29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

В гостях хорошо, но дома лучше. Часть вторая

Продолжение. Начало по ссылке.

А самым распространённым продуктом питания там считались орехи и бананы. Что такое бананы, нам всем известно. А вот орехи там особые. Особенность их состоит в том, что они большие, как у нас дыни, или арбузы. К тому же, чтобы съесть такой орех, из него прежде нужно выпить или вылить вкусный сок. И странно то, что сок этот, несмотря на жару, всегда прохладный. И каждый орех содержит такой жидкости примерно литр-два. И потом можно есть и мякиш. Он отличается от нашего арбуза или дыни большей плотностью, но приятный на вкус.

Однажды я одним таким орехом вынужден был обедать. И вполне насытился. И это было весьма практично и питательно. Дело в том, что эти растения там растут свободно, как бы сами по себе. У нас такие растения называют «дичками». Их не нужно сажать, выращивать, за ними ухаживать. Всё это произрастает в естественных условиях, само по себе. Как у нас – грибы. Людям только и остаётся пойти вовремя за селение и всё это уже созревшее собрать. О каких-то крестьянских хозяйствах, огородах, сколько я ни пытался выяснить, меня никто не мог понять, что я хочу узнать. Стало быть, нет там, и никогда не было подобия наших колхозов или совхозов, бригад Коммунистического труда. Люди живут как бы каждый сам по себе. Вероятно, всё это и диктует там такие условия, что много людей целыми семьями живут прямо на улицах. Видел, как целыми семьями собирались они у водоразборной колонки, и полностью мылись, раздетыми донага, как у нас в бане.

Городская жизнь налажена, подобно нашей. Есть там фабрики, заводы, мастерские, на которых и занята основная часть городского населения. Почти всё городское население проживает в благоустроенных домах, с той лишь разницей, что во всех отсутствуют входные двери. Когда я спросил, почему домов не закрывают, мне пояснили, что из-за дверей в таких домах становится очень жарко — настолько, что там находиться невозможно. У нас применяются двери, чтобы сохранить в домах тепло. Там же всё делается, наоборот, для того, чтобы это тепло изгнать из квартиры. А запускать туда больше ночной прохлады и свежего воздуха. Даже устраивают сквозняки. Правда, в городе функционирует огромное число и частных производств, таких, как небольшие ремонтные и сапожные мастерские, точки питания, швейные цеха, парикмахерские, другие мелкие участки.

Перед моим отъездом хозяева решили преподнести мне сюрприз. Не говоря ничего, посадили в авто и мы поехали. Приехали ни то в сквер, то ли парк. Подвели к раскидистой пальме и говорят: «Вот это дерево посадил ваш знаменитый земляк ещё в конце ХIХ века». Указывают на табличку, написанную на английском языке. И называют фамилию: «Антон Павлович Чехов». Я действительно того не знал. Потому был приятно удивлён тем, что ещё в ХIХ веке, когда не было ни самолётов, ни поездов, русский человек смог добраться в такую даль, что мне казалось концом света, и оставил там о себе память. Даже показали какую-то книгу Чехова, правда, переведена она на английский язык.

Конечно, за короткое время пребывания, узнать и понять всю палитру жизни этого весёлого и жизнерадостного, хотя и бедного, народа, естественно, не пришлось. Но, кажется, всё, что удалось увидеть и понять об этой стране за короткое время пребывания, я вам добросовестно рассказал из того, что наиболее поразило и запомнилось.
А теперь приглашаю вас к знакомству, хотя так же с азиатской, но совсем иной страной. Но, это была уже другая поездка.

О том, что мне предстоит командировка в Индию, меня предупредили заранее. Естественно, я и начал готовиться, чтобы хоть что- нибудь узнать, кроме школьной программы, об этой загадочной стране. И мне это удалось. К началу поездки я ужё чётко уяснил, что это государство Южной Азии на западе граничит с Китаем и Бирмой, омывается Бенгальским заливом и Аравийским морем. А с другой стороны граничит с Пакистаном. И только на своей северной стороне, небольшим участком соприкасается с югом СССР. Мне так же удалось выяснить, что к этому времени Индия занимала площадь в 3,3 млн кв. километра. А население составляло 700 млн человек. Ничего не скажешь – крупная страна. Состояла она из 22 штатов. Потому, изначально показалась, что Индия — весьма большое, мощное и загадочное государство. Что и интриговало.

Прилетел в Дели. В отличие от Шри-Ланки, в аэропорту встретили дружелюбно. А прибыл туда как раз в канун Нового Года. И, в силу разности времени года, это явно ощущалось в том, что, хотя и было здесь, по-летнему тепло, но невыносимая жара не донимала. И не пришлось бежать в туалетную комнату, чтобы переодеться. Одним словом, все благополучно, и даже шикарность я ощутил в том, что поселили меня, похоже, в люксовый номер. Естественно, в нём не было такого животного мира, с каким приходилось столкнуться в Коломбо. К тому же, здесь стол в гостиничном номере, был переполнен экзотическими южными фруктами, овощами и напитками. Да и ещё стоял вентилятор и холодильник, наполненный снедью. Одним словом, начало поездки оказалось весьма удачным. Вплоть до того, что на другом столе лежала бумага, конверты и авторучка. У кровати стояли свежие тапочки. В углу комнаты светился телевизор, а рядом с ним — кнопка для вызова обслуживающего персонала, и телефон.

