Понедельник, Ноябрь 19

Галина Тюшина

воспитатель детского сада №9 «Карлыгаш»

Использование игр-головоломок в развитии у детей логического мышления

В упрощенном понимании логика — синоним ума, то есть это умение думать и рассуждать последовательно и непротиворечиво. Этим и объясняется интерес к вопросу «Как развить логику у ребенка?»

Человек, обладающий развитой логикой, выгодно выделяется из «серой массы» здравым смыслом и рационализмом, и, как правило, добивается в жизни успеха. Развить логику у ребенка — значит, во-первых, обеспечить понимание им причинно-следственных связей между явлениями, процессами и действиями, а во-вторых, сформировать в нем способность к анализу окружающей действительности.

Игры-головоломки или геометрические конструкторы известны с незапамятных времён. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Набор элементов таких игр состоит из фигур, полученных при разрезании по определённым правилам какой-либо геометрической фигуры: квадрата — в игре «Танграм», прямоугольника — в игре «Пентамино», овала — в игре «Колумбово яйцо», круга — в игре «Вьетнамская игра». Эти игры предназначены для развития у детей пространственного изображения, логического и интуитивного мышления. Полезно организовать увлекательные упражнения с геометрическими фигурами «Геометрический конструктор». Цель упражнений — способствовать совершенствованию практической ориентировки детей в геометрических фигурах (уметь вычленять стороны, их пропорциональное соотношение; уметь соединять фигуры с целью получения новой, располагать их в пространстве, предвидеть видоизменение фигур в связи с изменением расположения составляющих частей).

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. С целью развития у детей мышления, я использую различные игры: «Найди лишний предмет», «Найди пару», «Что есть что?», «Поймай рыбку», «Подбери заплатку нужного цвета», «Ассоциации», «Семейка», «Подбери картинку». Такие игры помогают развивать у детей умение мыслить логически, сравнивать сопоставлять и высказывать свои умозаключения.

Наша страница в Фейсбук! Подпишись!

Использование дидактических и логико-математических игр способствует появлению у ребят интереса к познавательной деятельности, развитию их мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук. Немаловажную роль занимает организация самостоятельной деятельности в специально организованной развивающей среде, был создан уголок «Развивающих игр». В свободном пользовании у детей находятся разнообразные развивающие игры: «Мои первые ассоциации», «Геометрические формы», «Что из чего сделано», «Ребусы», «Часть и целое или мартышки учатся делиться», «Лабиринты», «Шнуровки», «Лото», «Кубики для всех», «Уникуб», «Домино», «Пазлы», «Танграм», «Монгольская игра», «Игра с цветом»; настольно печатные игры «Собери картинку», «Поймай рыбку», «Что есть что?», «Найди заплатку», «Подбери картинку»; «Лего», «Мозаики». Материалы и пособия постоянно обновляются.

В этих играх, кроме обучающих задач, я ставлю перед собой задачи личностного характера:

— Научить работать коллективно;

— Придерживаться определенных правил; — Уметь проигрывать, но стремиться к победе честными способами;

— Воспитать чувство товарищества, сопереживания, сочувствия к проигравшему. В тесном контакте с родителями провожу индивидуальную работу, систематически изучаю новинки методической литературы, выбираю из неё интересные материалы и консультирую родителей. Родители с большим удовольствием принимают участие в изготовлении наглядного пособия и методического материала. Такая форма работы способствует тесному сотрудничеству детского сада и семьи по формированию необходимых представлений, воспитывает у ребенка уверенность в своих силах, развивает познавательный интерес.

Используя различные логико-математические и дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что, играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Подтверждением того служит срез знаний. Считаю необходимым и в дальнейшей своей работе использовать логико-математические и дидактические игры для развития логического мышления детей. Формированию у дошкольников логического мышления должно отводиться важное место. Это вызвано рядом причин: обилием информации, получаемой ребёнком и повышенным вниманием компьютеризации.