29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан
Понедельник, 16 сентября

Андрей Губенко

Пакет законов по вопросам противодействия торговле людьми одобрен Сенатом

Пакет законов по вопросам противодействия торговле людьми, ранее принятый Мажилисом 27 июня 2024 года, одобрен Сенатом и направлен на подпись главе государства. Поправки нацелены не только на борьбу с современным рабством, но и усиливают ответственность за вандализм, пишет Zakon.kz

Рабство – это древнее зло – по-прежнему существует, хотя и незаконно. Подсчитано, что годовой оборот этого криминального бизнеса во всем мире составляет 270 млрд долларов. И доходы работорговцев растут год от года. Как и число вовлеченных.

Современное рабство, впрочем, этим именем не называют. Говорят так: торговля людьми и эксплуатация. Программный международный документ, где дается классическая формулировка, что это такое и как с этим злом бороться, появился в 2000 году. Именно тогда была принята Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, подписанная на Сицилии, в городе Палермо (по иронии судьбы, родине организованной преступности).

Одним из приложений, дополняющих конвенцию, являлся Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, называемый Палермским.

В 2008 году Палермский протокол был ратифицирован Казахстаном. Однако соответствующий полноценный закон в РК так и не приняли. Все, что есть, – это статья 128 в Уголовном кодексе, устанавливающая санкцию за торговлю людьми. Но без сопутствующего инструментария (начиная с понятийного аппарата и заканчивая уполномоченными органами) бороться с этим явлением нереально.

И вот этот инструментарий, наконец, появился. Принят Закон РК «О противодействии торговле людьми». Но пока еще не подписан главой государства и, соответственно, не введен в действие.

Как защитят жертв торговли людьми

Начнем с того, что законом вводится новый понятийный аппарат. Определены следующие понятия: «жертва торговли людьми», «потенциальная жертва торговли людьми», «уязвимое положение», «идентификация жертвы торговли людьми», «реабилитация жертв торговли людьми» и другие.

Объясняем по порядку.

Итак, потенциальная жертва торговли людьми – это физическое лицо, находящееся в уязвимом положении. В свою очередь уязвимое положение – это состояние, в котором лицо стало или может стать объектом эксплуатации вследствие:

«Материальной, психологической или иной зависимости, несовершеннолетия или пожилого возраста, сиротства или безнадзорности несовершеннолетнего, беременности, инвалидности, психического и иного заболевания, злоупотребления наркотическими, алкогольными или психотропными веществами, безработицы, бездомности, а также неурегулированного правового статуса».Пп. 5) статьи 1 Закона

Так вот, такая потенциальная жертва может обратиться в уполномоченный орган за прохождением идентификации, либо те сами могут инициировать таковую. И если она прошла положительно, то потенциальная жертва будет признана реальной (пп. 7) статьи 1 законопроекта):

«Жертва торговли людьми – физическое лицо, идентифицированное как жертва торговли людьми независимо от наличия факта досудебного расследования по данному поводу, а равно лицо, признанное в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РК потерпевшим от преступлений, связанных с торговлей людьми».

И такой жертве будет обеспечена всесторонняя законодательная защита и поддержка. Какая именно? Это составляет содержание статьи 17 Закона, а если говорить шире – то и всех его 25 статей, а также множества новелл в различные законы и кодексы.

Так, статьей 17 закона регламентировано, что лицо, идентифицированное в качестве жертвы торговли людьми, имеет право:

  • обращаться за получением специальных социальных услуг;
  • в качестве лица, находящегося в трудной жизненной ситуации, обращаться за социальной помощью;
  • получать компенсацию из средств фонда компенсации;
  • на осуществление трудовой деятельности без разрешения местных исполнительных органов на привлечение иностранной рабочей силы и т. д. (всего 16 пунктов).

Или приведем такой пример. Кстати, этой нормы не было изначально в законопроекте, она предложена депутатами Мажилиса в процессе обсуждения.

В соответствии с международными стандартами, в том числе с Конвенцией Совета Европы о борьбе с торговлей людьми, жертвам предоставляется 30-дневный период на обдумывание для сотрудничества с правоохранительными органами. Это делается в связи с тем, что жертвам, которые подвергались эксплуатации и находились под психологическим и физическим давлением, необходимо время для восстановления, принятия осознанного решения и исключения морального травмирования.

