29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Батырбек Смагулов

Ветеран труда. Жанасу – Лавровка

Айганым-ханша

Жизнь – река стремительно несет свои воды вдаль, и чем сильнее кипят ее водовороты, тем больше как будто тускнеют и расплываются узоры человеческой жизни, а также события прошедших эпох. Да, время, увы, неумолимо. Даже на полотнах-шедеврах великих мастеров тускнеют от безжалостного времени краски. Блекнут в памяти людской не только образы исторических личностей, но и все то, что ими было сделано при жизни для своего народа. И все же абсолютного забвения имен, оставивших свой  неповторимый след в истории, не должно быть и не могут стереться без остатка события, имена и лица людей, многое сделавших в свое время для блага своего народа. Жизнь продолжается, поколения сменяют новые, их мощным союзником всегда был и будет благостный ветер перемен и обновления.

Поэтому я посчитал правильным подготовить и предложить вниманию читателя не большую статью об одной из лучших представительниц казахского народа правившей страной в первой половине девятнадцатого века после кончины Уали хана. К написанию этой статьи меня натолкнуло прочтение романа СабитаМуканова «Промелькнувший метеор», который вновь перечитал на досуге. Если верить преданиям, у Абылай хана было тридцать сыновей и сорок дочерей от пятнадцати жен, шесть из которых из рода Атыгай, заселяющего Кокшетаускую округу. Жена Сайман, дочь каракалпакского бека Сагындыка, родила ему четырех сыновей – Есима, Адиля, Шынгыса и Уали. Абылай хан умер в 1781 году. После  смерти Абылая на ханскую власть притязали  Уали сын Сайманы и Касым, сын жены – калмычки. После долгих споров Уали объявили ханом и наследником Кара – шанырака (наследник отцовского дома)

Но, приняв символ власти  предков, он утратил значительную часть владений Абылая. Под началом Уали осталось только десятая часть населения, на которое  распространялась  ранее власть отца. Тем не менее, омский губернатор  признавал его ханом и поддерживал с ним связь. В числе четырех жен Уали младшей и самой любимой была Айганым. Она стала женой, когда ему перевалило за пятьдесят. Вот как описывает  Сабит Муканов в своей книге  «Промелькнувший метеор»:  «…Уали, принявший с Кара – шаныраком власть, по прежнему жил в ставке отца, в урочище  Кызылагаш, неподалеку от синих гор Кокшетау. Однажды пришлось ему поехать в аулы на берегу Есиля (р.Ишим) – разобраться и уладить некоторые тяжбы. В этом есильском  краю жил и поломник  в Мекку  — Малим – кажи, выдавший некогда одну из своих дочерей замуж за Абылай-хана. В доме сына Малима, Саргалдак – кажы, и остановился Уали  и здесь увидел дочь Саргалдака, красавицу Айганым. Уали решил немедленно послать  верного человека Саргалдаку с предложением отдать младшую дочь ему в жены, и посланец принес Уали согласие Саргалдака. Но как же Айганым. В ее согласии не было нужды. У казахов в таких случаях молчание невесты считалось знаком согласия. Но как поступила Айганым? Через своих близких она обратилась к своему седому жениху с  просьбой не селить ее вблизи Кокшетау, в соседстве с тремя ханскими женами и их многочисленными детьми.  – Если Уали желает меня видеть своей женой – заключила Айганым – то пусть переведет ханскую ставку ближе к Есилю у подножья горы Сырымбет и  избавит ее от обид и оскорблений, на которые не будут скупиться ревнивые соперницы. Влюбленный хан принял все условия прекрасной юной невесты.

После свадебного тоя он, оставив на прежнем месте своих старших жен, переселился к подножью горы Сырымбет, неподалеку от Есиля ( Ишима ), как просила Айганым. Так, ханская орда оказалась в  Айртавщине  по прихоти юной невесты, впоследствий ставшей первой женщиной носившей титул ханши в истории казахов. В истории казахов, как и остальных народов Востока, не упоминается о том, чтобы женщина владела ханством. Можно встретить женщин – биев, женщин – ханов нет. Эти события произошли в 1805 году, когда Уали исполнилось шестьдесят лет. Айганым  была не только красивой и образованной, но и умной женщиной. Войдя в дом ханской ставки, она настолько подчинила себе Уали, что уже с той поры , как  утверждают современники, поводья власти  оказались в ее руках. В 1821 году Уали умер. Его сыновья от старших жен не хотели и не могли наследовать Черный шанырак. Сыновья Уали от Айганым – Абен, Мамке, Шепе, Чингиз, Кангожа  и Альжан (кроме них было две дочери Алима и Сабира) – еще не помышляли о ханстве по своему малолетству. Поэтому  поводья власти  как были в руках Айганым, так  и остались в них после  смерти мужа, но уже  ослаблялись самим временем, ввиду сложившихся к тому периоду политических условий в Казахской степи. Смерть Уали, вдовство Айганым и борьба за ханскую власть совпали с назначением генерал-губернатором Сибири тайного советника Михаила Михаиловича Сперанского, знаменитого реформиста при дворе Александра Первого. Леди по имени Айганым, в ту пору было не многим больше тридцати.

