С работой Кокшетауского общества прав потребителей автору этих строк по журналистской работе неоднократно приходилось иметь дело конце 90-х и в 2000-е годы, когда услугами этого общественного объединения в городе и области пользовалось немало людей, а его активная работа регулярно освещалась на страницах местных газет. Но теперь, к сожаленью, его положение кардинально изменилось, и не идет ни в какое сравнение с тем, что было раньше в то благополучное для него время…
— Сегодня я, по сути, в одиночку работаю не только в Кокшетау, но и во всей нашей области, — говорит Серик Макишев, который вот уже 18 лет возглавляет это общество. — В Щучинске, Макинске, Степногорске и других городах региона ранее хоть как-то работавшие филиалы общества защиты прав потребителей прекратили свою деятельность, потому что им просто не на что сегодня существовать, не имея какой-либо материальной базы и стабильного финансирования. А надо сказать, что в Казахстане после выхода в 1992 году Закона РК «О защите прав потребителей» были созданы 172 общества по защите прав потребителей, а в настоящее время, по причине плачевного состояния, их насчитывается не более 60…
Наша страница в Фейсбук! Подпишись!
Ведь, к примеру, мы сейчас можем формировать свой бюджет только за счет оказания юридических услуг в претензионном и судебном порядке гражданам и за счет добровольных пожертвований предпринимателей, которые понимают, что такая общественная организация нужна людям. Однако сознательных бизнесменов сегодня, увы, прискорбно мало. Поэтому такие организации, как наше общество, могут существовать и держаться на плаву только за счет пенсионеров и энтузиастов. Я, к примеру, пенсионер МВД с 25-летним стажем, а энтузиастов, готовых бесплатно трудиться во благо окружающих людей в наш век «дикого капитализма» уже давно нет. А те, что были раньше, в большинстве своем, к сожалению, уже ушли в мир иной, и теперь я даже не могу вспомнить их имена и фамилии…
С. Макишев с ностальгией вспоминает то время, когда в обществе был штат из семи человек, работали два инспектора, которые проводили проверки по жалобам граждан в торговых точках и на предприятиях, оказывающих различные услуги населению некачественно.
— До 2010 года в нашей стране действовал старый закон Казахской ССР «О защите прав потребителей», согласно которому мы имели право проводить их, но в новой редакции закона эта статья была исключена, — говорит Серик Рахимович. — Аргументировалось это, конечно, в первую очередь особо актуальными в наше время требованиями борьбы с проявлениями коррупции, и это правильно. Наверное, инспектора обществ защиты прав потребителей в республике в свое время злоупотребляли своим положением и допускали противоправные действия, имея возможность раз в год беспрепятственно прийти на любое предприятие бытового обслуживания или магазин с проверкой…
Но, как гласит народная мудрость, всякая палка о двух концах. И сегодня предприниматели, пользуясь этим запретом на проведение проверок со стороны контролирующих органов, ведут себя слишком вольготно, чувствуя такую поддержку со стороны государства. А потому в наши дни некоторые люди, как и прежде, звонят мне по старой привычке и жалуются на то, что купили в магазине батон «задумавшейся» колбасы, булку зачерствевшего хлеба или приобрели какие-нибудь другие продукты с истекшим сроком хранения, сетуют на то, что продавцы их нагло обвесили или обсчитали…
Подписывайся на наш Телеграм-канал! Будь в курсе новостей!
Но как бы там ни было, несмотря свое незавидное нынешнее положение,
С. Макишев сегодня без дела не сидит. Горожане продолжают к нему приходить с жалобами, и никто из них не уходит от него, не получив помощь и поддержку в какой бы то ни было форме. Все обращения аккуратно фиксируются им в специальном журнале регистраций.
— По мере своих возможностей я, конечно, стараюсь обязательно помочь всем, кто ко мне обращается, — заверяет меня Серик Рахимович. — Но возможности мои очень скромны, и когда мне звонят с жалобами, к примеру, на то, что в городских автобусах увеличили плату за проезд до 80 тенге, я ничем людям помочь не могу кроме составления претензий в адрес предприятий, занимающихся пассажирскими перевозками. То же самое и в случаях, когда автолюбители жалуются на плохое качество бензина, т.к. процесс доказательства предоставления некачественной услуги АЗС очень длительный и весьма затратный, а потому никто с ними связываться не хочет…
— В основном моя работа сегодня заключается в том, что с каждым потенциальным заявителем я сначала провожу разъяснительную беседу, подробно объясняя ему его права, — говорит С. Макишев. — Все они в полном объеме получают от меня бесплатную юридическую консультацию, совет или рекомендацию по любому интересующему их вопросу. Ну, а дальше уже по желанию и возможностям жалобщика он пишет заявление, а я готовлю претензию и начинаю работать. Ведь заявителю приходится прибегать к услугам независимых экспертов, а в случае необходимости, к работе подключается юрист-адвокат Юрий Бурда, с которым мы работаем по договору, когда дело доходит до судебных тяжб. Кстати, в настоящее время мы с ним вот уже длительное время работаем по коллективному обращению жителей одного из многоквартирных домов Кокшетау, которые недовольны капремонтом, проведенным работниками СПК «Есиль» еще пять лет назад в рамках программы модернизации ЖКХ. Дело дошло до того, что два месяца назад наш депутат Мажилиса Парламента РК Владислав Косарев даже был вынужден написать письмо в Генеральную прокуратуру РК, т.к. областная прокуратура ответа на обращения граждан не дала.
