходование порядка 1 млрд тенге. Приведу один из примеров. Областная больница при управлении здравоохранения запланировала приобрести медицинское жидкое мыло на общую сумму порядка 12,6 млн тенге или 8400 тенге за единицу, в то время как среднерыночная стоимость одного такого мыла составляет 3500 тенге. После нашего вмешательства организация пересмотрела цену, в итоге экономия составила 7,3 млн тенге.
Также в настоящее время мы проводим мониторинг хода строительства и реконструкции 15 проблемных социальных объектов региона. Всего по республике 156 таких объектов, взятых Антикором на особый контроль. Основная цель мониторинга – предотвратить хищение и нецелевое использование бюджетных средств. То есть, мы, отслеживая сейчас эти объекты, в рамках превентивных мер информируем руководство области и заинтересованных органов о нарушениях для своевременного их устранения. Чтобы достичь здесь конечных результатов, а именно, успешного завершения долгостроев, мы будем прилагать все усилия, ведь от этого зависит социальное благополучие населения.
Кроме того, своевременно предупреждать более тяжкие коррупционные проявления с недопущением вытекающих последствий в виде расхищения и причинения ущерба государству нам помогает административная практика. Адмправонарушения мы выявляем и пресекаем по 15 статьям КоАП. Если приводить статистику, то за последние 2 года составлено 30 адмпротоколов с наложением штрафов на общую сумму 9,4 млн тенге. Большая часть виновных привлечена за принятие на работу лиц, ранее совершивших коррупционное преступление (ст.681), за непринятие руководителями госорганов мер по противодействию коррупции (ст.680), а также за занятие предпринимательством лицами, для которых законодательством установлен запрет на осуществление такой деятельности (ст.154). В прошедшем году к административной ответственности за непринятие антикоррупционных мер привлечены 6 руководителей областных управлений и самостоятельных отделов при акиматах.
— Безусловно, без поддержки общества бороться с коррупцией не имеет смысла. Какие инструменты Вы используете для вовлечения граждан в эти вопросы?
— Абсолютно с Вами согласен. Чтобы эффективно противодействовать такому социальному злу, как коррупция, необходимо проявление активной гражданской позиции каждого человека, каждой организации. В этом контексте, Агентством реализуется проект «Антикоррупционное волонтерство», предусматривающий широкое вовлечение всех слоев общества в противодействие коррупции. Сегодня уже порядка 120 неравнодушных акмолинцев в качестве антикоррупционных волонтеров мониторят соцобъекты, расходование бюджетных средств и портал госзакупок, оказывают бесплатную правовую помощь, проводят антикоррупционные мероприятия и участвуют в других вопросах по направлениям проекта. И это дает свои плоды. К примеру, волонтеры совместно с заинтересованными госорганами выявили нарушения при строительстве сельской школы района Биржан сал. Нарушения касаются как сроков работы, так и качества строительства соцобъекта. В итоге строительная компания за выполнение подрядных работ с отклонением от проектных решений (ст.312 КоАП) привлечена к штрафу, а также подрядчику выдано предписание об устранении выявленных нарушений. Здесь хочу отметить, что антикорволонтером может стать любой неравнодушный к проблеме коррупции человек или организация, нужно лишь обратиться в наш Департамент.
Население помогает нам и через сообщения о коррупционных правонарушениях. Начиная с 2016 года за период действия института поощрения лиц, сообщивших о фактах коррупции, 62 акмолинца получили порядка 10 млн тенге, 2 — поощрены грамотами. Мы не только поощряем, но и обеспечиваем меры по защите граждан, сообщающих о достоверных фактах коррупции.
Пользуясь случаем, хочу призвать жителей и предпринимателей открыто обсуждать волнующие вопросы, добиваться соблюдения своих прав и законных интересов, а также сообщать о коррупционных проявлениях или адмбарьерах со стороны госорганов. Для этого работает Call-центр Агентства 1424, областной Антикор орталығы, обращаться можно и на мой личный аккаунт в фейсбуке, одним словом, мы всегда открыты.
— Благодарю за интервью!