Но даже сдержанный, не склонный к бурным проявлениям чувств  тайный советник был восхищен умом и красотой молодой вдовы. После первой же беседы с ней Михаил Михаилович сразу решил, что  Айганым вполне справится с обязанностями ага-султана  Кокчетавского округа. Согласно Уставу о сибирских киргизах, вступившего  в действие в 1822 году ханство было упразднено и территория Среднего жуза  отныне разделялось на округа – Баянаульский, Кусмурунский, Кокчетавский, Акмалинский, Каркаралинский и Кокпектинский. Округа, в свою очередь, состояли из волостей с кши-султанами во главе. При губернаторе утверждалась должность советника из  образованных  и уважаемых казахов. Айганым женским своим чутьем поняла, что пришлась по душе Сперанскому. И, высказывая ему одно из честолюбивых желаний, она втайне рассчитывала на помощь всемогущего губернатора. – Мои сородичи, Ваше превосходительство, не знают, как строить зимовки. Бывает, и в трескучие морозы они отсиживаются в войлочных  юртах. Я хочу подать им пример. Сперанский не оставил без внимания намек вдовы. Вскорости в ее аул приехал инженер и разработал проект строительства бывшей ханской ставки. В течение одного года Кокчетавская воинская часть выстроила городок в урочище Сырымбет. Айганым родилась в 1783 году. Благодаря ученому отцу Саргалдак она с детства освоила кроме русского, арабский, персидский, шагатайский языки, знала в совершенстве Восточную историю и философию и была одной из самых образованных в то время Казашек.

В делах управления государством  Айганым  была прозорливым политиком. Она раньше других  поняла, что впредь все знания придется получать на русском языке и поэтому необходимо повсеместно учить ее. Она также поняла, что только благодаря  нормальным занятием животноводством и полеводством  казахи могут разбогатеть. Она поняла преимущество оседлой жизни. И построила  по архитектурному  проекту русских инженеров свою зимовку. Проект учитывал местные условия и местные материалы. В ущелье между двумя склонами Сырымбетских гор был построен добротный просторный дом на десять комнат. Дом из соснового леса. По обе стороны большого дома – отау, сарай склады, скотный двор. На площадке поблизости  от большого дома были построены мечеть и медресе – школа. В школе – медресе изучали не только религию, но и естествознание, другие науки, русский язык. Айганым  придавал особое значение искусству, знаниям науки. Она постоянно помогала русским ученым, проводившим геодезические и инженерные  работы в Северном Казахстане. О ней восторженно писали Сотников А.А.,Гайне А.К.,Семенов-Тяньшанский П.П.,Усов Ф.И. и другие. Постоянным гостем ханым были акыны, певцы, музыканты. Орынбай, Арыстанбай, Шоже и Жанак всегда были желанными гостями.

Исследователи доказывают, что легенду « Козы-корпеш и Баян-Сулу» Шокан записал у акына Жанака в возрасте шести лет. Кроме того, Айганым и сама сочиняла стихи. Айганым ханым не сражалась рядом со своими сарбазами с врагами, но своим умным и умелым правлением была достойной наследницей величайших Тумар-апа и Зарины, родившихся на земле саков и Массачетов. Знаменательным фактом, имеющим историческое значение является посещение указанной усадьбы Айганым трех президентов: Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, Узбекистана Ислам Каримов и Кыргызстана Аскар Акаев. Музейный комплекс, созданный на базе усадьбы Айганым имеет свыше 8400 экспонатов, его ежегодно посещают свыше 1000 человек. Среди посетителей музейного комплекса гости из Турций, Вьетнама, Америки, Китая, Германии, не говоря о гостях из стран ближнего зарубежья.

Наша страница в Фейсбук! Подпишись!