А в этом году хозяева торгового дома «Мечта», где я снимаю помещение под офис вот уже 10 лет, почти в пять раз повысили цену за его аренду, и поэтому заработанных денег мне уже не хватает на то, чтобы рассчитаться со своим юристом, оплатить аренду кабинета, услуги телефонной связи и приобрести канцтовары. Так что наше общество сегодня находится на грани закрытия, прекращения своего существования…
— Но при этом хочу сказать, что не забывают сегодня наше общество не только простые люди, но и различные организации, которые приглашают меня для участия в своих мероприятиях, заседаниях круглых столов, — продолжает беседу С. Макишев. — В частности, мне нередко предлагают быть наблюдателем при проведении тестирования, на заседаниях комиссий при приеме на работу госслужащих, претендующих на вакантную должность. Не оставляют без внимания нашу работу и местные СМИ, но, правда, журналисты сегодня пишут про нас не так часто, как раньше, когда местные газеты даже публиковали тематические целевые полосы «Потребитель» или отводили на своих страницах специальный уголок, где читателям регулярно рассказывалось о наших текущих делах. Теперь, к сожаленью, о такой гласности в своей работе мы и не помышляем.
В настоящее время, по словам С. Макишева, работа обществ защиты прав потребителей практически не ведется, нет головного центрального органа, и в регионах каждый варится в своем соку, не зная, как обстоят дела у их коллег в других областях и городах.
Наше сообщество в Вконтакте. Подпишись, чтобы быть в курсе новостей!
— О том, чтобы вернулись прежние времена, когда нас собирали на мероприятия в Алматы, я уже и не мечтаю, — говорит С. Макишев. — Сегодня самой важной и острой проблемой является финансирование наших обществ, пусть и по минимуму, для того чтобы в районных и городских филиалах эту работу мог бы полноценно вести хотя бы один человек. Как-то я предпринял попытку выиграть грант, но ничего из этого не получилось — уж больно много кругом охотников их получить. У нас в области, к примеру, сегодня функционируют семь правозащитных НПО и ОО, но организаций, занимающихся защитой прав потребителей в том виде, как у нас, среди них нет. Очень хотелось бы, чтобы о наших проблемах знали наверху, обратили на них внимание и оказали поддержку. Ведь на одном энтузиазме в наше время далеко не уедешь!
…Так получилось, что когда этот материал готовился в печать, нашей семье пришлось тоже обратиться за помощью к С. Макишеву. Дело в том, что мы решили привести в порядок балкон и установить вошедшие сегодня в моду стеклопакеты и панели. Польстившись на то, что одна из фирм предлагала свои услуги по ценам ниже, чем другие, пригласили тамошних специалистов, которые произвели необходимые замеры, а затем монтажник сделал свою работу так, что ее качество нас никоим образом не устроило. В конечном итоге руководство фирмы, хоть и не согласилось с выдвинутыми в ее адрес нашими претензиями, все же демонтировало установленную балконную группу, и деньги нам были возвращены в полном объеме. Скорее всего, на них просто подействовала наша угроза подключить общество защиты прав потребителей и провести независимую экспертизу проделанной работы. В конечном итоге нам пришлось обратиться в другую фирму, чьи услуги хоть и обошлись значительно дороже, но зато ее работой мы остались довольны. Так что этот факт может свидетельствовать о том, что Кокшетауское общество защиты прав потребителей городские предприятия, оказывающие услуги населению, и сегодня хорошо знают и помнят, а потому побаиваются и предпочитают не вступать с ним в противоборство…
А в настоящее время С. Макишев и Ю. Бурда участвуют в двух судебных процессах в Кокшетау и административном центре Буландынского района г. Макинске по фактам реализации некачественных меховых изделий недобросовестными предпринимателями. Так что это общество защиты прав потребителей несмотря ни на что продолжает свою работу, помогая людям, нуждающимся в помощи и поддержке…