Наше время — время модернизации общественного сознания. Об этом настойчиво напоминают нам билборды в городах, заголовки газет, малые и большие архитектурные формы в городах и селах нашей страны. «Рухани жаңғыру» — сообщает нам радио, транслирует телевидение и вездесущий интернет. Многие из нас слышали о программе «Рухани жаңғыру», но знаем ли мы ее?
Крупнейшее с момента запуска в 2017 году программы «Рухани жаңғыру» социологическое исследование, прошедшее летом этого года, постаралось добиться более глубокого понимания того, что знают казахстанцы о главном идеологическом документе в Казахстане. Участникам исследования (респондентам) было предложено ответить на вопрос — знакомы ли они с содержанием программной статьи Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» от 12 апреля 2017 года (которая инициировала программу «Рухани жаңғыру»)? Нет сомнений, что прочтение базисной статьи гарантирует наличие знаний о программе, пусть даже минимальных.
Как выяснилось, 26,7% опрошенных читали данную статью; 40,3% респондентов ответили, что не читали, но слышали о данной статье; ничего не знали о данной статье до момента опроса 29,2% респондентов. Наконец, 3,8% респондентов просто затруднились с ответом на данный вопрос.
Если сравнить эти показатели с показателями общего уровня осведомленности (а слышали о программе, согласно данных исследования, более 70% казахстанцев), они стали несколько хуже, хотя остались довольно высокими. Совокупная доля осведомленных составила 67%. Совершенно иная картина складывается в экспертном сообществе. 45 из 48 экспертов хорошо знакомы с содержанием программной статьи Н.А. Назарбаева. Что неудивительно, так как большинство опрошенных экспертов являлись сотрудниками проектных офисов. Еще трое экспертов знакомы с ней в общих чертах. Очевидно, что имеет место большая разница в уровне знаний о программе граждан и экспертного сообщества. А это значит, что проектные офисы ждет масштабная и глубокая работа с населением.
Модернизация сознания требует времени и терпения. И состоявшееся исследование еще раз убеждает нас в этом. Мы живем в цифровую эпоху – факт неоспоримый. Мы смотрим фильмы на интернет-порталах, узнаем о событиях в стране и мире из новостных лент или на порталах-агрегаторах. Заказываем вещи, лекарства и еду через интернет. Уже более 15 лет имеем возможность видеть собеседника на экране компьютера или смартфона. Обмениваемся сообщениями и участвуем в дискуссиях в социальных сетях. Ожидается, что в ближайшие 2 года в Казахстане 90% госуслуг станут доступны онлайн. И каждый день мы получаем все больше информации об окружающем мире посредством сети Интернет.
Прошедшее социологическое исследование, посвященное изучению общественного мнения по вопросам реализации программы «Рухани жаңғыру», не могло обойти стороной вопрос освещения программы в интернете. Как известно, программа «Рухани жаңғыру» сопровождается активной информационной поддержкой. Эта поддержка включает широкий набор различных мероприятий и инструментов. В том числе, функционирует вебсайт программы(http://ruh.kz). Участникам нашего исследования был задан вопрос — пользовались ли они вебсайтом программы?
Результаты показывают, что большинство респондентов (53,3%) не заходили на сайт «Рухани жаңғыру». Пользовались данным сайтом 17,5% опрошенных. 29,2% респондентов затруднились с ответом. В целом, доля в 17,5% не является маленькой; нужно понимать, что данный сайт, как и любой другой сайт, не может иметь 100%-го показателя посещаемости (тот факт, что ресурс посещает каждый шестой опрошенный является хорошим показателем). Однако стоит отметить, что основной веб-ресурс программы мог бы содержать гораздо больше полезной информации.
Параллельно был проведен замер уровня использования официального сайта программы среди экспертного сообщества; результаты сильно отличаются от данных массового опроса. Так, сайтом не пользовалось лишь 4 эксперта, в то время как 23 использовали сайт постоянно, еще 17 – время от времени, наконец, 5 экспертов отметили, что редко пользовались сайтом. Столь серьезное различие неудивительно, поскольку профессиональная деятельность экспертов в той или иной мере связана с реализацией программы.
Всего в исследовании приняли участие более 2500 казахстанцев и 48 экспертов.
С аналитическим докладом по результатам социологического исследования можно ознакомиться на сайте www.cisc.kz, в разделе «Ресурсы».
Национальное социологическое исследование с целью оценки результатов программы «Рухани жаңғыру» проведено по инициативе Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан в рамках проекта «Центра Поддержки Гражданских Инициатив».