И вот такой же 30-дневный срок в период реабилитации будет предоставляться иммигрантам, выявленным и идентифицированным в качестве жертвы торговли людьми на территории РК.

Как «посадить» рабовладельца

Виды эксплуатации существуют следующие: трудовое рабство, принуждение к проституции и попрошайничеству, торговля органами. Это цель торговли людьми. Но в международном праве, в том же Палермском протоколе, также указываются способы получения контроля над человеком для торговли и последующей эксплуатации: от угрозы применения силы до обмана и похищения. И это очень важный момент. Однако в РК он ранее не учитывался.

В Уголовном кодексе РК (пп. 1) статьи 3), где дается определение эксплуатации, перечислены ее виды, но никак не затронуты способы осуществления этих действий.

Поэтому-то затруднительно и применять часть 1 статьи 128 УК, устанавливающую санкцию за торговлю людьми и эксплуатацию. Ведь в том же трудовом рабстве не заключаются договоры. И «рабовладелец» просто избегает наказания, поскольку доказать эксплуатацию проблематично. Максимум, что можно инкриминировать «рабовладельцу», – нарушение трудового законодательства. Если же в состав преступления включить способ (например, обман и злоупотребление доверием), то задача для правоохранительных органов существенно упрощается.

Теперь же национальное законодательство приводится в соответствие с международным договором, который Казахстан ранее ратифицировал. В самой статье 128 УК (пункте 1, где приводится основной состав преступления) решили ничего не менять. Но расширили понятие «эксплуатация человека» в пп. 1) статьи 3 УК, добавив способы:

«Путем применения насилия или угрозы его применения или иных способов принуждения, обмана или злоупотребления доверием, с использованием служебного положения, материальной или иной зависимости».

Помимо этого концептуального нововведения, есть и другие изменения и дополнения в УК:

  • на лиц, совершивших преступление, связанное с торговлей людьми, не распространяются положения об освобождении от уголовной ответственности в связи с примирением (статья 68 УК);
  • статья 128 УК («Торговля людьми») дополняется отягчающим признаком в отношении женщины, родившей в эксплуатации и (или) имеющей при себе несовершеннолетнего ребенка (с целью установления уголовной ответственности за нарушение прав ребенка (на образование, здравоохранение и других, гарантированных Конституцией);
  • вводится новая статья 122-1 УК, устанавливающая уголовную ответственность за получение услуги проституции, оказываемые заведомо несовершеннолетним, достигшим шестнадцатилетнего возраста (часть 1 – до пяти лет, часть 2 – от трех до семи лет);
  • предлагается ввести ответственность за пропаганду или рекламу проституции для вовлечения и сводничества в статью 134 УК «Вовлечение несовершеннолетнего в занятие проституцией» и в статью 308 УК «Вовлечение в занятие проституцией».

Отдельных слов заслуживает еще одна новелла. Дело в том, что сейчас злоумышленниками создаются сайты, веб-страницы, группы и каналы в соцсетях с признаками вовлечения, побуждения, склонения или оказания содействия в предоставлении интимных услуг независимо от способов и форм их предоставления.

Так вот, законопроектом вводится уголовная ответственность за организацию притонов для занятий проституцией посредством использования сетей телекоммуникаций и сети интернет (статья 309 УК «Организация или содержание притонов для занятия проституцией и сводничество», наказывается лишением свободы от трех до семи лет).

Профилактика торговли новорожденными

Меры административной ответственности не столь строги по сравнению с уголовным наказанием, но важны как профилактика.

В Кодексе «О браке и семье» усиливается защита прав новорожденных, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (дополнение в статью 117). Уголовно-процессуальный кодекс дополняется правом потерпевшего на получение специальных социальных услуг. Законопроект по административным правонарушениям предусматривает поправку по введению ответственности за несообщение об оставлении новорожденного сотрудниками медицинских учреждений и организаций для детей-сирот (новая статья 135-1 в КоАП).

