30 августа в Казахстане празднуется День Конституции, так как именно в этот день в 1995 году был принят текст последней Конституции Республики Казахстан, принятый всенародным референдумом. Затем, 5 сентября он был опубликован во всех центральных газетах РК. Это наша третья Конституция. В советские времена были приняты Конституции КазССР в 1937 году, затем вторая в 1978 году и третья, инициированная Елбасы — в 1995 году. Однако, мало кто знает (кроме историков и правоведов), что самый первый текст Конституции казахов был создан 13 июня 1911 года истинным патриотом казахов — найманом Барлыбеком Сыртановым. Создал он это тогда по инициативе и просьбе Алихана Бокейханова (основоположника партии «Алаш» и государства казахов «Алаш», просуществовашего с 1917 по 1921годы со столицей в г. Жана-Семей), когда находился в Санк-Петербурге вместе с ним в те годы.
Барлыбек Сыртанов родился весной 1866 года в образованной и авторитетной семье рода «Кулшан», ветви рода Каптагай-Матай, племени Найман — Сыртана Бокина (Бақы-на каз.). И находился на зимовке отца в местечке Суттіген, что рядом с центральной усадьбой бывшего совхоза «Кызылту», Аксуского района Алматинской области.
Впервые исследования о нём начал в 1965 году его земляк из Аксуского района, такой же патриот, Почетный профессор университета им. И.Жансугурова, фронтовик и писатель Танирберген Калилаханов. В те годы еще были живы дети Б. Сыртанова и Калилаханову удалось встретиться с сыном Барлыбека Сыртанова — Абдул-Кадыром (Каке) и узнать от него биографию великого основоположника Конституции казахов. Впоследствии, Абдул-Кадыр вручил Калилаханову свою тетрадь — дневник с описанием жизни отца и его самого, с датой 19.04.1967 г.
Т. Калилаханов опубликовал самую первую статью о Б. Сыртанове в журнале «Акикат» под названием «Сыртанов Барлыбек кім еді?» Сын Барлыбека Сыртанова еще раз подтвердил, что отец родился на зимовке его деда Сыртана в местечке называемой «Суттіген», весной 1866 года. Тогда как все его исследователи и «Википедия» пишут, что он родился в местечке Карашокы, возле села Арасан, Капальского района. Причиной такой дезинформации послужило, возможно, следующее. После откочевки на жайляу в горы «Карашокы», что близ Арасана в конце мая, семья Сыртана там провела обряд «40 -дней» своему новорожденному Барлыбеку, поэтому в народе возникло суждение, что Барлыбек родился в Арасане, коль здесь проводят обряд новорожденному. Дочь Калилаханова, бывший партийный и советский ответработник Гульша Танирбергенова сохранила все документы отца-писателя и передала тетрадь Абдул-Кадыра молодому исследователю наследия Барлыбека Сыртанова, ученому Елдосу Токтарбаеву. Тот вновь опубликовал текст дневника Абдул-Кадыра Сыртанова под названием «Сары дәптердің сыры». Она доступна в Интернете…
После Т. Калилаханова очень глубокое исследование жизни и деятельности Барлыбека Сыртанова провел известный ученый Сакен Өзбекулы, по заданию своего учителя и руководителя его диссертации академика С.З. Зиманова. Результатом его научных исследований стала книга «Барлыбек Сыртанов», изданный в 1996 году. С. Өзбекулы сумел найти тогда еще живую дочь Барлыбека 82 -летнюю Ханифу. Она рассказала, что когда-то давно вынуждена была закопать все рукописные труды отца, после ареста своего мужа по «58 статье» только за то, что он был женат на дочери Б. Сыртанова. Если бы они нашли рукописи, то тогда была бы арестована вся семья. Мужа позже расстреляли как «Врага народа». Лишь когда пошла волна реабилитации, она выкопала их в 60-е годы, хранила дома и во время встречи с С. Өзбекулы передала ему все записи. В том числе и текст его книги «Дәрілік өсімдіктер» — (Лекарственные травы). Гениальный человек гениален во всем. Пока Барлыбек находился в Санкт-Петербурге в 1911 году, он успел выучиться на трехмесячных медицинских курсах, в медицинском университете. По приезду на Родину, составил текст этой книги. Еще одной заслугой С. Өзбекулы явилось учреждение премии имени» Барлыбека Сыртанова» — в Общественной Научной Академии юристов и правоведов, вручаемый раз в год за выдающиеся труды по юриспруденции. В разные годы о Барлыбеке Сыртанове и его вкладе в становление партии и государства «Алаш», в Конституцию Казахстана публиковали свои труды ученые и писатели, такие как: писатель Шәкен Күмісбайұлы, ақын Өтепберген Ақыпбекұлы, писатель Ж. Дулатбекұлы, краевед М. Қазбанбетов, д.ю.н. Ш. Тлепина, д.ю.н. Н. Дулатбеков, д.и.н. О. Мұхатова, к.ю.н. Б. Сыздықов, к.ю.н.
