Сегодня в традиционной рубрике «Великое слово – Учитель!» хочу читателей газеты познакомить с учителем начальной военной подготовки и физической культуры в коррекционных классах Красноярской средней школы №1 Мажитовым Азаматом Акжанұлы, с которым встретилась для интервью. К слову, кандидатуру будущего героя публикации мне предложила администрация школы. «Наверное, это заслуженный педагог с многолетним стажем педагогической работы», — подумала я, спеша на встречу с учителем. Какового же было моё удивление, когда мне навстречу вышел молодой подтянутый улыбчивый молодой человек с военной выправкой. И у нас завязалась непринужденная беседа.
— Азамат Акжанович, расскажите о Вашей трудовой педагогической деятельности в стенах СШ№1 села Красный Яр. С чего всё началось?
— В данном учебном заведении я работаю с 2018 года. Я по образованию учитель физической культуры, окончил после прохождения армейской службы Кокшетауский университет по вышеназванной специальности, поэтому стал преподавать уроки физкультуры, чуть позже проводить занятия по начальной военной подготовке. Кроме того, на данный момент провожу занятия физкультуры в начальном звене в коррекционных классах.
— Да, сейчас много говорят и пишут об инклюзивном образовании в школе, об особенностях обучения детей с особенными потребностями. Можете поделиться опытом данной работы?
— Хочу напомнить, что инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включаются в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности, детям с ограниченными возможностями предоставляется возможность обучаться в общеобразовательных школах наравне со своими сверстниками.
Веду занятия физкультуры в коррекционных классах начального звена школы. Имея уже за плечами опыт работы с детьми таких классов, я постепенно стал их «выводить» на городские соревнования, одновременно сотрудничая с городским клубом «Мерген» для людей с ограниченными возможностями и администрацией СШ № 20 города Кокшетау, в частности с Шариповым Дауреном Еслямовичем, тренером по легкой атлетике первой категории, председателем общественного объединения «Специальная Олимпиада Кокшетау» в Акмолинской области, членом областного совета инклюзивного образования управления образования Акмолинской области. Серьезно взявшись за работу с детьми коррекционных классов, стал искать спонсоров для приобретения спортивного инвентаря и оборудования. Сейчас для детей все необходимое оборудование для проведения физкультуры имеется в достаточном количестве, это и мячи, и скакалки, и гимнастические обручи, и спортивные палки. Дети занимаются различными игровыми видами спорта. Занятия проходят два раза в неделю – во вторник и четверг, их на занятия приводят родители.
— У Вас разработана своя авторская методика работы с «особенными» детьми?
— Я в принципе придерживаюсь общей физической нагрузки, но даю её «дозированно», уменьшенную. К примеру, если 100 метров надо пробежать за 14-15 секунд, то таким детям увеличиваю время до 16-17 секунд.
Кроме того, мои ученики ежегодно проходят отборочные соревнования на участие в областной спартакиаде «Жұлдызай» для детей с ограниченными возможностями, где занимают призовые места. Они участвуют в лыжных гонках, легкоатлетическом беге. К примеру, в прошлом году четыре ученика, завоевавшие первые места в областном состязании, приняли участие в республиканской спартакиаде. Семиклассник Байбол Жукенов стал чемпионом республики в беге на 100 метров. В этом году участие приняло трое учащихся, причем шестиклассник Данил Королев стал чемпионом Казахстана, а в общекомандной эстафете наши школьники заняли третье место по республике.
— Хороший учитель – это человек, который полностью отдает себя любимой работе, это пример для подражания ученикам. К примеру, Вы, учитель физкультуры, для своих учеников должны являться образцом выносливости, трудоспособности, хорошей физической подготовки. Разве не так?
— Полностью с Вами согласен. К примеру, я являюсь участником и неоднократным призером Президентского многоборья или полиатлона, в том числе республиканского, которое включает в себя такие виды спорта, как силовая подготовка (подтягивание, сгибание рук в упоре), стрельбу из пневматической винтовки, метание гранаты, лыжные гонки, бег на короткие и длинные дистанции, плавание. Поэтому, действительно, для учеников учитель сам должен быть примером во всём, любить свою профессию, тогда и воспитанники, чувствуя такое отношение педагога к своей работе, в дальнейшем могут избрать учительскую профессию, всегда будут ценить и уважать труд педагога.
Кроме того, у меня на тот момент уже были спортивные достижения у себя на родине. Я сам родом из села Киевское Акжарского района Северо-Казахстанской области, где в период с 2005 по 2012 годы работал в сельской школе учителем физкультуры, позже с 2012 по 2016 годы назначили директором Байтуской основной неполной школы.
— Азамат Акжанұлы, расскажите немного о своей семье.
— Любой человек достойное воспитание, ценностные ориентиры в жизни получает из семейного очага. Нас в семье три брата и одна сестра. Братья Жанат и Сунгат – офицеры в отставке, сестра Ляззат трудится шеф-поваром в воинской части города Петропавловска. Я очень горжусь своими родителями. Они сейчас на заслуженном отдыхе, пенсионеры. Отец Мажитов Акжан трудился механизатором в родном селении, позже его избрали главным имамом (муллой) в селе, он в свое время совершил хадж в Мекку. Мама Мажитова Жумашкен работала в животноводстве, а в последние годы перед пенсией — техничкой в школе. Супруга Арай трудится в сфере торговли в селе Красный Яр. Радуют своими успехами дочь-десятиклассница Арай и сынок-шестиклассник Рахман.
Хотел бы поделиться информацией о победе нашей семьи в ежегодном национальном конкурсе «Мерейлі отбасы», когда в 2013 году мы заняли первое место в районе, а позже стали призерами уже областного конкурса.
