Памяти Елены Александровны Касьяновой (5.03.1947-06.01.2025).
У меня каждый месяц имеет какой-то оттенок цвета, настроения, ассоциируется с чем-то или, например, какими-то воспоминаниями, оставшимися в моей памяти навсегда. Вот, например, скажут мне: «ИЮЛЬ», и память мне рисует голубое, бездонное прозрачное небо, слепящее солнце, стоящее в зените, праздничные дни долгожданного отпуска, запах моря, шелест волн…
Или взять, например, следующий месяц — АВГУСТ. Сразу вспоминается обильный урожай фруктов, даров леса — грибов и ягод. Ну а СЕНТЯБРЬ? СЕНТЯБРЬ у меня был и будет праздником детства, праздником 1 сентября, праздником веселых встреч с одноклассниками после каникул, о тех десяти счастливых годах, пролетевших как один день, воспоминаний о наших учителях, с которыми лично мне так повезло в моей жизни.
Время раскидало нас, бывших одноклассников, по разным городам, странам и континентам, но общие воспоминания и переживания объединяют нас в памяти нашей. И вот, получив в помощь соцсети, мы, как говорится, зависаем там с удовольствием, общаемся так же, как и в детстве и юности, оставаясь теми же Светками, Наташками, Сашками и Ваньками, хотя каждому перевалило за уже пятьдесят. Да, время, однако…
Разговаривая между собой, узнаешь кто и где живет, кем стал, и как это обычно у всех бывает, веселые истории начинаются: «…а ты помнишь, как на уроке математики…». И дальше идет какой-нибудь веселый рассказ, и всегда с теплотой вспоминаем своих учителей — УЧИТЕЛЕЙ с большой буквы, с которыми всем нам так повезло. Все они, наши учителя, были профессионалами своего дела, хотя как-то это звучит не очень, штампованные слова. Я хочу сказать, что у нас были люди, которые ответственно и с душой учили нас. Да как учили!!!!
Например, будучи уже студентом ВУЗа, я никогда не учил заданий по иностранному языку, всегда сдавал чтение и перевод на отлично, а основы таких знаний были заложены в моей 11 школе учительницей Гартунг Эммой Яковлевной. Или вот еще пример — благодаря нашему учителю Касьяновой Елене Александровне я вообще поступил в ВУЗ. Так вышло, что это был решающий экзамен, причем, вопрос не стоял — сдам или не сдам; вопрос был — наберу или нет тот спасительный балл, который мне нужен для поступления, при том, что это была моя вторая попытка поступления. В первый год после школы я не поступил.
Взяв билет на экзамене по физике, прошел и сел у окна в аудитории. Ну думаю, все как в школе: сижу у окна, засмотревшись в него, улетел в мыслях далеко в свои воспоминания, из которых в действительность меня вернули слова экзаменатора: «Молодой человек, Вы будете готовиться или в окно смотреть?» Вот так же и мои учителя «ворачивали» меня в реальность. Все как в школе, улыбнувшись, значит, читаю в билете первый вопрос: ЭДС. И тут в моей голове голосом нашей Елены Александровны зазвучало: «Электродвижущая сила — это скалярная физическая величина, характеризующая работу сторонних сил, то есть, любых сил неэлектрического происхождения». И так далее, как на уроке в школе. Что сказать, проверку знаний я выдержал, и двери в ВУЗ для меня открылись. Уже потом, заканчивая первый курс и сдав экзамен доценту кафедры физики, услышал в свой адрес: «Молодец, давай зачетку, видно, что в школе вам физику хорошо преподавали!» Это была похвала не мне, это признание огромного труда нашей учительницы.
Елена Александровна всегда урок начинала так: зайдя в класс и поприветствовав всех, говорила: «Так, все эмоции, радость и смех оставляйте за дверью кабинета, тут мы будем изучать физику, это всем Вам пригодится, потом будете вспоминать». Каждый из нас по-своему воспринимал и в дальнейшем вспоминал эти слова.
И я вспомнил ее слова. Да где?! В армии. Помню, будучи военнослужащим в свои годы службы, приехала большая проверка в наш полк из Министерства обороны. Проверяющих была тьма, ниже звания подполковник инспекторов там не было. Сдавали проверочные экзамены: отработка нормативов, огневую подготовку, знания материальной части оружия и техники. И вот нашей роте пришел черед показать знания матчасти БМП. Наших офицеров удалили. Они издалека стоят наблюдают, волнуются. Полковник, вызывая из строя по одному, задает вопросы. Пятым вызвал меня, я вышел, представился проверяющему. Вот он и спрашивает: «Расскажи о двигателе этой машины ,его характеристики и особенности конструкции». Я начал, что двигатель такой-то, столько цилиндров, дизельный. И тут полковник, решив углубиться в эту тему, спрашивает: «А почему он так называется?» Я в ответ, что в честь изобретателя такого типа моторов Рудольфа Дизеля, в цилиндрах которых происходят адиабатические процессы. Пауза. Проверяющий полковник стоял и молчал секунд десять. Потом изрек: «Подразделению, в котором солдаты знают, что такое адиабатический процесс, только «отлично». Развернулся и ушел, мы все стоим в недоумении — куда пошел, нас тут еще куча неопрошенных стоит.
Вечером после пережитых событий, офицеры роты во главе с командиром, находясь в приподнятом настроении — ведь благодарность им от полковника была объявлена, спросили, почему у нас так быстро получилось сдать проверку. Я рассказал про адиабатический процесс, и как на нем все остановилось. Посмеялись, получили благодарность и мы.
И все эти слова благодарности, которые я слышал в свой адрес, хочу направить нашим учителями и сказать: «БОЛЬШОЕ СПАСИБО ВАМ ЗА ВАШ ТРУД! НИЗКИЙ ВАМ ПОКЛОН!»
Ваш ученик СШ № 11 г. Кокчетава Васильев Вячеслав. 06.01.2025 г.