Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Но не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя удовлетворенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным.
Л.Н. Толстой
Первые сентября. Для учительского сердца они — и радость и грусть. Мелькают один за другим, и порой не хочется их считать… А что если бы вот этот первый день сентября, как по волшебству, собрал бы на школьном дворе, всех, кого за более чем 40 лет учительства выпестовала Роза Асановна Айбашпанова.
Было бы, конечно, тесно!
Удел не многих учителей — навсегда остаться в заветном уголке сердца своих учеников. И не только просто первыми, но и учителями от Бога, звездными учителями, отмеченными особым даром, особым предназначением, что можно смело сказать о Розе Асановне, преподавателе математики и физики. Сейчас хотелось бы поговорить не столько о важности профессии, сколько о необходимости воспитания в детях чувства доброты и сострадания. Работать с детьми без души нельзя, — считает Роза Асановна. Любовь к детям — ее педагогическое кредо. Сколько в ребятах хорошего, умного заложено ею! Скольких она выучила, обогрела! Учитель в жизни человека — на втором месте после матери. Создавать личность без творчества невозможно. Нельзя без любви, без тепла и ласки смотреть в чистое зеркало детских глаз. Это твердое убеждение ветерана педагогического труда, обладательницы многих почетных грамот и наград.
Роза Асановна после окончания в 1974 г. Сырымбетской СШ поступила в педагогический институт в г. Петропавловске на физико-математический факультет. После окончания института в 1978 г. она начала свою трудовую деятельность в той же школе, что когда-то окончила — в Сырымбетской СШ — учителем математики и физики, и вот уже более 40 лет трудится на педагогическом поприще. В разных школах пришлось поработать Розе Асановне, но везде она проявляла высокий профессионализм, школа обязана ей новыми учебными планами, переработкой программ с учетом профиля обучения. Она считает, чем больше в школе педагогов с яркой индивидуальностью, тем больше от этого выигрывают дети. Таких в коллективе вместе с Розой Асановной работает большинство.
Их уроки — не сухая учебная информация.
Кто-то, может, не согласится со мной, но я считаю, что работоспособный творческий коллектив такой, где сочетается опыт зрелых мастеров и потенциал творчески мыслящих молодых педагогов. Учителя ценю за то, что он учит ребенка определяться в многоликом потоке разнообразной информации, может определить круг его интересов, помочь сделать сознательный выбор, дать равные возможности для осуществления выбора.
— делится своими мыслями она.
Она уверяет, что ученики быстро угадывают силу и слабость любого педагога. И здесь очень важно, чтобы «силой» было отличное знание, увлеченность, умелое увязывание преподносимого материала с жизнью. Математика была и остается ближайшим помощником в работе и в жизни.
Аристократически элегантная, с легкой искринкой в глазах, она излучает доброжелательность и интерес к собеседнику — любому. Как же ей подходят слова Софьи Ковалевской: «Чтобы быть хорошим математиком, в душе нужно быть поэтом»! Учитель математики — она всегда была на своем месте. Она умеет видеть человека «внутренним зрением», чувствует неискренность, но не упрекает, снисходя к человеческой слабости. Неспроста на Востоке издревле было принято слово «Учитель» писать с большой буквы.
Учитель, словно скульптор, создает из учеников уникальное и неповторимое творение, способное размышлять, любить, творить добро.
Учитель — это многоликое слово: учитель — товарищ, учитель — мыслитель, учитель — воспитатель, учитель — врачеватель. Именно такой является Роза Асановна — мастер своего дела, талантливый педагог, способный зажечь в сердцах учителей и учеников огонь познания, вовлечь их в водоворот интересной школьной жизни, поиска, проявления педагогической интуиции и новаторства — пример эффективного использования интернет-технологий.
Ее ежедневная работа сопряжена не только с огромными нагрузками психологического характера, но и непрерывным творческим поиском. Она — человек удивительно трудолюбивый, преданный своему делу, инициативный и широко мыслящий. Важность этой учительской миссии неоднократно подчеркивал и Президент нашей страны Нурсултан Назарбаев. Отмечая, что «мы должны построить общество, где ценят честь, достоинство и репутация каждого, где присутствует высокая мораль, этические стандарты и духовные ценности. Все это возможно только через постижение таких общечеловеческих ценностей, как любовь, добро, истина, красота, нравственность, духовность».
Роза Асановна из той редкой породы учителей, которых можно назвать достоянием школы, чей престижный имидж создавался годами такого, казалось, незаметного учительского служения любимому делу. Детям. Школе.
Она интенсивно работает над повышением личного профессионального мастерства, изучая прогрессивные методы современной педагогики.
Безусловно, по всей жизни пронесут выпускники воспоминания о настоящем и мудром наставнике, умном преподавателе, воспитавшем в них толерантные патриотические чувства личным примером безграничного человеколюбия, честности, справедливости и трудолюбия.
В период учебно-педагогической деятельности Роза Асановна обогатила своих учеников не только знаниями, но глубоким духовно-нравственным содержанием чистых, человеческих отношений, сотканных их искреннего взаимопонимания, высокой культуры общения. Образцовое отношение к труду, совершенствование методов и приемов в учебно-воспитательной работе, лучшие человеческие качества создали ей заслуженный авторитет среди педагогов, учеников и их родителей.
Настоящий педагог силен своими учениками. Любой труд, а тем более труд наставника подрастающего поколения, требует должного внимания и поощрения. Многим на свете тепло оттого, что есть на свете Роза Асановна, которая честно и беззаветно занимается своим любимым делом, и сама ищет новые пути совершенствования профессионального мастерства педагогов. Проходят годы, и многие ее ученики с благодарностью вспоминают свою требовательную учительницу. Почему пройдя школу многих учителей, ребята уносят в большую жизнь милый им дорогой образ любимой учительницы. Почему, повзрослев, выкраивают время, чтобы снова встретиться с ней? Невозможно, наверное, открыть или хотя бы приоткрыть тайну учительского обаяния — есть некий секрет, подобный флюидному потоку, который невозможно разложить существующими в науке формулами. В таких случаях говорят — «человек большой души».
Удел немногих учителей навсегда оставаться в заветном уголке сердца своих учеников.
Ее давние выпускники, уже став взрослыми, гордятся, что учились у Розы Асановны.
Смысл учительской жизни прост: учить всех, учить везде, учить всегда. Профессия патриотов, точнее не скажешь.
Сегодня в ее адрес, работающей по призванию с величайшей преданностью и добросовестностью, пользующейся колоссальным вниманием учеников и их уважением, звучат искренние слова благодарности. Действительно, ни за какие деньги не купить уважение, которое возникло, утвердилось, бережное и теплое, к преподавателю математики — Розе Асановне, сердечную благодарность за высокий профессионализм, чуткость и заботу, решение любых вопросов и проблем в их учебной, общественной и личной жизни. Чистосердечное выражение ученической благодарности стоит дорого.
И именно в ней отражается ежедневный и многогранный труд Розы Асановны.
В 41 раз прозвенел звонок для всегда любимой учительницы и, как всегда, ее окружат дети. И каждый — единственный и неповторимый. Весь свой талант, все свое мастерство, все свои чувства и мысли направляет она на воспитание будущего поколения.