В советские времена отдых в санатории был обычным делом. Каждый мог воспользоваться этой предоставляемой государством возможностью и в очередной трудовой отпуск поправить свое здоровье, восстановить силы. И это было очень гуманно и дальновидно — здоровый, полный сил человек и на своей работе, и в семье — большая удача. Страна заботилась о своем труженике, своих ветеранах, которым путевки в санаторий предоставлялись бесплатно.
Добрые традиции должны оставаться. Несмотря ни на что.Так как они проверены временем, люди убедились в их пользе и в них поверили. А потому они возвращаются. Санатории, оздоровительный отдых с пользой для всего организма все больше входят в нашу жизнь. Уже мало кого прельщают места отдыха с популярным некогда разбитным гулянием, громкой музыкой и бранью. Люди ищут места более спокойные для восстановления сил и отдыха всей семьёй, с детьми и родителями. И такой релакс с оздоровительными процедурами признан самым лучшим и научно обоснован.
Сегодня в этот санаторий — один из лучших в крае, сюда, на берег Щучинского озера, обрамленного горами и лесами, едут отдыхать и лечиться люди со всего Казахстана и даже иностранцы. И не только потому, что воздух здесь особый, вобравший целительную силу хвои и разноцветья трав, но и потому, что в самом санатории подход к отдыху и лечению профессиональный. Все продумано с учётом сил и состояния здоровья человека — и лечение, и отдых.
Санаторий оснащен современным оборудованием для необходимой в каждом конкретном случае реабилитации, и его арсенал постоянно пополняется, радуя пациентов и помогая многим из них справляться с тем или иным недугом. А основу нынешнего успеха заложил талантливый врач и умелый организатор Каирбек Бриншинов, возглавивший коллектив в самые трудные времена, и, совершенствуя год за годом санаторий, добившийся его признания и уверенных побед в республиканских конкурсах.
Тогда, накануне двухтысячных, когда все рушилось и закрывалось, царила полная растерянность в будущем и том, что и как надо делать, только истинные лидеры, Прометеи, не падали духом, брали на себя ответственность и вели других за собой. Таким был доктор Бриншинов. Кто бы мог подумать, что в непонятном для многих 1998 году, когда экономика в стране рухнула, и работы то у многих людей не было, он начнет восстанавливать брошенный и неиспользуемый несколько лет санаторий? Это казалось утопией. Но только не ему. Жизнь продолжается. А значит надо делать свое дело, которое ты знаешь и любишь. И все придёт, обязательно вернётся на круги своя.
Санаторий символично назвал именем внука «Алмаз». Чтобы он со временем засиял всеми гранями, дал людям так нужное им во все времена, а особенно в трудные — исцеление.
Судьба его неотделима от судьбы родного края и многих его сверстников. Родился он в победном сорок пятом, счастливый год — долгожданного мира, всеобщего подъёма и большой радости в семье от рождения сына — первенца. И, как это принято в хорошей казахской семье, она стала многодетной, после него родилось ещё четверо его сестрёнок и братишка. Жили они в небольшом селе Партизанка Макинского района, послевоенные трудности коснулись всех, поднимать детей родителям пришлось нелегко и Каирбек, как старший, с раннего детства, а потом и всю жизнь, помогал своей семье. Лишь только закончил семь классов, сразу пошел в совхоз работать, чтобы помочь прокормить младших. И лишь через три года продолжил учебу в школе — интернате, получил среднее образование и поступил в Целиноградской медицинский институт. Это были лучшие годы, он с головой окунулся в познание любимого дела, много читал, успешно проходил практику, учился у именитых профессоров, впитывал их мастерство и подходы, мечтал о том, как он сам начнет лечить своих земляков.
После окончания института получил распределение в город Кокчетав, а интернатуру проходил в Целиноградской областной больнице. В те времена больницы на местах были не укомплектованы, врачей катастрофически не хватало, а потому способному, подающему надежды доктору предложили возглавить Джалтырскую участковую больницу. Это было недалеко от дома и он согласился: так он сможет помогать семье. Пять лет, с 1972 по 1977 год он лечил своих земляков, отказываясь от более престижных мест и должностей из-за болезни отца и необходимости помочь младшим сестрам и брату выучиться и получить соответствующее образование.