О. Исенов, Б. Карибаев, К. Омаров и другие. Поэтесса Гүлбақыт Қасенова написала поэму «Алаштың Барлыбегі», опубликованной в областной газете Жетісу.
Но самым капитальным исследованием за последние годы можно считать все труды молодого ученого — земляка Б.Сыртанова Елдоса Токтарбаева. Не углубляясь в анализ его трудов, отмечу, что он провел колоссальную исследовательскую работу, результаты которой, по его словам, будут опубликованы в двух томах.
Кратко о биографии и становлении Барлыбека
Когда Барлыбеку исполнилось 7 лет, отец Барлыбека, будучи на своем жайляу в Арасане, отвез двух своих детей — Барлыбека и Турлыбека в Капал, поставил возле школы юрту и оставил там обоих с их матерью. Попросил директора начальной школы принять их на обучение на русском языке, что тот и исполнил. Сохранилась архивная запись в виде рапорта на имя губернатора от уездного начальства, которое нашел и исследовал профессор Нурлан Дулатбеков. (Рапорт от 21 марта 1875г. № 941 и от 19 января 1976 г. № 189 в папке ОММ 44-фонд, опись-1, ряд 37226) :
В октябре 1874 г. киргиз Арасанской волости Сырттан Бокин привел в уездное управление двух детей 11-ти и 9-ти летних мальчиков и просил принять их в училище с тем условием, чтобы от него не требовали ни на учебу, ни на их содержание, а также, чтобы при них находилась их мать, его старшая жена. Дети были приняты и размещены в юрту, данной Сырттаном на первое время пока неизучтены средства для найма другой юрты
Оба учились очень хорошо, поэтому начальник школы дал ходатайство губернатору в г. Верный, с просьбой принять на обучение в гимназию их обоих, с выделением стипендии из губернаторского фонда. В это время сам Сыртан участвовал в торжествах по приему генерал-губернатора Семиречья — Колпаковского в Капальском уезде. Два дня сопровождал его и тоже попросил принять детей в гимназию. В делегации Колпаковского был знаменитый поэт Жамбыл Жабаев, который восхищенный заботой Сыртана о своих детях написал стихотворение:
Қыдырaлы, Құлшaннaн,
Құлaш ұрғaн Сырттaным.
Жерді болжaп күн шaлғaн,
Жүрегіңді ұққaнмын.
…Сендей қaзaқ жоқ шығaр,
Үміт қылғaн бaлaдaн.
Екі бaлaң жетілсе,
Құтылaрсың тaбaдaн.
Дәметемін жетімше,
Сендей білгір aғaдaн
Как видите, Барлыбеку дал «Бата»- знаменитый Ж. Жабаев и он полностью оправдал его слова. Оба мальчика благополучно окончили гимназию. Турлыбек вернулся, позже работал толмачом, а вот Барлыбека, как отличника по ходатайству директора гимназии Д. Новака, направили в Санкт-Петербург, где он хотел поступить в медицинскую Академию. В архиве сохранилось его «Прошение»:
«Его Превосходительству Господину Начальнику Императорской Военной Медицинской Академіи. Оть окончившего курсь Верненской классической Гимназіи киргиза Семиречинской области Капальскаго уезда Бардыбека Сыртанова.