Насколько штраф в 10 МРП будет эффективным способом борьбы? Для работников в данной сфере это существенная сумма. Кроме того, новая административная ответственность за несообщение о таких фактах – профилактическая мера. В случае торговли новорожденными будет уголовная ответственность.

Борьба с вандализмом

Уже когда пакет законопроектов был внесен в Мажилис, депутаты добавили в него новеллы, касающиеся борьбы с вандализмом.

Напомним о поручении, которое дал глава государства на третьем заседании Национального курултая 15 марта 2024 года:

«Еще одно крайне негативное явление – вандализм. К сожалению, повальная порча всего, начиная от общественного имущества и заканчивая многовековым культурным наследием, уже стала нормой. Только взгляните на Жумбактас в Бурабае, Кемпиртас в Баянауле, неповторимую красоту которых затмевают различные надписи. Зачем нужно разрушать лифты в жилых домах, детские площадки во дворах, остановки на улицах?! Все это свидетельствует о невоспитанности и бескультурье».

Депутаты отреагировали и внесли соответствующие поправки в законодательство. А именно – в сопутствующие новому закону два других документа: «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам противодействия торговле людьми, проявлению вандализма и порче чужого имущества», «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РК об административных правонарушениях по вопросам противодействия торговле людьми, проявлению вандализма и порче чужого имущества».

Вандализм – это осквернение объектов историко-культурного наследия, памятников истории и культуры, природных объектов, охраняемых государством, надписями или рисунками, или иными действиями, оскорбляющими общественную нравственность. За вандализм в РК могут привлечь по статье 294 УК.

Так вот, ответственность по этой статье не планируется усиливать. Но дело в том, что за вандализм ответственность предусмотрена не только статьей 294 УК. Просто в других статьях нет самого слова «вандализм». Однако в составах правонарушений тоже можно увидеть вандализм. Например, статья 203 УК («Умышленные уничтожение, вывоз или повреждение предметов, имеющих особую ценность»). Но ведь осквернение – это тоже повреждение, не так ли?

Вот в эти нормы – как УК, так и КоАП – и вносятся поправки. Поскольку наказание слишком мягкое. Что и собираются исправить.

Итак, если агрессия направлена не на государственную, а на частную собственность, виновные отвечают по статье 202 УК («Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, повлекшего значительный ущерб»). Сейчас за это предусмотрена санкция в виде штрафа до 2 тыс. МРП. Хотя возможно даже и лишение свободы. Но депутаты предлагают усилить наказание не увеличением максимально возможного штрафа, а установлением минимального в 500 МРП (или 300 часов общественных работ). Чтобы у виновных не было возможности отделаться незначительной суммой.

Бывает и так, что это вандализм по сути, но формально объект не внесен в перечень памятников природы, поэтому нельзя применить статью 294 УК. Например, на скале кто-то написал какое-то слово, не обязательно неприличное, но однозначно неуместное.

Сейчас за подобное вандалам «светит» административное взыскание по статье 434 КоАП «Мелкое хулиганство». Но беда в том, что наказание недостаточное. И теперь его ужесточают. Вносится поправка, целью которой являются разного размера штрафы за мелкое хулиганство в зависимости от того, повлекло оно материальный ущерб или нет.

Дело в том, что, например, и нецензурная брань, и осквернение общественных мест (подъездов многоквартирных домов или сидений в автобусе, или вышеупомянутых деревьев и скал) – все одно мелкое хулиганство. Но осквернение влечет материальный ущерб и поэтому ответственность за него усиливают: штраф не в 20, как сейчас, а в 50 МРП, а то и арест до 20 суток.

Кроме того, увеличивается взыскание и по статье 434-2 «Загрязнение мест общего пользования». Например, оставил мусор в общественном месте, допустим, в парке. Сейчас штраф за это мизерный: 5 МРП. Поправками его подняли до 10 МРП.

Ранее Zakon.kz опубликовал статью о том, что 22 мая 2024 года на пленарном заседании Мажилиса был принят во втором чтении пакет законодательных новелл о противодействии торговле людьми.

Наше сообщество в Вконтакте. Подпишись, чтобы быть в курсе новостей!