29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Искусство управления — в искусстве быть честным

Сегодня я хочу представить вниманию читателей интересную личность, директора ШЛ№6 Гульнару Жантыновну Абдыкасымову, интересного человека, руководителя с сильной творческой составляющей, пользующегося заслуженным авторитетом среди коллег и учеников школы.

— Гульнара Жантыновна, расскажите, пожалуйста, немного о своей биографии. Как Вы пришли в профессию педагога?

— Во-первых, огромное спасибо за приглашение к интервью. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить Вас лично и коллектив газеты «Кокшетау сегодня» за информационную поддержку нашей школы, педагогов города.

Что касается моей биографии, она достаточно скромная. В 1964 году я родилась в Булаевском районе (ныне это район имени Магжана Жумабаева) СКО, на  самой границе с Омской областью.

Дошкольное детство мое прошло в Петропавловске, Целинограде и Усть-Каменогорске. Мой отец Жантын Абдыкасымов всю свою жизнь работал в финансовых органах. В 1971 году отца перевели из ВКО  на ту же должность заместителем начальника управления госстраха по Кокчетавской области. В тот же год, в неполные семь лет я пошла в первый класс восьмилетней школы №7 города Кокчетава. А в 1975 году нас  вместе с учителями перевели в среднюю школу №2. В тот год в здании, где я проучилась четыре года, открыли Дом пионеров.

Вторую школу я окончила в 1981 году. До сих пор с благодарностью вспоминаю своих педагогов – Черникову Веру Филипповну (школа №7), Дорышеву Евгению Николаевну, Марцениус Елизавету Павловну, Кирзо Валентину Ивановну, Петухова Николая Петровича, Мусину Райхан Сулейменовну, Светличную Тамару Владимировну, Полякову Марию Сергеевну, директоров – Агеева Петра Яковлевича (школа №7), Скляр Лидию Васильевну, Товпеко Ивана Ивановича.

После окончания школы №2, по совету моего отца, поступила на физмат нашего пединститута и проучилась там пять лет, получив специальность «Учитель математики и физики». Именно папа, зная мою любовь к математике, посоветовал мне поступать на физмат. Главным аргументом его было то, что это строгий предмет, точная, незыблемая, фундаментальная наука, в отличие от истории и других, как тогда говорили, «партийных» дисциплин.

Спустя десятилетия, я поняла, насколько прав был отец. Сегодня во всем мире учитель математики – одна из востребованных профессий. Я и мои коллеги никогда не останемся без работы, и не только у себя на родине. Сейчас во многих странах мира открываются русскоязычные школы, а математика – это один из главных предметов. Вот и делайте выводы.

Вернемся же к моей биографии. По окончании ВУЗа в 1986 году, я устроилась на работу учителем математики в среднюю школу №6 и проработала там ровно год. Директором школы тогда был Поляков Виктор Андреевич. А в1987 году меня избрали секретарем комитета комсомола с правами райкома пединститута. Спустя три года меня перевели в обком комсомола, где я проработала  до 1993 года. В этот год у меня родился сын, и я ушла в декретный отпуск. С 1994 по 1997 годы я проработала специалистом по воспитательной работе городского отдела образования.

А когда в 1997 году в связи с ликвидацией области гороо расформировали, я перешла работать в СШ №21, где проработала пять лет в должности завуча по ВР и учителя математики. Это были годы безденежья, отключения электроэнергии, хронического холода в школьных помещениях. Были дни, когда мы уроки проводили при шести градусах тепла, при свечке проводили родительские собрания. Школа была тогда криминальная, случались массовые подростковые драки с поножовщиной. Учителя и сотрудники месяцами не видели наличные деньги, в ообщем, это были годы выживания.

В конце 2002 года мы с семьей переехали в Алматы. Там я трудилась в должности эксперта в головном офисе Ассоциации социологов и политологов РК под руководством профессора Бектургановой Б.Е., затем почти шесть лет завучем и учителем в школе-гимназии с.Алмалыбак Карасайского района. В 2010 году по просьбе заболевшей мамы мы вернулись в Кокшетау. Через четыре месяца она умерла с тем же диагнозом – «рак печени», что и наш отец, пережив его почти на 11 лет.

К сожалению, на тот момент мне, учителю математики с  высшей категорией почему-то не нашлось места в школе, пришлось поработать три года в управлении внутренней политики Акмолинской области в отделе анализа и мониторинга. Тогда очень пригодился мой опыт работы в должности социолога в головном офисе АСиП. Кстати, этот бесценный опыт помогает мне как руководителю ученических научных проектов.