Следует отметить, что данный конкурс, проводимый в рамках празднования Дня семьи, направлен на возрождение нравственных ценностей и культивирование позитивного образа семьи и брака, повышение статуса семьи(прим.автора).
— Почему Вы избрали именно профессию учителя? Ведь Вы могли же избрать путь профессионального спортсмена или военного человека. Кто-то повлиял на Ваш выбор?
— Безмерно благодарен своему первому наставнику, учителю физкультуры Якименко Валентине Васильевне, которая преподавала в Киевской средней школе Акжарского района и смогла привить любовь к спорту и к профессии педагога. Помню, придя после армии, а она жила тогда по соседству и видя мои способности к спорту, заставляла меня заниматься на турнике у неё во дворе, давала полезные советы по занятию спортом. Она переживала, чтобы я не «ушел» в другом нехорошем направлении по жизни. Позже мы с ней уже трудились в качестве коллег, учителями физкультуры в родной школе.
Хорошую практику педагогической деятельности также получил в стенах СШ №19 города Кокшетау, где непродолжительное время трудился учителем физкультуры, а также возглавлял методическое объединение. Полученный там опыт работы в коррекционных классах позже применил в Красноярской СШ №1.
Из коллег Красноярской средней школы №1озвучил бы имена таких педагогов-наставников, как учитель физкультуры с многолетним стажем Гульнар Нурахметова, молодой педагог Асылжан Усманов и многие другие.
— Есть ли у Вас хобби?
— Поскольку живу в частном доме, то люблю заниматься домашним хозяйством – ухаживать за скотом, а также, как автолюбитель – «копаться» в машине. Но практически вся моя жизнь проходит в стенах школы. Даже в выходные мы собираемся с ребятами и проводим совместные спортивные тренировки. Они, глядя на меня, как тренируюсь, тоже повторяют за мной.
— Можете озвучить имена своих подопечных, чьими успехами Вы гордитесь?
— Я горжусь достижениями ученика 7-го класса Байбола Жукенова. Не могу не сказать о его однокласснике Анатолии Глушкове, который в 2019 году завоевал звание «Лучший спортсмен Акмолинской области», получив награду из рук бывшего акима области Ермека Маржикпаева. Я тогда, помню, получил сертификат «Лучший тренер Акмолинской области». Большую надежду возлагаю на способного шестиклассника Данила Королёва, с ним дополнительно занимаюсь во внеурочное время. Его хорошо поддерживает бабушка, которая приводит на занятия, интересуется его успехами. Хочу отметить шестиклассника Нурали Жангельдинова, неоднократного призёра республиканских соревнований. Ученица 4-го класса Арина Безносенко была неоднократной чемпионкой Акмолинской области. Также большую надежду возлагаю и на Анель Таттыбаеву, которой недавно исполнилось девять лет. Поскольку в республиканских соревнованиях разрешается участие с девятилетнего возраста, то верю в яркие победы Анель и Арины в недалеком будущем.
В зимнее время мы занимаемся спортом на лыжной базе «Бұқпа», посещаем бассейн «Бодрость», где проводим тренировки, занятия организовываю на легкоатлетическом манеже, на территории школы на свежем воздухе, хотя в самой школе имеется и хороший спортзал, и тир.
— На Ваш взгляд, сельские ребята от городских учеников сильно отличаются?
— Да, отличие, несомненно, есть. Сельские ребята более сильные, выносливее городских. Возможно, из-за того, что многие из них живут в частных домах, занимаются хозяйством, больше работают физически, нежели городские, возможно, из-за того, что воздух здесь более чистый и благоприятно влияет на их здоровье. Также на занятиях начальной военной подготовки они с удовольствием разбирают и собирают автомат, с легкостью сдают норматив на надевание ОЗК – общевойскового защитного комплекта, в городских и областных соревнованиях по НВП занимают призовые места.
— Скажите, а какие в целом встречаются проблемы у преподавателей физической культуры в работе?
— Сейчас усложнили процедуру прохождения аттестации на категорию. К примеру, раньше у меня была первая категория, а сейчас имею квалификационный уровень педагога-модератора, что считается самым низким. По моему мнению, вопросы, предлагаемые на аттестацию учителей физической культуры сложные, порой некорректные. К примеру, я очень люблю свою работу и много времени уделяю спорту, практической деятельности, у меня нет времени на глубокое изучение теории. В связи с этим, хотелось бы, чтобы Управление образование области рассмотрело предложение – сделать процедуру сдачи на категорию более упрощенной для учителей физической культуры либо принимать в учет достижения по работе. Например, учитывая свои личные спортивные достижения, а я являюсь участником и призером республиканских соревнований президентского многоборья, неоднократным чемпионом области по президентскому многоборью, на сегодняшний день имею квалификационную категорию всего лишь педагога-модератора, причем, с большим трудом смог набрать нужное количество баллов. Поэтому считаю необходимым рассмотрение вопроса присвоения категории именно учителям физической культуры, чья работа связана со спортом, а не с интеллектуальной деятельностью.
— Каковы Ваши жизненные задачи, ближайшие планы?
— Конечно же, хочется из своих учеников воспитать будущих призеров международных спортивных соревнований, олимпийских игр. Счастлив, что многие мои воспитанники сегодня трудятся учителями, тренерами, мы вместе встречаемся на спортивных площадках, вместе принимаем участие в различных соревнованиях.
— Сердечно благодарю Вас, уважаемый Азамат Акжанұлы, за интересную беседу, желаю новых творческих свершений на учительском поприще, семейного благополучия и всех земных благ!
Мы в Instagram! Подпишись, чтобы быть в курсе новостей!