Работая же в глубинке и хорошо зная нужды сельчан, их проблемы, сумел так организовать дело, что скоро больницу было просто не узнать. Проявил свои организаторские способности, талант убеждать и добиваться своего ради дела. Так в больнице появилось водоснабжение, санпропускник, душевая, были оборудованы прачечная и кухня, улучшилось необходимое медикаментозное и хозяйственное снабжение. Преобразился и общий вид больницы, двухэтажное здание на 50 коек обслуживало теперь сразу три совхоза, сельчане были очень довольны.
Видя неоспоримый талант руководителя, профессионализм и чуткое, заботливое отношение к пациентам, в 1977 году начальник облздравотдела подписывает ему назначение в Краснознаменскую (ныне Егендыколь) районную больницу на 225 коек — главным врачом.
И это тоже было трудное и довольно проблемное место. Не хватало кадров, на всю больницу было всего шесть врачей. Не всегда была вода, часто ее просто не хватало, бездорожье.
Но ему повезло. К руководству районом пришли грамотные руководители, твердые в своих решениях профессионалы, у которых было чему поучиться: Андрей Браун и Амангельды Уразалин. Это были творцы своего дела. И Каирбек Бриншинов старался не отставать от них. За годы его работы районная больница постоянно занимала в области ведущие места по всем показателям медслужбы. Особенно отличалось терапевтическое отделение, которое возглавляла его супруга, большой мастер своего дела, врач высшей категории Зайра Мусабаева — его опора и надёжное крыло. Возглавляемая ею терапевтическая служба за те семь лет, что они там работали, дважды занимала второе место в области.
Сам же главврач занялся вплотную оснащением больницы, которая досталась ему в крайне плачевном состоянии. Пришлось заново отлаживать систему отопления в отделениях, установить бесперебойное водо- и электроснабжение, канализацию. Пригодился опыт, полученный во время работы главврачом участковой больницы. Часто вспоминал, как непросто было там на первых порах, и здесь пришлось потрудиться, что называется « засучив рукава». Хозяйство то большое.
А ещё надо было содержать в образцовом порядке Баумановскую врачебную амбулаторию, Калининскую участковую больницу, а также ФАПы всех совхозов района. И это ему удалось сделать. Умелое руководство подняли его авторитет, безукоризненной стала дисциплина сотрудников, прекратились опоздания, улучшилась организация приема больных врачами, обеспечение пациентов всем необходимым для нормального лечения в больнице. Появились и новая спецодежда, добротные матрацы и подушки, постельное белье, столовое оборудование, продумано диетическое питание. В его руководстве не было мелочей, он хорошо знал, что на успех общего дела влияет все: и профессионализм медработника, и условия его работы, и забота о пациентах.
Планов было громадье. А финансов часто на них просто элементарно не хватало. И, видя, как старается главврач, ему на помощь приходили директора хозяйств, так появилось новое оборудование в физиокабинете и лаборатории. А так как реанимации тогда не было, Каирбек Бриншинов организовал в каждом отделении палаты интенсивной терапии и палаты для участников Великой Отечественной войны.
Решать надо было срочно и кадровый голод. Когда он принял районную больницу, в ней было всего шесть врачей. На следующий год сам лично поехал в Целиноградской мединститут и присутствовал при распределении студентов, уговаривая поехать работать в свою больницу. И ведь получилось. Многие тогда выбрали глубинку, как первый шаг в профессию. Осенью того, 1978 года, в их Краснознаменской центральной районной больнице уже работало 32 врача, включая пять специалистов СЭС. Образовался здоровый молодой трудоспособный коллектив. Наставниками молодежи стали опытные доктора: акушер- гинеколог Мусалимова, хирург Ахмедов, терапевты Мусабаева, Лесовая, педиатр Зинковская, инфекционист Зинковский. Это были профессионалы своего дела и у них было чему поучиться. Все приходили на помощь друг другу, делая все необходимое для того, чтобы вылечить, спасти своих пациентов. Девиз врачей: один за всех и все за одного! Несмотря на то, какое это отделение, если ты дежуришь, это был твой больной, и ты должен был знать о нем все, чтобы в нужный момент оказать необходимую помощь. А дежурный оставался один на все пять отделений. Так что профессионализм здесь оттачивался ежедневно. Были и горести, и радости, победы и неудачи, но побед было больше и становилось с каждым разом всё больше по мере роста мастерства и профессионализма. Всем прибывшим врачам были предоставлены квартиры. И это тоже была неоспоримая победа главврача Бриншинова. Он сумел-таки убедить руководство района, что без специалистов, без квалифицированной заботы о здоровье населения очень трудно двигаться вперёд. Медпомощь нужна на месте.