Но в 2013 году я все же вернулась в систему образования, успешно выдержав конкурс на должность директора СШ №2. Девять лет я отдала родной школе. За эти годы введена в эксплуатацию пристройка, школа получила статус школы-лицея. Контингент учащихся увеличился в два с половиной раза.

Вообще, на мой взгляд, директорами школ желательно назначать их выпускников. Тогда руководитель будет стараться сделать все для своего родного учреждения, продолжать лучшие школьные традиции, а также с теплотой, как к своим родителям, относиться к ветеранам-педагогам, взрастившим его.

Летом прошлого года, согласно приказу профильного министерства, все директора, проработавшие на этом посту семь и более лет, подверглись обязательной ротации. Так я попала в шестую школу-лицей, где и работаю в настоящее время.

Вас отличает активная жизненная позиция, Вы всегда были такой?

— На самом деле, так оно и есть. Видимо, в силу того, что я – Стрелец, многие черты моего характера точно соответствуют этому знаку Зодиака. Обостренное чувство справедливости, привычка говорить правду в лицо, открытость и желание всем помочь. В четвертом классе я была председателем совета отряда (командиром класса), в среднем и старшем звене – политинформатором. В ВУЗе меня выбирали членом комсбюро факультета, комитета комсомола института, членом бюро горкома комсомола. Кстати, моя мама, Куантай Оразбековна, работавшая долгие годы простым кассиром горбыткомбината, тоже была активисткой. Ее неоднократно избирали председателем профкома, народным заседателем, дважды — депутатом горсовета.

И сейчас я являюсь членом коллегии гороо, членом ОО «Белый блогер», членом МАНЭИиП, членом партии « AMANAT».

В отличие от многих своих коллег, иногда открыто высказываю свое мнение в соцсетях, в частности, Фейсбуке, задаю неудобные вопросы представителям госорганов на различных оффлайн-встречах. Не всем это нравится, если честно. Но иначе я жить не могу. Такой уж я по жизни человек.
Что является Вашим педагогическим кредо?

— Если в двух словах, мое кредо – готовить грамотных конкуретноспособных граждан, патриотов своей страны, которые будут поднимать свое государство, честно служить своему народу. Для меня главное, чтобы мои ученики были, прежде всего, порядочными людьми.

Мое личное мнение, что нет плохих учеников, просто у каждого ребенка своя миссия на земле. Готовя к ЕНТ на факультативах по матграмотности, я старшеклассникам говорю, что выбирать будущую профессию надо согласно своим природным талантам, чтобы работа была всегда в радость. Чтобы человек мог принести максимальную пользу обществу и при этом получать моральное удовлетворение от работы.

— Какой, на Ваш взгляд, должна быть идеальная школа?

— Очень интересный и хороший вопрос. Я считаю, что идеальная школа должна быть максимально полезной и комфортной для детей. Прежде всего, режим учебы. Уроков должно быть не более шести в день. Начало занятий в девять часов. Дети не должны идти по темноте в зимнее время и возвращаться домой в сумерках, для этого должна быть одна смена. Сейчас такая практика есть у нас в городе. В частности, в айтилицее. В идеале такие школы должны быть в каждом микрорайоне города. Дети должны самостоятельно добираться до школы. Без родителей. А для этого строить жилье надо так, чтобы школы и сады находились внутри квартала, и детям не приходилось пересекать автодороги, трассы и так далее. В каждой школе должны быть свои бассейны, спортивные центры, ателье для пошива различных сценических костюмов, теплицы, оранжереи.

Учебники надо выдавать по два экземпляра – один для домашних занятий, один – для школьных уроков. А для того, чтобы зря не тратить бюджетные средства, учебники не надо переиздавать часто. Они должны быть добротными физически и качественными по содержанию. А вот сборники задач и упражнений можно печатать чаще, так как жизнь не стоит на месте, программа должна успевать за быстроменяющейся экономикой. А зачем переиздавать алгебру, геометрию, историю древнего мира и так далее?!

В каждой школе должны быть свои автобусы для экскурсий. Для этого должны быть хорошие зарплаты у техперсонала и достаточный штат сотрудников. Не как сейчас – за «минималку» работают несколько десятков сотрудников: технички, рабочие, электрики, дворники, секретари и делопроизводители, за чуть большую зарплату  — бухгалтера, инженеры и завхозы. Отсюда – частые вакансии, а как следствие, стрессы и постоянная головная боль у директоров школ. Из-за проблем с кадрами страдает работа, а в результате немалые штрафы платят ежегодно руководители учреждений образования.