Прошеніе
Желая для продолжения образования поступить в Санкт-Петербургскую Императорскую Военную Медицинскую Академию, имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство сделать зависящее распоряжение о принятии меня в Военную Академию на основании прилагаемых при этом документов, вместе с копиями о них: аттестата зрелости, увольнительного свидетельства от общества, свидетельства, что я не принадлежу призывному участку для исполнения воинской повинности.
При этом на основании п.5.100 – Высочайшего утвержденного Устава Императорского Российского университета, обязуюсь во все времена пребывания моего в Медицинской Академии подчиняться правилам и постановлениям его. город Верный Семиречинской области 7 июля дня 1886 года Окончивший курс:Барлыбек Сыртанович Сыртанов.
Но, к сожалению, по документам он не прошел туда и тогда его приняли в Санкт-Петербургский Императорский университет на факультет восточных языков. Известно, что учась в Университете, Барлыбек помогал знаменитому химику Менделееву в переводах научных трудов по химии с Восточных языков. Организовал «Землячество» совместно с Б. Қаратаевым, Ж. Сейдалиным, М. Сердалиным, и А. Теміровым, обучавшихся в С-Петербурге.
По окончании Университета в 1890 году, он был направлен в Ташкент, где заведовал канцелярией Губернатора Туркестанского края. Через 5 лет его направили в г. Верный, в распоряжение военного губернатора Семиречья, где он 4 года занимался размежеванием границы с Китаем. В 1908 году уволился со службы по собственному желанию. Находясь в городе Верном в декабре 1910 года организовал съезд мусульман в с. Узанагаш для составления «Прошения» на имя Императора России. Прошение было о притеснениях со стороны местной власти при разделе земли между казахами и приезжими переселенцами, направленных в Семиречье по реформе Столыпина. Направив «Прошение», и не дождавшись ответа, решил сам поехать в Санкт-Петербург и лично вручить документы в канцелярию Императора. Деньги на дорогу дал татарский купец Кудус Габдул-Валиев и по мелочам собрали участники съезда. В Санкт- Петербурге пришлось прожить более 4-х месяцев, ожидая результата, где он снова сошелся в Алиханом Бокейхановым — бывшим депутатом Государственной Думы 2-го созыва. Алихан был в Петербурге с целью восстановления избирательных прав казахского народа, которых лишил Столыпин своим «Законом о выборах», от 3 июля 1907 года принятого в день разгона ІІ Государственной думы. Они и раньше были знакомы, когда Барлыбек еще учился в университете. Алихан Бокейханов, зная острый ум и широту знаний Барлыбека, попросил его составить текст первой Конституции казахов, так как в Госдуме он когда-то начинал отстаивать свою мечту о создании Автономной Республики казахов, в составе России и планировал в будущем добиться своего.
Барлыбек три месяца трудился в библиотеках С-Петербурга, просмотрел Конституции США и всех европейских государств. Текст написал арабским шрифтом и закончил 13 июня 1911 года, назвав «Қазақ елінің Уставы» и подписав его своим литературным псевдонимом — «С. Б. Алашинский». Текст был передан Алихану Бокейханову, который переписав его, вернул текст самому Барлыбеку. Так как кончились деньги, а обещанные друзьями средства не были собраны, он вынужден был уехать из Санкт-Петербурга, не дождавшись письменного ответа канцелярии Императора России. К сожалению, сырой климат и холода возбудили у него туберкулез, что послужило основной причиной отъезда. Приехав на Родину, он продолжил свою деятельность по защите прав казахов. Уговорил детей своего родственника Мамана Турысбека-кажы создать школу в местечке Карагаш, Аксуского района. Сын Мамана, Сейтбаттал Маманов побыв в Верном у Сыртанова, взял план мужской гимназии Верного и по нему построил школу — «Мамания мектебі». Помог поступить в гимназию будущим гениям Алаш-Орды: Мухамеджану Тынышпаеву, С. Аманжолову, Оразу Жандосову, Жубанышу Борибаеву и многим другим. Защищал казахов Аксуского района от притеснений полковника Абакумова, который руководил казачьим пикетом у реки Аксу.