Это были очень нелегкие годы становления. Когда коллектив должен был поверить главврачу, а он их проверял на стойкость и выдержку. Сам лично смотрел за тем, чтобы доктора были высококвалифицированными, внимательными к людям, чтобы население тянулось к выбранному доктору, делал все, чтобы доктора работали над собой, посылал на специализации. Открыл новые кабинеты врачей дерматовенеролога, психонарколога. И с каждым годом перемен становилось больше. Больницу было не узнать.
Умелого руководителя и большого профессионала своего дела не могли не заметить, в 1984 году его направляют заместителем главного врача в Боровое, помочь в открытии нового санатория «Целинный железнодорожник», а вскоре переводят главврачом санатория имени Сакена Сейфуллина на 150 мест, тоже от Целинной железной дороги. И здесь он воочию раскрыл свои способности, обустроил и осовременил санаторий, дал ему второе дыхание. Видя незаурядные способности и знание дела, профессионализм, через пять лет его направляют главврачом самого большого тогда в курортном крае санатория «Зелёный бор» на 350 мест. И в нём также, как и в предыдущих коллективах, с его приходом забурлила жизнь, пришло обновление, была сделана ставка на профессионализм и современные требования, созданы условия для оздоровления получающих реабилитацию и необходимое восстанавливающее лечение пациентов.
Но пришли другие времена. Развал Союза, отсутствие средств, банкротство. Пережить это было всем трудно. Но мудрый человек и дальновидный руководитель не мог не понимать, что это не навсегда, что нужно постараться сохранить то, что есть, всеми силами. И он решается взяться за восстановление хоть какого- то брошенного санатория, выкупить удалось лишь полностью пустовавший к тому времени «Автомобилист», без окон и дверей, батарей, где было разграблено и растащено все, что только можно.
Это был беспрецедентный, а некоторые тогда прямо назвали его, и — безрассудный шаг. Но он на него пошел. Помогли родственники, взял денег взаймы. И санаторий получил новую жизнь. Волей и смелостью одного человека, прошедшего к тому времени большую жизненную школу и практику, получив богатый опыт руководителя. Вначале это был лишь отель с санаторно- курортным лечением, со временем люди стали приезжать сюда не только на выходные, но и на большее время, чтобы восстановить здоровье, подлечиться на свежем целительной воздухе соснового бора. И это была его цель. Которую он стал шаг за шагом осуществлять. Уже с 2000 года это был санаторий и стал работать не только летом, но и круглогодично. Как это все достигалось, трудно даже вспоминать. В разграбленном здании, где были одни стены, все начиналось с нуля, что покупали, что давали знакомые или брали напрокат. После работы в первое же лето на вырученные деньги покупали необходимое оборудование, мебель, устанавливали в номерах душевые.
Но что было, пожалуй, самое главное, с первых шагов вёлся очень грамотный подход к восстановлению здоровья людей, и это привлекало. А планы руководителя шли ещё дальше, осуществляясь год за годом и расширяясь. В мечтах было строительство ещё одного здания, бассейна, переоборудование столовой и лечебного корпуса. Они тоже должны были отвечать все возрастающим требованиям дня и подлежать модернизации. Но это самому создателю санатория «Алмаз» не удалось довершить. В год своего шестидесятилетия Каирбек Бриншинов тяжело заболел, и его не стало, новатора санаторного дела и его преобразователя, смелого и решительного человека, который не боялся трудностей, преодолевал их, взявшись за дело, засучив рукава. Это была поистине невосполнимая потеря. Но осталось его дело, поднятый им из руин санаторий, осталось доброе имя. Осуществить задуманное взялись его родные, жена и сын, не дали оборваться мечте на полуслове.
Жизнь продолжается. А значит и мечты, самые смелые и дерзкие, должны осуществляться, обретать свои крылья для полета. Такого вот полета, через всю жизнь, наполнившего душу высоким смыслом и благородной целью, к которой идти, не отступая. Как Каирбек Бриншинов.