Учителя и их ученики на всех каникулах должны вместе путешествовать. Отдыхать в загородных центрах, поправлять свое здоровье. Это развивает кругозор, снимает стрессы, сплачивает классы.

Медицинские пункты должны быть оборудованы современной техникой. Почему там не поставить ингаляторы для детей, массажные кресла для учителей и сотрудников, оснастить элементарными приборами для замера уровня сахара в крови и так далее?

Что не устраивает Вас в современной системе образования?

— К сожалению, поводов для разочарования немало. Меня не устраивает тот факт, что работников школы (завучей, руководителей школьных методических объединений, завхозов, соцпедагогов, бухгалтеров, делопроизводителей, секретарей и др.)  много грузят различными срочными отчетами, в виде нескончаемых таблиц.  За день их бывает несколько и все срочные. А ведь у всех этих сотрудников немало своей текущей работы. В советское время отчеты были в начале года и в конце, после всех экзаменов. В течение года школьных работников  гороо и райоо не тревожили и давали заниматься своими прямыми делами.

Хорошо, если эти отчеты запрашивают в рабочее время. Но, к огромному сожалению, они не кончаются вечером, летом в каникулы, во время отпуска. При чем, отправляют информации часто по вацапу. Но в таком случае, государство обязано обеспечить нас бесплатной техникой и связью.  Все эти гаджеты (смартфоны, планшеты и т.д.) должны быть служебными и, уходя домой, сотрудник должен оставлять его в школе на рабочем месте.

Я помню, как нас обязывали указывать номера сотовых телефонов на школьных страницах инстаграм для родителей и всех желающих. Но ведь есть родители, которые могут звонить круглосуточно, когда им удобно! Я считаю, что в таком случае, номера телефонов для служебных нужд тоже должно приобретать государство, потому что есть режим работы, а есть режим отдыха!!!

Мне не нравится, что очень часто проводятся реформы. Приведу лишь один пример. В свое время предмет самопознание вводили во всех классах, тысячи педагогов со всей страны обучались данному предмету на различных курсах. ВУЗы готовили соцпедагогов с правом преподавания самопознания. Потом вдруг резко этот предмет убрали. Социальные педагоги остались на «голой» ставке. Теперь во многих школах соцпедагогов не хватает. А это одна из важных должностей в школе, учитывая, что малообеспеченных,  социально уязвимых семей немало. Им всем нужна забота и помощь государства.

Не устраивает меня то, что руководителям школьных методобъединений не доплачивают, а требуют как с освобожденных работников. Очень низкая доплата за классное руководство. Из-за этого мы иногда теряем сильных педагогов, которые уходят в частные репетиторские центры или другие организации.

Не устраивает меня  и тот факт, что в учреждениях дополнительного образования родители вынуждены покупать краски, холсты, например, за свой счет. Почему государство не может взять эти расходы на себя? Ведь одаренных детей много в неполных или многодетных семьях.

Не нравится мне, что в течение учебного года много проверок. Кто нас только не проверяет – органы ЧС, ДОКСО, СЭС, инспекция по труду, ревком, финконтроль, прокуратура, УВД, акиматы и другие госорганы. Это сильно отвлекает от учебно-воспитательного процесса. Проверяющие зачастую требуют для работы отдельные кабинеты, которых и так не хватает в школе, еще и оргтехнику и бумагу. Я уже не говорю о том, что они дергают многих работников. В том числе и тех, кто ведет уроки. На мой взгляд, все эти проверки надо устраивать в летнее время, во время каникул, не мешая учебному процессу. Это и будет своеобразной приемкой школы перед новым учебным годом.

О проблемах в образовании можно говорить много, если честно. Этому можно посвятить отдельную публикацию.

Какие сильные стороны современной школы Вы все же можете отметить?

— Несмотря на все трудности, бесконечные реформы, плюсов в казахстанском образовании все же немало. Наши ученики сегодня неплохо развиты, побеждают на международных интеллектуальных, научных, творческих и спортивных  конкурсах и турнирах.

Их педагоги имеют неплохую зарплату в сравнении с коллегами из соседних стран. Многие выпускники поступают в престижные заграничные ВУЗы.

Наших выпускников ценят и охотно берут на учебу ВУЗы других стран. Потому что они грамотны, хорошо воспитаны. Большинство не имеют вредных привычек, они дисциплинированы и трудолюбивы.