В газете «Семиреченские областные ведомости» открыл рубрику «Туземный отдел» и публиковал статьи о бесправии казахов. В 1913 году он вернулся на зимовку отца в Суттіген, чтобы кумысом поправить здоровье, но так и не выздоровев, умер 26 ноября 1914 года.
А. Бокейханов ввел его труд в Программу партии «Алаш», которую опубликовали в газете «Казах» 21 ноября 2017 года. Оригинал текста, сохраненный дочерью Барлыбека — Ханифой, переданный ею затем Сакену Озбекулы в 1981 году, впервые был опубликован им в 1992 году в газете «Түрік бірлігі» через 11 лет после обнаружения.
«Устав Қазақ елі» состоит из «Введения» (преамбулы), четырех разделов: «О самостоятельной республике Казахская страна», «О правах человека», «О Казахской земле», «О суде», состоящих из 28 статей. Текст опубликован в трудах вышеуказанных авторов и есть в свободном доступе в Интернете. Поэтому, не анализируя весь текст, коротко остановимся на первом разделе, так как цель данной публикации не «Устав», а жизнь Барлыбека Сыртанова и его вклад в развитие казахского народа.
Основная цель «Устава» – это освобождение Казахстана от зависимости России и создание автономного и независимого государства казахов. Это должно осуществиться парламентским путем, через деятельность съезда депутатов, избранных народом.
Эту цель он раскрыл во «Введении» Устава:
В новое время мирным путем, без стрельбы и войны, не проливая крови, чтобы быть на своей земле страной с собственным правительством и быть в дружбе со всеми другими странами [мы] учреждаем Республику Страна казахов. Отношения с Россией должны строиться на принципах доминиона, по примеру Британских доминионов. Верховная власть должна принадлежать парламенту (Ұлт мәжілісі), которая избирает Президента и Вице-Президента на 4 года. Президент не может переизбираться более двух раз.
У Сыртана, кроме Барлыбека и Турлыбека было еще трое сыновей: Керімбек, Молдахмет, Кенжехан. От Керімбека трое сыновей; Боранхан, Кылышхан, Болатхан. Дочь Болатхана — Нуржікен Болатханова, была замужем за братом моего деда — Сыздыкова Нуртлеу, жителя с. Аксу, Аксуского района, Алматинской области. Она всегда гордилась своими корнями и частенько восклицала: «Мен Сырттанның қызымын!» До развала СССР мы не понимали ее гордости, считая что хвалится тем, что она дочь какого-то бывшего бая. Лишь после появления публикаций о Барлыбеке Сыртанове мы поняли о каких дедах она говорит, с полным правом на гордость! Советская власть всегда замалчивала информацию о великих казахах, внесших вклад в Казахстан.
В селе Кызылту, переименованный в 2013 г. в «Сыртанов ауылы», жил еще один потомок Сыртана, сын Боранхана — Мырзабек Боранханов, великолепный учитель средней школы. В Алмате живут прямые потомки Барлыбека, как например, его внук Самед, доктор экономических наук. Жаль, что наша бабушка Нуржікен, умерла, так и не узнав о достижениях дедов — Сыртана и Барлыбека!
Мы в Instagram! Подпишись, чтобы быть в курсе новостей!
Наверное, надо не только переименовать село в «Аул Сыртанова», но и поставить там ему памятник, создать музей его имени, в котором хранились бы все документы о нем. А то ведь они разбросаны по «Архивам»: Республиканском в Алматы, Областном — в Талдыкоргане, частных архивах у С. Озбекулы, Е. Токтарбаева и других. А самое главное, хорошо было вернуть архивные документы из Санкт-Петербургска, и их все сосредоточить в одном месте — музее на Родине патриота казахов Барлыбека Сыртанова.