Называю эту страну «загадочной» потому, что всё то, что приходилось запоминать из учебников истории и географии в школе, настолько расходилось с реальностью, что, казалось, находишься совсем в другой азиатской стране, только не в Индии. Тогда это государство считалось самым дружелюбным к СССР на всём азиатском континенте. Даже дочь Сталина Светлана была замужем за индусом. И там проживала. А Премьер-министром Индии являлась Индира Ганди. Советский Генеральный секретарь КПСС Брежнев, казалось, был в неё влюблен. И эта притягательность была взаимной настолько, что их тёплые дружеские отношения сказывались и на отношениях наших Государств. Однако увидеть И. Ганди, там, хотя бы по телевизору, мне не удалось. Забегая наперёд, скажу: отдавая дань памяти и уважения этой Великой Женщине Востока, я, с букетом свежих цветов, поехал к её могиле. Возложил. Тем самим, как бы отдал дань памяти Советского человека этой неутомимой в политике Государственной деятельнице.

Чтобы рассказать всё увиденное и услышанное об этой неординарной стране, там нужно, по крайней мере, хотя бы месяц-два пожить. Мне такое счастье не улыбнулось. Но, тем не менее, даже за короткий срок, эта страна умеет и способна поразить даже любого скептика, несмотря на то, что Индия почти 200 лет являлась колонией Великобритании, что не способствовало её прогрессу, и это просматривалось и ощущалось во многом даже теперь.
После того, как я уже разместился, пришёл дежурный, пригласил на ужин. Я зашёл в ресторан, где гремела во всю музыка. Посетителей было не мало. Меня встретила нарядная симпатичная официантка и проводила к некому прилавку, на котором стояло много сверкающих чугунков, которые подогревались снизу горевшими фитилями. И, больше поясняя жестами рук, чтобы из них брал себе то, что понравится.

Позже я узнал, что так в Индии обслуживают всех по принципу «Шведского стола». Я, не понимая, что там вкуснее, а любимой мной жареной картошки не было, я большой ложкой зачерпнул из первого чугунка то, что в нём находилось и парило. И с полной тарелкой сел за свободный стол. Почувствовал, что явно проголодался, и вилкой, зачерпнув полнее еды, положил в рот. Во мне словно вспыхнул живой огонь. Глотнуть это я не мог. А что делать дальше – не соображал. Благо, подбежала та же официантка, и жестами и несколькими словами пояснила, что я набрал самой жгучей перцовой еды. И тут же мою миску унесла, а принесла белый тушёный с мясом крупный рис. Одним словом, в итоге, как любили говорить индусы, ужин прошёл на уровне: «Всё о, кей!»

Однако, своеобразное лицо повседневной Индии я ощутил на второй день, когда добирался до места службы. Улица была переполнена людьми.

Создавалось впечатление, что в городе никто не работает, а многие бьют баклуши, или выступают прямо на улице с разными фокусами и змеями. На самом деле, как позже выяснил, все эти праздношатающиеся люди и фокусники были никто иные, как безработные. Вот мне и подфортунило. Вдруг, гляжу, ни с того, ни с сего у меня на шее оказался некий серый толстый рукав. Но «рукав» не заставил долго ждать, гляжу, а он одним концом поднимается к моему лицу, раскрывает рот, и им щёлкает. Я, хотя и испугался, но явственно понял, что был то вовсе не рукав, а настоящий удав. Не знал, что делать.

Но, тут же подбежал парень, и говорит на русском языке: «Русский дай!». Я обомлел. Ибо эта ползучая тварь, поднималась всё выше, пытаясь достать моё лицо. Я мгновенно пошарил в кармане, достал пару конфет, и подал их индусу. Он качнул головой, дав понять, что конфеты ему не нужны, а произнёс слово «руппи». Так в Индии называют деньги. Пришлось вторично залезать в свой тощий карман, и доставать те самые руппи. Тут же тот же парень снял с меня эту гадость, и повесил удава себе на шею, как мы вешаем шарфы. И тут же моментально скрылся в толпе.

На рабочем месте я узнал, что в то время Индия состояла из 22 штатов. Официальным языком считается государственный язык хинди. Однако им пользовались в стране мало. А в силу того, что Индия длительное время являлась колонией Великобритании, что повлияло на её уклад жизни, национальную культуру и язык, то вторым языком, как бы не официально, там является английский. Кроме того, в этой стране каждый штат имел свой национальный местный язык. К примеру, хиндустанцы, телугу, маратхи, бенгальцы, бихарцы, тамилы, пенджабцы и другие. Одним словом, сколько штатов, столько и действовало там официальных языков.

А вообще в разговорной речи там используется почти 900 языков. Только на одном в стране разговаривают сотни человек. А другими владеют тысячи. И, как ни странно, а всё это никого не беспокоит, не вызывает зуда, нареканий, упрёков или языковой проблемы. Люди всегда находят общий язык.

(Продолжение следует)