У современных детей есть право выбора языка обучения. В наше время школ и садов с казахским языком обучения в городе было считанное количество. И те находились на окраинах города.

Сейчас неплохие условия в школах. Есть современные кабинеты, высокоскоростной интернет. В наше время кабинеты были намного беднее, не было таких красивых спортплощадок, электронных библиотек, кабинетов робототехники, шахмат и хореографии.

Современные дети знают несколько языков, у них немало возможностей для саморазвития.

Считаете ли Вы себя успешным руководителем, если да, то в чем секрет успеха?

— Я не считаю, что я самый успешный руководитель. Как и у любого человека, у меня есть плюсы и минусы. Есть взыскания, и есть государственные и общественные награды. Что-то получается лучше, что-то не совсем. Но я знаю, в чем заключается искусство управления. Искусство управления заключается в искусстве быть честным. Кстати, это не мои слова. Это изречение принадлежит одному из бывших президентов США Томасу Джефферсону. Секрет управления прост. Надо жить и работать честно, быть справедливым, соблюдать законы, быть внимательнее к людям и открытым. Подбирать сильные кадры, создавать им условия, поддерживать молодых учителей, поддерживать работников в трудную минуту. Подавать личный положительный пример, думать 24 часа о школе. Защищать своих работников,  если они правы, при этом защищать, не боясь никого. Современный руководитель должен быть грамотнее своих подчиненных на голову и разносторонним, иметь сильный характер и уметь правильно расставлять приоритеты.

Имея 42-летний стаж работы, включая годы учебы в ВУЗе, я пришла к выводу, что в каждом коллективе есть огромные неиспользованные резервы. Не побоюсь сказать, что в любой школе используется процентов двадцать интеллектуального и творческого потенциала коллектива. Это касается и работников, и учеников, и их родителей. Задача руководителя – максимально использовать неиспользованные возможности. Но надо организовать так, чтобы люди с удовольствием вовлекались в творческий процесс, были сами инициаторами новых общественно-значимых проектов.

Приведу пример. В начале учебного года к нам привели девочку в начальную школу. Ее семья переехала из России. Они зашли ко мне на прием. Оба родителя ребенка работают дистанционно, хорошие программисты. Когда мы пообщались с папой девочки, и я рассказала ему о своих планах ввести во внеклассную работу занятия по изучению технологии блокчейн, которой нет в учебной программе, он предложил свою интеллектуальную помощь по составлению авторской учебной программы.

И таких примеров можно привести много. Например, среди родителей есть грамотные врачи, которые могут проводить классные часы для детей и бесплатные лектории для взрослых. Есть юристы, финансисты и т.д.. Надо просто рационально использовать этот ценный потенциал на благо развития детей.

Какими качествами должен обладать современный учитель?

— Современный учитель сегодня работает в непростых условиях. Нужно быть коммуникабельным, стрессоустойчивым, человечным и мудрым. В общем, святым.

Это дар божий, не каждый может работать в школе. Нужно беззаветно любить детей. При чем, всех. Умных и не очень, слабых и сильных, здоровых и больных, ленивых и трудоголиков, открытых и замкнутых, усидчивых и непосед. Так же, как мы любим своих кровных детей.

Нужно быть фанатом своего предмета. Чтобы любовь к избранной науке передать своим ученикам. Надо много прощать и забывать обиды. Нужно иметь сильный выносливый характер, сохранять самообладание в любой ситуации. Быть готовым к конфликтам с неадекватными родителями. Но лучше избегать этих конфликтов. А для этого нужно быть дипломатом. Психологом. Работа учителя сродни с военной. Надо всегда быть в хорошей физической форме.

Современные учителя должны быть продвинутыми в айтитехнологиях. Желательно знать, как минимум, два языка, чтобы в любой момент заменить коллегу, свободно общаться с родителями.

Нужно быть интересной разносторонней личностью, обладать хорошим вкусом. Ведь ученики часто копируют нас, наш стиль поведения. Для многих ребят их педагоги имеют больший авторитет, чем родители. Особенно учителя-мужчины для мальчиков, растущих без отцов. И об этом надо всегда помнить.

***

Пользуясь случаем,  хочу поздравить всех коллег, ветеранов труда, учащихся, родителей и выпускников ШЛ№6 с 80-летием школы и пожелать здоровья, успехов и мирного неба над головой!

Еще раз спасибо за интервью!

Наш блог в Twitter! Будь в курсе новостей!